Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме:
    Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Т.Г.Рамзаева

    Гусева Светлана Анатольевна

    Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    русский язык 3 класс, Рамзаева Т.Г.356.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Фоминская общеобразовательная средняя школа»

                 СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА

    на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Фоминская СОШ»

    __________/Головина И.В.

    «      »________________ 2012г.

    В соответствии с Уставом школы

    СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА

    Заместитель директора по УВР МБОУ «Фоминская СОШ»

    _________/Зарубина Н.В.

    «         »  _________________2012  г.

    В соответствии с Уставом школы

    УТВЕРЖДЕНА

    на заседании

    педагогического совета

    Приказ № ______

    «       » ______________2012 г.

    В соответствии с Уставом школы

                                                                                                                     

                    

                                                            

    Рабочая программа

     Русский язык

    3 класс

    Учитель Гусева Светлана Анатольевна

    Бийск

    2012 - 2013 учебный год

    Паспорт

     рабочей программы по русскому языку

    Тип программы  программа начального общего образования.

    Статус программы: рабочая программа учебного курса

    Назначение программы:

    1. для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
    2. для педагогических работников МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
    3. для администрации МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

    Категория обучающихся: учащиеся 3 класса МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа»

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени:  170 час.

    Форма обучения: очная.

    Режим занятий: 5 часов в неделю

    Формы контроля: текущий контроль.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по обучению грамоте, утвержденного приказом Минобразования России
    2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
    3. Учебного плана МБОУ « Фоминская общеобразовательная средняя школа» на 2012-2013 учебный год.
    4. Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык»

    В наступившем XXI веке общество предъявляет все более высокие требования к начальному языко вому образованию в школе: к его содержанию, структуре, к компетентности учителя. Обучение русскому (родному) языку получает прежде всего личностно-развивающую направленность. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли человека в нем. Полифункциональность языкового образования реализуется в авторской программе по русскому языку, в учеб никах «Русский язык» (1—4 классы), в справоч нике «Русский язык в начальной школе» к учебникам, в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи, в книгах для учителя.

    Учебно-методический комплект и авторская программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование») и позво ляют осуществить совокупность задач начального языкового образования.

    Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка. Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. На осуществление этой задачи и направлена, прежде всего, реализация развивающей функции учебного предмета «Русский язык».

    Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

    1. овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
    2. усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
    3. формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
    4. обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

    В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.

    Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие у школьников навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил: 1)обозначение звуков буквами; 2)перенос слов; 3) раздельное написание слов; 4) написание заглавной буквы.

    Примерное количество слов для словарных дик тантов: 2 класс — 8—10 слов; 3 класс — 10—12 слов; 4 класс — 12—15 слов.

    Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 1 класс — в конце го да 15—17 слов; 2 класс — в конце первого полу годия 25—30 слов, в конце года 35—45 слов; 3 класс — в конце года 55—65 слов; 4 класс — в конце первого полугодия 65—70 слов, в конце го да 75—80 слов.

    Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются по сравнению с дик тантами соответственно на 15—20 слов.

    В начальных классах орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфо графические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.

    Одной из важных задач обучения русскому языку в 1—4 классах является также формирование у обучающихся навыков каллиграфически правиль ного написания слов.

    На начальном этапе обучения детей письменной речи (1 класс) формирование каллиграфических навыков выступает в качестве самостоятельной цели и требует к себе постоянного внимания как со стороны учителя, так и учеников. Поэтому на уроках письма специальные каллиграфические упражнения выполняются в течение всего урока.

    Постепенно, по мере формирования каллиграфиеского навыка, все большее место на уроках русского языка (начиная со второго полугодия 1 класса) отводится изучению основ русского языка. Обу чение каллиграфии в это время не теряет своей важности, но возникает необходимость создать на уроках условия для того, чтобы совершенствовать каллиграфический навык и одновременно формировать навыки грамотного письма (в широком смысле слова). Поэтому целесообразно выде лить во втором полугодий 1 класса специальный урок «Чистописание».

    Во 2—4 классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении его почерка. Дифференцированый подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного об разца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку (как и в формировании любого навыка) невнимание к ошибочному начертанию буквы создает у обучающихся уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. Пяти—семи минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов.

    А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать у обучающихся каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, учить их аккуратности, совершенствовать ритмичность и скорость письма.

    Безусловно, в начальных классах школы, пока не сформировалась техника письма, ученикам трудно совмещать каллиграфически верное и орфографически правильное написание слов, однако это необходимо для овладения грамотным письмом. Этому способствуют строгая дозировка объема письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.

    Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

    Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целой системе. Это предполагает выполнение следующих задач:

    1)освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

    2)знакомство учащихся с нормами литературного произведения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

    Большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков является совершенствование навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. Развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в написанном слове, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, формировать написание слов с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу-щу, чк-чн, и разделительным мягким знаком, с двойными согласными. Ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень» предусмотрено в разделе «Состав слова». Русский язык перемежается с такими учебными предметами как чтение при работе с текстами и применением упражнений по развитию и культуре речи, окружающий мир, при описании предметов, явлений природы. Формой организации учебного процесса является классно-урочная система, контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.

    Контроль над выполнением практической части программы:

    Практическая часть

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    За год

    Диктанты (итоговый контроль)

    2

    3

    2

    2

    9

    Контрольное списывание.

    1

    1

    2

    1

    5

    Изложение

    1

    3

    4

    4

    12

    Словарный диктант

    3

    1

    3

    2

    9

    Тест

    1. По повторению изученного материала

    во 2 классе

    1. «Безударные гласные, проверяемые ударением в корнях слов»

    1. «Части речи»

    1. Итоговый тест за  3 класс

    4

    Объём диктанта/ контрольное списывание

    45-55/ 50-60 сл.

    45-55/ 50-60 сл.

    55-60/ 60-65 сл.

    55-60/ 60-65 сл.

    Оценки за диктант

    «5» - без ошибок и правильная каллиграфия;

    «4» - 1,2 орфогр.ош.,1 испр.

    Оценки за граммат. задания

    (включается 3-5 заданий)

    «5» - без ошибок

    Объём словарного диктанта (проводится 2 раза в месяц)

    10 – 12 сл.

    12 -15 сл.

    Оценки за словарный диктант

    «5» - без ошибок и исправлений, правильная  каллиграфия

    «4» - 1 ошибка, 1 исправление

    «3» -  2 ошибки, 1 исправление

    «2» - 3-5 ошибок

    Чистописание

    Оценки за ведение тетради 1 раз в месяц

                               5-8 минут

    Календарно-тематическое планирование

    Русский язык

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Кол-во час

    Календарные сроки

    Наглядные пособия и технические средства

    Задания для учащихся

    план

    факт

    I четверть

    40

    Повторение

    16

    Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие)

    1

    Написать «Как я провел летние каникулы»

    Однокоренные слова

    1

    Упр. 8 правило

    Звуки и буквы.

    1

    Упр. 12

    Алфавит

    1

    таблица

    Упр.16

    Звуки гласные и согласные

    1

    Упр.20

    Двойная роль букв е, ё, ю, я.

    1

    Упр.27 правило

    Слог. Правила переноса слов

    1

    таблица

    Упр.33 правило

    Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

    1

    Упр.38 правила

    Разделительный ь и  мягкий знак- показатель мягкости согласных.

    1

    таблица

    Упр.47 правило

    Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт.

    1

    таблица

    Упр.51

    Слова с двойными согласными

    1

    Упр.56

    Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов

    1

    Упр.59

    Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов

    1

    Упр.64 правило

    Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов

    1

    Упр.67

    Диктант по теме «Повторение»

    1

    Работа над ошибками по теме «Повторение»

    1

    Упр.74

    Предложение. Словосочетание.

    12

    Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

    1

    Упр.78,81

    Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

    1

    таблица

    Упр.85

    Второстепенные члены

    1

    таблица

    Упр.86

    Связь слов в предложении

    1

    таблица

    Упр.88

    Простые и распространенные и нераспространенные предложения

    1

    Упр.91

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений

    1

    Упр.95

    Простое распространенное и сложное предложение, состоящее из двух простых

    1

    Упр.100

    Словосочетание

    1

    Упр. 104

    Связь слов в словосочетании

    1

    таблица

    Упр.101

    Главное и зависимое слово в словосочетании

    1

    Написать 2 предложения, выделить главные члены, выписать словосочетания.

    Диктант по теме «Предложение. Словосочетание»

    1

    Работа над ошибками по теме «Предложение. Словосочетание»

    1

    Упр.110

    Текст

    1

    Тема  и основная мысль текста. Заголовок

    1

    Упр.112

    Связь предложений в тексте

    1

    Составить текст « За что я люблю (не люблю) вечера дома»

    Виды текстов. Опорные слова в тексте

    1

    Упр.120 правило

    Состав слова

    66

    Основа и окончание слова

    1

    Упр.128

    Общее понятие о значимых частях слова – о корне,  приставке, суффиксе, окончании.

    1

    таблица

    Упр.133 правило

    Нулевое окончание

    1

    Упр. 136 правило

    Наблюдение за изменением формы слова

    1

    Упр.139

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова

    1

    Упр.142

    Р/Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

    1

    картина

    Работа над ошибками

    1

    Упр.154

    Диктант по теме «Состав слова»

    1

    Работа над ошибками по теме «Состав слова»

    1

    2 четверть

    35

    Распознавание орфограмм в разных частях слова

    1

    Упр.176

    Способы проверки орфограмм в корнях слов

    1

    таблица

    Упр.181

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.183, правило

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Повтор.

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.185

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.187

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.189 правило

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.196, 195

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.199,198

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.201

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр. 207

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр. 210

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Упр.213

    Диктант по теме «Состав слова»

    1

    Работа над ошибками по теме «Состав слова»

    1

    Упр.222

    Правописание парных звонких и глухих согласных

    1

    таблица

    Упр.228

    Правописание парных звонких и глухих согласных

    1

    Упр.234 правило

    Правописание парных звонких и глухих согласных

    1

    Упр.236, 238

    Р/Р. Изложение по коллективно составленному плану

    1

    Работа над ошибками

    1

    Упр.241

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.243

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.245

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.248

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.254 словарные слова

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.258

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.260

    Чередование  согласных в корне слова

    1

    Упр. 263

    Приставка как значимая часть слова

    1

    таблица

    Упр.266

    Правописание гласных и согласных в приставках

    1

    Упр.268

    Правописание гласных и согласных в приставках

    1

    Упр.273

    Правописание гласных и согласных в приставках

    1

    Упр.284

    Правописание гласных и согласных в приставках

    1

    Упр.287

    Правописание гласных и согласных в приставках

    1

    Упр.293

    Диктант по теме «Состав слова»

    1

    Работа над ошибками по теме «Состав слова»

    1

    3 четверть

    55

    Употребление в речи слов с приставками

    1

    Упр.301

    Употребление в речи слов с приставками

    1

    Упр.305 слова с приставкой под-

    Употребление в речи слов с приставками

    1

    Повтор.

    Приставки предлоги (сопоставление)

    1

    таблица

    Упр.308

    Приставки предлоги (сопоставление)

    1

    Упр. 311

    Приставки предлоги (сопоставление)

    1

    Упр.315

    Р/Р. Изложение по самостоятельно составленному плану

    1

    Работа над ошибками

    1

    Повтор.

    Разделительный Ъ  в словах с приставками

    1

    таблица

    Повтор.

    Сопоставление Ъ и Ь

    1

    Упр.323

    Сопоставление Ъ и Ь

    1

    Упр.325

    Сопоставление Ъ и Ь

    1

    Упр. 327

    Сопоставление Ъ и Ь

    1

    Упр.329 правило

    Суффикс как значимая часть слова

    1

    таблица

    Упр.333 правило

    Наблюдение за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов

    1

    Упр.336

    Правописание суффиксов

    1

    Упр.339 слова с суффиксом –очк-

    Правописание суффиксов

    1

    Подобрать 10 слов с суффиксом –еньк-

    Правописание суффиксов

    1

    Упр.344

    Правописание суффиксов

    1

    Упр.348

    Р/Р. Написание короткого письма о своих делах

    1

    Работа над ошибками

    1

    Упр.353 правило

    Диктант по теме «Состав слова»

    1

    Работа над ошибками по теме «Состав слова»

    1

    Упр.357

    Части речи

    63

    таблица

    Общее знакомство с частями речи

    1

    Упр.361

    Общее знакомство с частями речи

    1

    Упр.367

    Общее знакомство с частями речи

    1

    Упр.371 словарные слова

    Имя существительное

    1

    Имя существительное как часть речи

    1

    таблица

    Упр.374

    Общее значение имени существительного

    1

    Упр.375

    Вопросы имени существительного

    1

    Упр.386 слова с корнем   –уч-

    Роль в предложении имени существительного

    1

    Упр.388

    Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    1

    Упр.392

    Заглавная буква в собственных именах существительных

    1

    Упр.396

    Заглавная буква в собственных именах существительных

    1

    Упр.399

    Р/Р. Сочинение-повествование по серии сюжетных картинок

    1

    Упр.403

    Работа над ошибками

    1

    Упр.407, 408

    Род имен существительных

    1

    таблица

    Упр.412

    Род имен существительных

    1

    Выписать из словаря 5 сущ. Ж.р., 5 м.р., 5 с. р.

    Род имен существительных

    1

    Упр.420

    Диктант по теме «Части речи»

    1

    Работа над ошибками по теме «Части речи»

    1

    Упр.426

    Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных

    1

    Упр.428

    Изменение имен существительных по числам и падежам

    1

    Упр.430

    Изменение имен существительных по числам и падежам

    1

    Упр.439,438

    Изменение имен существительных по числам и падежам

    1

    Упр.443 слова с корнем   –дал(ь)-

    Изменение имен существительных по числам и падежам

    1

    Упр.447

    Изменение имен существительных по числам и падежам

    1

    Упр.448

    Склонение имен существительных  с ударными окончаниями в единственном числе

    1

    Конь, лампа, солнце – просклонять

    Распознавание падежей

    1

    таблица

    Упр.455 правило

    Распознавание падежей

    1

    Упр.458

    Распознавание падежей

    1

    Упр.467

    Распознавание падежей

    1

    Упр.  471

    Распознавание падежей

    1

    Упр.476

    Распознавание падежей

    1

    Упр.484

    Диктант по теме «Части речи»

    1

    Работа над ошибками по теме «Части речи»

    1

    4 четверть

    40

    Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

    1

    таблица

    Упр.489

    Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

    1

    Написать 3 предложения, разобрать по членам и частям речи

    Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе

    1

    Упр.496

    Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе

    1

    Упр.502 выписать слова из словаря

    Р/Р. Сочинение-наблюдение за природой

    1

    Работа над ошибкой

    1

    повторить

    Имя прилагательное

    1

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    таблица

    Упр.512

    Общее значение, вопросы, роль в предложении имени прилагательного

    1

    Написать 3 предложения, определить число имён прил.

    Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу

    1

    Упр.517

    Употребление в речи прилагательных-антонимов

    1

    Написать 3 предложения, разо-брать по членам и частям речи

    Изменение имен прилагательных по родам и числам

    1

    Упр.523 правило

    Правописание окончаний имен прилагательных

    1

    Упр.525

    Правописание окончаний имен прилагательных

    1

    Упр.532

    Р/Р. Устное и письменное приглашение

    1

    Работа над ошибками

    1

    Упр.545

    Глагол

    1

    Глагол ка часть речи

    1

    таблица

    Упр.551

    Общее значение, вопросы, роль в предложении имени прилагательного

    1

    Упр.556

    Начальная форма

    1

    Написать 5 предложений, определить число глаголов

    Глаголы совершенного и несовершенного вида

    1

    Упр.560 правило

    Изменение глаголов по числам и временам

    1

    Упр.564

    Настоящее, прошедшее, будущее время

    1

    таблица

    Составить предложения с глаголом н.в., б.в. и п.в.

    Окончания глаголов в прошедшем времени

    1

    Упр.571

    Правописание не с глаголами

    1

    Упр. 577

    Глаголы, близкие и противоположные по смыслу

    1

    Упр.579

    Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли

    1

    Упр. 580

    Многозначность глагола

    1

    Упр.582

    Употребление глаголов в прямом и переносном значении

    1

    Упр.587

    Умение пользоваться словарями

    1

    Упр.593

    Диктант по теме «Части речи»

    1

    Работа над ошибками «Части речи»

    1

    Упр.602

    Повторение изученного за год

    10

    Текст и предложение

    1

    Упр.604

    Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

    1

    Упр.608

    Восклицательные и невосклицательные предложения

    1

    Упр.610

    Простое и сложное предложения

    1

    Повторить

    Состав слова

    1

    Упр. 616

    Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных в корне слова

    1

    Упр.623

    Разделительные твердый и мягкий знаки

    1

    Упр.629

    Части речи

    1

    Упр.639

    Диктант по теме «Повторение изученного за год»

    1

    Работа над ошибками «Повторение изученного за год»

    1

    Список литературы

    Литература для учащихся:

    Основная:

    Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2009

    Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2009

    Дополнительная:

    Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2009

    Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2008

    Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009

    Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2009

    Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2008

    Пособия для учителя:

    Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»

    Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;

    Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2009

    Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2010

    Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2008

    Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2009

    Приложение

    Диктанты, списывания, изложения и сочинения должны быть выполнены и сданы в конце каждой четверти.

    I четверть.

    Диктант.

    /Проводится после изучения стр. 3-34, часть 1/

    Осенью.

    Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово.)

    Слова для справок: ходим, воздухом.

    Грамматическое задание:

    Записать цифрой, сколько слов в 1-ом предложении.

    Слова русский, листья разделить для переноса.

    Итоговый диктант за четверть.

    /Проводится после изучения стр. 45-81./

    Прощание с осенью.

    В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.

    Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

    Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)

    Слова для справок: стало, подмерзла.

    Грамматическое задание:

    Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

    Разобрать по составу слова: осенний, саду.

    Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

    Контрольное списывание.

    Принцесса на горошине.

    У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.

    Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.

    Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.

    Развитие речи.

    / Изложения и сочинения должны быть написаны и сданы./

    Изложения – у.90, у. 180; сочинение – у.135.

    II четверть.

    Диктант.

    /Проводится после изучения стр.82-98./

    Зимний денек.

    Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.

    Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)

    Грамматическое задание:

    Во втором предложении подчеркни главные члены.

    Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.

    Диктант.

    /Проводится после изучения стр. 99-124./

    Оляпка.

    Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.

    Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)

    Грамматическое задание:

    Выполнить разбор 10 предложения ( дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).

    Разобрать по составу слова осинка, переход.

    Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.

    Итоговый диктант за четверть.

    /Проводится после изучения стр. 124-134./

    Жизнь в лесу.

    Стоит чудесный зимний день.

    По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.

    Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом! ( 60 слов)

    Слова для справок: лакомились.

    Грамматическое задание:

    В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.

    Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.

    Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.

    Подобрать проверочное слово, написать эти слова.

    Контрольное списывание.

    Медвежата.

    Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их.

    Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. ( 58 слов.)

    Развитие речи.

    Изложения – у.206, у.324, у.340, у.366; сочинения- у.212, у.221.

    III четверть.

    Диктант.

    / Проводится после изучения стр. 135-155; стр. 1-46, 2 часть./

    Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

    Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. ( 63 слова.)

    Грамматическое задание:

    8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать характеристику.

    Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.

    Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.

    Итоговый диктант за четверть.

    / Проводится после изучения стр. 47-62./

    Охраняем природу.

    Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем  все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.

    Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов)          Слова для справок: устанавливаем.

    Грамматическое задание:

    Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.

    Выполнить фонетический разбор слова слабые.

    Подобрать антонимы к прилагательным: - узкий ручей - …- старательный ученик - …- трусливый мальчик - …- высокий куст - …

    Контрольное списывание.

    Родина моя.

    Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!

    Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.

    Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.

    Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)

    Развитие речи.

    Изложения – у.372, у. 449; сочинения – у.386, у.419.

    IV четверть.

    Диктант.

    / Проводится после стр. 62-108./

    Весеннее утро.

    Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

    Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ( 78 слов.)

    Грамматическое задание:

    Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

    Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.

    Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

    Итоговый диктант.

    /Проводится после изучения стр. 109-139./

    Весной.

    У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.

    Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)

    Грамматическое задание:

    Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.

    Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.

    Выполни синтаксический разбор предложения:

    Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.

    Определить падежи имен существительных в 9 предложении.

    Контрольное списывание.

    Гималайский медведь.

    В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.

    Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)