Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интерес у детей к русскому языку, к поэтическому слову; развивать мышление, устную и письменную речь, умение слушать, наблюдать и сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Цели урока: познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интерес у детей к русскому языку, к поэтическому слову; развивать мышление, устную и письменную речь, умение слушать, наблюдать и сравнивать.

Ход урока: (Урок начинается с постановки позитивного аудиального якоря. Для этого учитель читает метафору.)

Метафора.

Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показали это животное. Один вошёл в комнату, ощупал руками хобот и сказал: “Слон похож на змею. Он длинный и гибкий”. Другой ощупал слоновий бок и сказал; “Слон похож на стену – он большой и плоский”. А третий, ухватив слона за хвост, закричал: “Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!” И никто их них не знал, что это просто слон, потому что каждый знал только часть.

I. Устный диктант

(На доске написаны слова с пропущенными безударными гласными. Дети с помощью карточек показывают пропущенные безударные гласные , называют проверочные слова.)

ш_рстяной

м_сной

т_желая

х_лмы

гв_здика

цв_тник

см_листый

б_дняжка

л_нейка

сум_рки

обл_ко

др_мучие

к_нгуру

Учитель: - На какие две группы можно разбить слова ?

Ученики: - На существительные и прилагательные.

Ученики: - На слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением и которые нельзя.

II. Работа над каллиграфией 

  1. Под музыку ученики выполняют упражнение для пальцев и кистей рук.
  2. В тетради прописывают букву Л , её соединение с другими буквами.
  3. Учитель: - Назовите слова, где встречается удвоенная согласная Л.
  4. Учитель: - Запишите справой стороны тетради два предложения. Колли – это шотландская овчарка. Она хорошая собака-нянька.

(Написание каждого слова дети объясняют.)

Учитель: - Назовите сколько слогов, букв, звуков в слове колли, хорошая, овчарка ?

Учитель: - Можно сказать, что эти два предложения начало текста?

Учитель: - Если бы это было началом текста описания, рассуждения, повествования, как бы мы могли его продолжить ?

(Ученики приводят примеры своих текстов.)

III. Словарная работа

1. Учитель: - Сегодня во время словарной работы мы будем записывать словосочетания, и определим у существительных падеж.

(Друг из Москвы, слушал рассказ, по сыпучим пескам, накрошил в мясной бульон, посидел в беседке, колбаса с картофелем, возвращался с вокзала)

Учитель: - Как определяем падеж у существительных.

Ученики: - Падеж определяем по вопросу и по предлогу.

2. (Учитель предлагает слова рассказ, накрошил разобрать по составу слова.)

3. (Проводится игра “Верите ли ?”) 

  1. Существительное – это часть предложения. Да или нет?
  2. Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
  3. Обозначает признак предмета. Да или Нет?
  4. Изменяется по падежам? Да или Нет?
  5. Изменяется по числам? Да или Нет?
  6. Изменяется по родам? Да или Нет?
  7. Склоняется по падежам? Да или Нет?
  8. В русском языке пять падежей? Да или Нет?
  9. Предлоги к, по – это предлоги Р.п ? Да или Нет?

(Ученики в тетрадях записывают ответы “Да” или “Нет”. Работа проверяется. Ответы обосновываются.)

IV. Переход к новой теме и работа над ней

1. Учитель: - Посмотрите на доску. Какая часть речи здесь записана. В какой падеж поставлены слова первой строчки, во второй строчки, в третьей?

с дорожки

из хлеба

из жизни

по дорожке

к хлебу

по жизни

на дорожке

о хлебе

о жизни

Учитель: - Найдите окончания, которые вызывают сомнения.

Учитель: - Почему существительное одного падежа, а окончания имеют разное?

(Ученики пытаются ответить на этот вопрос.)

2. Учитель: - Потому что мы не знаем о ещё одной грамматической категории существительного.

Учитель: - Как вы думаете, от чего она будет зависеть ?

Ученики: - От рода.

3. Учитель: - Итак, новая грамматическая категория существительного, о которой мы сегодня будем вести речь, называется склонение. Послушайте сказку.

4. Сказка: Жили в домике (рисунок) существительные разные, но селились они по разным комнатам. (учитель вместе с учениками анализирует слова из таблицы и делают выводы, что

В первой комнате : 1 скл. – ж.р. и м.р. с окончанием а, я;

Во второй: 2 скл. – м.р. и с.р. о, е ;

В третьей : 3 скл. - ж.р.  мягким знаком на конце ь ).

5. (Практические задания. У ребят лежат карточки с рисунками, нужно их распределить по склонениям.)

(ландыш, бабушка, плащ, цапля, одежда, платок)

Учитель: А если это шаль?

(сирень, снегирь, журавль, тетрадь)

Учитель: А если это не тетрадь, а тетрадка?

(конь)

Учитель: А если это не конь, а лошадь или лошадка?

6. (Ребятам, у которых нет карточек, определить, к какому склонению они отнесут свое имя обращается внимание на имена Володя – Владимир, Коля – Николай и т.д.)

7. Учитель: - Сейчас мы будем слушать музыку, соотносить её с репродукцией картин и рисунками.

А. (На доске вывешиваются репродукции картин изображающих осень и лето. Звучит музыка Вивальди “Осень”. )

Учитель: - С каким рисунком созвучна музыка.

Ученики: - Где изображена осень.

Учитель: - Почему? (Затем учитель читает поэтические строчки)

Октябрь уж наступает – уж роща отряхает
Последний лист с нагих своих ветвей
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой
Красою тихою, блистающей смиренно. (А.С.Пушкин)

Учитель: - Выберете существительные 1 склонения с этой репродукции.

Ученики: - Аллея, дорожка, береза, осина, роща.

V. Итог урока.

(Учитель предлагает закончить фразы)

  1. Все существительные разбиваются ….
  2. Ко 2 склонению относятся существительные….
  3. К 3 склонению относятся существительные….
  4. К 1 склонению относятся существительные….

Учитель:- Кто считает, что он запомнил и усвоил данную тему? Что тебе понравилось на уроке?

Что вынес для себя нового?

VI. Домашнее задание.

(На дом предлагается творческое задание )

Составить текст- описание по опорным словам:

  1. Лебедь, царем
  2. белоснежное
  3. черные
  4. на шее, головка
  5. грудь
  6. скользит, по глади.

Например: Лебедя называют царем птиц. У него белоснежное оперенье. На длинной гибкой шее маленькая головка. Грудь у птицы величавая. Плавно скользит лебедь по озерной глади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо большое!