Родительный падеж имен существительных (Методическая разработка. 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Романова Мария Александровна

Цели урока:

Научиться определять падеж имен существительных (родительный)

Усвоить алгоритм определения падежа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родительный падеж имен существительных

(Урок русского языка в 3-ем классе)

Дата проведения 14 февраля 2018 года

Участники 3-б класс 258 школы

Цели урока:

  • Научиться определять падеж имен существительных (родительный)
  • Усвоить алгоритм определения падежа

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.
  3. Домашнее задание к следующему уроку.
  4. Целеполагание (можно заменить на определение темы урока).
  5. Объяснение нового материала с одновременным повторением изученного ранее («Именительный падеж существительных»):
  • Работа у доски и в тетрадях;
  • Работа с учебником;
  • Работа с таблицей;
  • Отработка алгоритма определения падежа
  1. Подведение промежуточного итога.
  2. Закрепление изученного:
  • Выполнение упражнения из учебника с использованием алгоритма
  • Взаимопроверка (?)
  1. Инструктаж  по выполнению домашнего задания.
  2. Рефлексия.

Родительный падеж имен существительных

(Урок русского языка в 3-ем классе)

Проверьте готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, опорная схема, карточка с домашним заданием.

Встали! Здравствуйте, садитесь!

Открыли тетради, записали:

Четырнадцатое февраля.

Классная работа.

Как обычно, урок русского языка мы начинаем с чистописания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь давайте вспомним словарные слова. К ним добавить падеж, склонение, существительное, именительный.

Проверка правописания словарных слов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выставление отметок.

Открыли дневники и записали домашнее задание на завтра: выполнить задание по карточке (Раздать карточку заранее).

_________________________________________________________________

К доске пойдет _________________________________

С красной строки в тетради запишем предложение:

Иван рубит дрова, Варвара топит печь.

Какие орфограммы мы видим в словах этого предложения? Выделим их.

Отвечает ученик у доски, в случае затруднения – ответы учеников с места.

 (Предполагаемый ответ: правописание имен существительных собственных с большой буквы (Иван, Варвара), безударная гласная в слова дрова – нет чего? дров, дровни (дровни - крестьянские сани; у Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь,…», т.е. едет в лес по первому снегу), печь – с мягким знаком на конце, т.к. существительное женского рода с нулевым окончанием).

Подчеркнем начальные буквы в каждом слове. Посмотрим на прописанные буквы в работе по чистописанию, на словарные слова, на опорную таблицу.

О чем пойдет речь на уроке? (Предполагаемый ответ: речь пойдет о падежах имен существительных.)

Сколько падежей в русском языке? (Предполагаемый ответ: в русском языке шесть падежей).

А вы знаете, ребята, что давным-давно в русском языке было 7 (еще и звательный!) и назывались некоторые из них иначе: сказительный (предложный), виновный (винительный).

Не повезло венгерским школьникам – они изучают 22 падежа, финские и эстонские  – 15.

Какой падеж мы уже изучили? (Предполагаемый ответ: мы изучили именительный падеж имен существительных).

К доске пойдет __________________________

Найдем в предложении существительные, стоящие в именительном падеже, обозначим его, не забыв указать часть речи.

Как определить падеж существительного?

1.        Найти слово, от которого зависит имя существительное (кроме именительного падежа).

2.        Задать падежный вопрос (можно  использовать  слово-помощник).

3.        Исследовать предлог.

4.        Определить падеж)

В древнерусском языке именительный падеж назывался прямым. Почему? (Предполагаемый ответ: прямой, потому что слово стоит в начальной, прямой,  форме).

Давайте вспомним, какими членами предложения являются существительные в именительном падеже? (Предполагаемый ответ: имена существительные в именительном падеже являются подлежащими).

Подчеркнем подлежащие в нашем предложении (работа у доски закончена).

Промежуточный итог (вопросы классу):

На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? (Предполагаемый ответ: существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?)

Чем являются в предложении существительные в именительном падеже? (Предполагаемый ответ: существительные в именительном падеже в предложении являются подлежащим).

Стихотворение дается заранее (читает ученик из класса)

Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаю я падеж именительный.
На суку висит (что?)
– ватрушка!
На заборе спит (кто?)
– старушка! 
С неба к нам летит (что?)
– игрушка!
Соловьем свистит (кто?)
– подружка!
На сосне сопит (кто?)
– хрюшка!
Рассказала все (кто?)
– врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
И запомнила я падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Вызывается один ученик. Он может поставить трем ученикам  отметки за работу на уроке, объясняя, почему он ставит именно такие отметки.

_________________________________________________________________

Могут ли существительные изменяться по падежам? (Предполагаемый ответ: существительные могут изменяться по падежам).

2. Объяснение нового материала.

Кто мне скажет, о каком падеже сегодня на уроке пойдет речь?

Записываем тему урока:

Родительный падеж имен существительных.

(В древнерусском этот падеж назывался РОДНЫЙ)

Откроем учебники и прочитаем, что написано на странице ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель нашего урока:

  • Научиться определять падеж имен существительных (родительный)

А поможет нам в этом девочка АНЮТА. (Показываю картинку, креплю ее магнитом на доске)

Одна девочка пошла в лес за ягодами и заблудилась. Звали девочку Анюта, и училась она в третьем  классе, поэтому не заплакала, а, крепко сжав ручку своей корзинки с ягодами, пошла прямо, никуда не сворачивая. Шла она, шла и вышла к какому-то удивительному поселку. В нем была только одна  улица, которая называлась Падежная. Да, так необычно и называлась – Падежная. На этой  улице было всего шесть домиков, и в каждом жили забавные человечки. Девочка решила пройти по улице и рассмотреть все домики и человечков поближе.

      Подошла к первому домику(крепим на магнит домик) и на табличке увидела странное название "Именительный". Не успела девочка удивиться, как из окошка высунулся человечек, посмотрел на девочку и резко спросил: – Кто это? Затем он перевел взгляд на корзинку. – Что это? – спросил он снова. – Я Анюта, а это корзинка. Не подскажете, как найти дорогу в деревню? Однако странный человечек лишь беспокойно твердил: – Кто это? Что это? Кто это? Что это? – Я Анюта, это корзинка, – терпеливо отвечала Анюта снова и снова.

С красной строки в тетради запишем предложение, найдем в нем все существительные, если сможем, определим их падеж, применяя алгоритм.

К доске пойдет _________________________________

Анюта пошла в лес за ягодами и заблудилась.(Предполагаемый ответ: кто? Анюта. Это существительное, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.  Пошла куда? Но нам нужен падежный вопрос, значит, во что? В лес. Пошла за чем? За ягодами.)

Давайте вспомним еще одну орфограмму. Как с существительными пишутся предлоги? (Предполагаемый ответ: существительные с предлогами пишутся раздельно). Обозначим эту орфограмму.

Определим число у слова за ягодами (Предполагаемый ответ: существительное стоит во множественном числе).

Измените падеж на именительный. Ягода, ягоды.

К доске пойдет _________________________(задание: найти существительные, используя алгоритм, определить падежи)

Девочка увидела домик. Она подошла к окну домика  и постучала.

Разберем по составу слово ДОМИКА.

  1. Определяем часть речи.
  2. Находим окончание, изменяя слово (домик, домику, домиком…)
  3. Выделяем основу (часть слова без окончания)
  4. Подбираем однокоренные слова
  5. Повторяющаяся часть всех однокоренных слов – корень слова.
  6. Ищем приставку (приставки).
  7. Ищем суффикс (суффиксы).

Вызывается один ученик. Он может поставить трем ученикам  отметки за работу на уроке, объясняя, почему он ставит именно такие отметки.

_________________________________________________________________

Наконец, она поняла, что здесь толку не будет, и постучалась в следующий домик, на котором стояло название «Родительный» (крепим на магнит домик). Оттуда выглянул испуганный человечек и затараторил: – Нет никого! Нет ничего! – Да мне ничего и не надо, – успокоила его девочка. – Давай, я угощу тебя земляникой, раз у тебя ничего нет.

Нет – слово-помощник, которое можно подставлять к слову для определения родительного падежа.

Нет кого? Анюты.

Нет чего? Корзинки.

Вывешивается информационная табличка.

К доске пойдет ____________________________________________

Запись предложения.

У открывшейся двери она увидела человечка.  Вокруг человечка  прыгал веселый щенок без ошейника.

Обозначаю предлоги в предложении, выделяя орфограмму.

Помощниками являются и предлоги.  Смотрим на табличку.

Промежуточный итог:

Как определить падеж существительного? (Предполагаемый ответ:

1.        Найти слово, от которого зависит имя существительное (кроме именительного падежа).

2.        Задать падежный вопрос (можно  использовать  слово-помощник).

3.        Исследовать предлог.

4.        Определить падеж)

Например, слово «у двери». Увидела у чего? у двери (проверю: нет чего? двери). Предлог у употребляется при существительных в родительном падеже. Существительное у двери стоит в родительном падеже.

А вот  слово «человечка». Увидела кого? человечка. Вопрос тот же, что и у родительного падежа, но это существительное в винительном падеже.

Человечек с удовольствием умял ягоды, но помочь Анюте не смог. Только поняв, что девочка уже уходит, он жалобно залепетал: – Нет кого? – Нет Анюты. Нет чего? – Нет корзинки и ягод.  

Что-то мне стало жалко человечка: ничего-то у него нет!

А у меня тут и игрушки, и ватрушки, и пирожное, и мороженое.

Все это я  отдаю человечку, а вам усложняю задание (карточка). Измените падеж данных слов на родительный, используя предлоги. Получившиеся пары слов запишите в тетрадь.

Карточка № 1

Образец: лошадь – для кого? для лошади, подруга – для…., молоко – из…, крыша – с…, мышь – кроме …, ложка – без …

Карточка № 2

Образец: подруга – для кого? для подруги, книга – кроме…, чашка – из …, ручка – от …, лошадь – для…, кровать – вокруг…

Подруга

Для подруги

Книга

Кроме книги

Конь

До коня

Камин

Подле камина

Молоко

Из молока

Печь

У печи

Крыша

С крыши

Чашка

Из чашки

Мышь

Кроме мыши

Ручка

От ручки

Ложка

Без ложки

Лошадь

Для лошади

Полка

Около полки

Кровать

Вокруг кровати

Выборочная проверка учителем.

Выделите у существительных в родительном падеже окончания. Какую закономерность вы увидели?

Вывод: у существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе окончания -а (-я) или –и (-ы). в сомнительных случаях пиши и!

Вдруг со стороны другого дома ветер принес запах яблочного пирога.

Как определить падеж существительного?

(Предполагаемый ответ

1.        Найти слово, от которого зависит имя существительное (кроме именительного падежа).

2.        Задать падежный вопрос (можно  использовать  слово-помощник).

3.        Исследовать предлог.

4.        Определить падеж)

На какие вопросы отвечает родительный падеж существительного?

(Предполагаемый ответ: кого? чего? - вопросы родительного падежа существительного.)

Выпишите из предложения словосочетания, в которых есть существительные в родительном падеже.

  • принес с чего? со стороны,
  • со стороны чего? дома,
  • запах чего? пирога

Три мои отметки за работу на уроке _____________________________

 (с объяснением)

(Продолжение этой истории вы сможете узнать на следующих уроках).

Целью нашего урока было научиться определять родительный падеж имени существительного. Поднимите руки, кто не сможет найти в предложении существительные в родительном падеже?

Подумайте, кто умеет определять родительный падеж имени существительного?

Домашнее задание очень простое: записать стихотворение в тетрадь, определить падежи у всех существительных.

Желающие могут придумать продолжение истории Анюты.

Звучит стихотворение «Родительный падеж» (учитель наизусть).

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял,

Без уроков жить мечтал,

Для коллекции снежинки

Языком я собирал,

Около костра плясал

И вокруг двора плясал.

Мне уроки надо делать…

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски…

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Не забуду, хоть зарежь!

Благодарю всех за работу на уроке.

 

Не кричи и не визжи,

Изучаем падежи:

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья И.п.

Плюх!.. торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи Р.п.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье. Д. п.

Сами – чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!В.п.

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй? Т.п.

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье! П.п. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Родительный падеж имени существительного.Подготовка к сочинению. 3 класс

Подбор упражнений на развитие орфографической зоркости учащихся при подготовке к сочинению....

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"

Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;Задачи урока:1.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.2.   Развивать творческие в...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...