3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Предмет: Русский язык

Класс:  3 «е»

Тема урока: Родительный падеж имен существительных

Цели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с особенностями родительного падежа;

- научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

Личностные:

- прививать интерес к языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, учебник Русский язык (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelnyy_padezh_is.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс:  3 «е»

Тема урока: Родительный падеж имен существительных

Цели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с особенностями родительного падежа;

- научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

Личностные:

- прививать интерес к языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, учебник Русский язык (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

≈ 1 мин

- Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

- Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите хорошие только оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Мотивационный

Пр.: упражнение

Сл.: учебная беседа

Актуализация знаний

≈ 5-6 мин

- Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

- Назовите выделенные орфограммы. Определите падеж ИС. (Ответ:Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега-р.п.)

- ИС в И.п. каким членом в предложении являются?

- И чего нет у ИС?

Записывать предложения

Называть орфограммы

Определять падеж  ИС

Называть особенность И.п.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: учебный диалог

Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь

Сл.: рассказ

Пр.: запись упражнения в тетрадь

≈ 10-14 мин

- Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

Найдите в учебнике упр.77, с.43.

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос- чего?, а к каким – кого?

- Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

- В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?

- Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.

- Прочитайте сведения о языке на с.44.

- Назовите вопросы родительного падежа.

- С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?

Прочитайте предложение

Осина и без ветра шумит.

Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

- Найдите упр.78.

Прочитайте пословицы Давайте объясним их смысл.

- Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)

- Выделите окончания.

1) Не сиди без дела

2) Не бояться, не думать

3) Все делается с усилием, с терпением

4) Ждать своего, не торопиться

5) тратить в пустую много сил, применять что-то сильное против незначительного

6) Нужно научиться думать своей головой.

- Прочитайте слова на экране: из-затуч, с плеч, много задач, около крыш.

- какие это слова? Определите число имен существительных.

- Какие буквы увидели на конце слов? (шипящие буквы)

- Стоит ли после них мягкий знак?

- Какой можно сделать вывод?  (Учитель выслушивает мнения детей)

В русском языке есть такое правило:

У имен существительных множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется.

Ставить задачи урока

Определять падеж ИС

Участвовать в учебном диалоге

Записывать словосочетания в тетрадь

Читать и запоминать сведения о языке

Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных

Слушать о происхождении родительного падежа

Объяснять смысл пословиц

 

Читать слова с экрана

Определять число, падеж

Формулировать правило совместно с учителем

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы 

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

4.

Физминутка

≈ 1-2 мин

- Сделаем небольшую разминку.

- Садитесь, продолжаем урок.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач

Работа с книгой: чтение сведения о языке

Сл.: беседа

Пр.: списывание загадки

≈ 10-13 мин

- Прочитайте сведения о языке на с.45.

- Как пишутся ИС  в Р.п. во множественном числе?

(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

- Придумайте и запишите предложение с одним из данных слов с предлогом.

- Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

- найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.

- Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)

- Назовите, в каком падеже дано словосочетание?

- Кто проговорит ее?

- Давайте разберем слово ПЫЛЬ по звукам и буквам.

Читать свеения о языке

Записывать предложение с одним словом в Р.п. с предлогом

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение 80

Отгадать загадки, определить падеж

Выполнять звуко-буквенный анализ слова

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6.

Информация о домашнем задании

≈ 0,5-1 мин

С.45, упр.81.

Записывать домашнее задание

Регулятивные, коммуникативные

7.

Итог урока

Сл.: беседа

Рефлексия

≈ 5 мин

- Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

- Урок был трудный? Что именно?

- Спасибо за урок!

-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока.

Подводить итог урока        

Анализировать свою деятельность 5на уроке

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Открытый урок по русскому языку по теме "Именительный падеж имен существительных" 3 класс

Методическая разработка урока, с планируемыми результатами, целями. задачами урока....

Урок по русскому языку по теме "Дательный падеж имен существительных"

Презентация к уроку русского языка с использованием технологии критического мышления...

конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс...