внеклассное мероприятие " В мире грамматики"
методическая разработка по русскому языку по теме

Часто наши дети не любят уроки русского языка. Считают их не интересными, скучными, трудными.

   Мир грамматики – сложный мир, который требует от детей внимания, усидчивости, трудолюбия и сосредоточенности.

Чтобы дети с успехом преодолевали трудности грамматики, необходимо учителю прививать интерес к изучению русского языка. А этому могут способствовать разнообразные внеклассные мероприятия.

  Предложенное мною мероприятие « В мире грамматики» проходит в форме КВНа. Оно рассчитано для детей 2-4 классов. Мероприятие учителю помогают проводить ученики. Они заранее под руководством учителя готовят сценки и разнообразные задания, помогают в оформлении.

  Вначале КВНа из числа приглашенных необходимо отобрать участников игры и разбить их на две команды. В этом учителю помогают загадки. Дети, отгадавшие загадки, становятся участниками одной из двух команд. Из начальных букв загадок они собирают название команд. Вся эта работа позволяет сэкономить время при выборе названий и сформировать команды. Все остальные дети являются зрителями. Они помогают своим командам, смотрят сценки, где героями являются буквы, играют в любимую игру «Доскажи словечко».

  В мероприятии используются разнообразные задания. Они соответствуют любому возрасту детей начальной школы. Задания подобраны таким образом, что позволяют поддерживать интерес и у зрителей, и у игравших.

   В мероприятии используется стихотворный метод подачи некоторых заданий, что развивает внимание и сосредоточенность у детей, и групповая работа,  что способствует сплочению детского коллектива, воспитывает чувства товарищества, взаимовыручки.

 

   

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_grammatiki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

« В мире грамматики». (для 2-4 классов)

 Форма: КВН.                                          

Цель: развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.

Оборудование:  буквы для сценок, рисунок машины, « волшебный сундучок», карточки с загадками, с заданиями, с пословицами, картина, слово « транспорт», маски  животных, буквы для шифровки, ребусы.

                                  Ход мероприятия.

  1. Волшебный сундучок.

Учитель: Дорогие зрители!

Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок.

В нем живут отгадки

На все мои загадки.

Ключ волшебный вставим в щель

И откроем в сказку дверь.

(Сундучок открывается. В нем загадки. [1] Ребята, отгадавшие первые загадки, становятся участниками команды « Зайчики», а отгадавшие другие загадки, становятся участниками команды « Лисички». Им вручаются таблички с заглавными буквами ответов на загадки).

А  1.Дом по улице идёт,

   На работу нас везёт.

  Не на курьих ножках,

 А в резиновых сапожках. ( автобус)

Ч  2. Мой хвост не отличишь от головы.

    Меня всегда в земле найдёте  вы.   (червяк)

И 3. Кудри в речку опустила

      И о чёт-то загрустила,

     А о чём она грустит.

     Никому не говорит.   (ива)

З   4. Полон хлебец белых овец. (зубы)

И 5. Ходит спесь надуваючись. (индюк)

К 6.На соломинке дом,

       Сто ребяток в нем.   (колосок)

Й 7.Не крапива, а жжётся. (йод)

И 1. Конь стальной,

   Хвост льняной. (игла)

С  2. Бел, как снег,

      В чести у всех. (сахар)

К  3.Сделал дыру, вырыл нору,

       Солнце сияет, а он не знает.  (крот)

Ч 4. Из горячего колодца

     Через нос водица льётся.  (чайник)

И  5.И не снег, и не лед,

      А серебром деревья уберёт. (иней)

Л 6. Чист и ясен, как алмаз,

      Дорог не бывает.

     Он от матери рождён,

     Сам её рождает.  (лёд)

И 7. А и Б сидели на трубе,

       А упала, Б пропала.

       Что осталось на трубе? (буква И)

Задание командам.

Из данных букв надо составить слово - название животных одной группы. Далее надо построиться в одну шеренгу так, чтобы по буквам можно было прочесть название команды.

Учитель: - Мы с вами собрались, чтобы поболеть за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди. Которые пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Речь идёт о нашем уважаемом жюри.

(Представление жюри).

Задание 1. «Что это». [3]

1.Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

Учитель: - Молодцы! Вам сегодня понадобится и то, и другое. И уши, и язык помогут вам одержать победу в сегодняшнем конкурсе.

Задание 2. « Фразеологический зверинец».[3]

(надо добавить недостающее слово)

Голоден как…(волк)                               Хитёр как…(лиса)

Труслив как…(заяц)                                Здоров как…(бык)

Колючий как…(ёж)                                  Изворотлив как…(уж)

Надут как…(индюк)                                 Нем как…(рыба)

Болтлив как…(сорока)                             Упрям как…(осёл)

Задание 3. «Ответь на 5».

(командам раздаются задания на карточках, с которыми они должны самостоятельно справиться)

Учитель: На заумную затею

Приглашаю грамотеев.

Посиди да попотей!

Ну-ка, милый грамотей,

1.1 . Поставь правильно ударение:

         

Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.

2.Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.

Юла -…, коньки -…, солнце -….

3.Вставь пропущенные буквы.

Ц…ркуль, л…нейка, м…лоток, ю…ка, к…рман, д…лото, рук…ва.

2.1. Поставь правильно ударение:

Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.

  1. Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.

Ёж -…, деньки -…, сердце -….

3.Вставь пропущенные буквы.

Ц…ркуль, л…нейка, м…лоток, ю…ка, к…рман, д…лото, рук…ва.

Пока команды выполняют задания, для болельщиков демонстрируется сценка. [2]

Учитель: Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину старинную « Победа». Сложил название машины из печатных букв. Заглянул на лужайку ежик, понравилась ему буква П.

Ёжик: Поставлю её перед своим домом, хорошие будут ворота.

Учитель: Взвалил букву на спину и унёс. А потом пришёл медведь, хмурый и стал жаловаться.

Медведь: Нет у меня сегодня обеда. Эх, мёду бы поесть, да на зиму запасти. А вот и обруч для бочки есть.

Учитель: Взял он букву О и потопал на пасеку.

А на лужайку зайчик выбежал, дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел - БЕДА.

Зайчик: Ой, ой. Беда!

Учитель: Налетел с перепугу на букву Б.Б отскочила и упала, а заяц в лес убежал. Прилетел аист, увидел вкусное слово  - ЕДА. А в траве и правда много еды  - лягушек. Где бы вилку взять? Приделал к букве Е палку и получилась у него большая вилка. Ой, всех лягушек поел, а сам улетел и вилку унёс.

Тут кот пришёл, замяукал обиженно.

Кот: Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

Учитель: Разозлился Кот. Разбежался, ударил букву Д лапами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква А.  Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а! Утешьте её, придумайте с ней слова.

Задание 4. (Дети называют слова, которые начинаются на букву А)

Задание 5. « Продолжи строчки».

Учитель:  - Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по одной - две строчки, а вы должны продолжить. Предлагаю получить дополнительный балл за правильное название автора стихотворения.

1. У лукоморья дуб зелёный…

( Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.)

А. Пушкин

2. Вороне где – то бог послал кусочек сыру…

( На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

И. Крылов

3. Унылая пора! Очей очарование!..

(Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.)

А. Пушкин

4.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

( То, как зверь,она завоет,

То заплачет, как дитя.)

А. Пушкин

5. Люблю грозу в начале мая…

( Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.)

Ф. Тютчев

6. Черёмуха душистая…

( С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила).

С. Есенин

7. Вот моя деревня…

( Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках

По горе крутой.)

И. Суриков

Оценка жюри.

Задание 6. «Кто больше найдёт». [4]

     Учитель: Если взять большое слово,

                       Вынуть буквы раз и два,

                       А потом собрать их снова,

                       Выйдут новые слова.          

- Из букв слова «ТРАНСПОРТ» надо составить как можно больше новых слов.

Команды составляют новые слова, а для болельщиков проводится инсценировка сказки.

                                               Сказка. [2]

 Давно это было.   Буквы из Азбуки не хотели оставаться одинокими и стали жить вместе, образуя разные слова. Только буква Р не могла найти себе места. То ей не нравилось слово. То стоять с краю не хотелось.

 Снег уже выпал, а буква Р всё одна. Холодно ей , погреться хочется, а где- не знает. Видит: стоит слово ДОМ. Решила она забраться в середину, где потеплее, а ДОМ не пускает.

  -Ты мне ни к чему. Пустишь тебя, а от меня ничего не останется. Получится ДРОМ или ДОРМ, а это уже не слово. Поищи-ка другое место.

   Совсем холодно стало букве Р.  Не может найти себе подходящего слова. Решила забраться в слово КОМ. Хоть и холодное слово, а внутри не так дует. Раздвинула легонечко буквы О и М и встала. Что за чудо? Это уже не КОМ, а… КОРМ. Поела буква Р, отдохнула, выбралась из слова, соединила опять буквы и отправилась дальше.

  Идёт по дороге, смотрит - КАСКА лежит. Чем не жилище? Хоть и старая КАСКА, но согреться можно. Встала буква Р сразу за буквой К, довольна. Но что это? Вся она какими-то пятнами покрылась!  Оказывается, слово КАСКА превратилось в слово …КРАСКА.

Сбежала буква Р из этого слова. Умылась снегом, стерла все пятна, и снова в путь. А вот и ещё одно слово-КОТ. Буквы ласковые, приветливо машут руками, зовут к себе. Буква К даже встречать пошла, взяла за руку. А с другой стороны буква О руку подаёт. Понравилось здесь букве Р, осталась она в слове …КРОТ. Забилась в нору, да там и провела всю зиму.  

Задание 7.  Конкурс « Найди слово».

Учитель:  Какие буквы странные…

Совсем, как иностранные…

1, 2, 3, 4, 5,

Пора вам слова расшифровать.

 (в  словах надо найти еще одно слово)

-- уточки, столб, щель.

--удочка, зубр, коса

Задание 8.  « Ёж и чиж» [4]

Учитель:  Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить:

Что везёт на тачке ёжик?

Что несёт в мешочке чиж?

Я  В Б Д Л М О П К Ю И

В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э
З Г Ё Ф  Р  Ж  Н С А Т Э

Игра со зрителями « Доскажи словечко». [1]

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки…

Кто придумает конец,

Тот и будет…(молодец)

То я в клетку, то в линейку,

    Написать по ним сумей-ка,

    Можешь и нарисовать.

    Называюсь я…(тетрадь)

Я с собой её ношу,

    Не макаю, не пишу.

   Замечательная штучка

   Самопишущая…(ручка)

    Чтобы я тебя повёз,

    Мне не нужен овёс.

     Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

    И тогда, поднявши пыль,

    Побежит…(автомобиль)

   Без разгона ввысь взлетаю,

  Стрекозу напоминаю.

  Отправляется в полёт

   Наш проворный …(вертолет)

  Тучек нет на горизонте,

       Но раскрылся в небе зонтик,

  Через несколько минут

  Опустился…(парашют)

 Ясным утром вдоль дороги

      На траве блестит роса.

 По дороге едут ноги

 И бегут два колеса.

 У загадки есть ответ

 Это мой…(велосипед)

Задание 9. «Математическая грамматика» [1]

С+том-м+лиса-са+ца=? (столица)

Карта-та+тик-к+навес-вес=? (КАРТИНА)

Задание 10. « Собери пословицу». [1]

Учитель: - Напоследок наш волшебный сундучок припас для вас сокровища народной мудрости-пословицы.

   Вручаю командам конверты, в которых даны части пословиц. Надо правильно собрать пословицы.

            Семеро одного (не ждут).

            Семь раз отмерь, (один раз отрежь).

            У семи нянек дитя (без глазу).

            Один за всех и (все за одного).

Жюри подводит итоги. Награждение.

Литература:

  1. Занимательное азбуковедение:  Книга для учителя/ Составитель Волина В.В. – Москва. Просвещение. 1991.-368 с.
  2. Зуева З.Я. Урок смешной грамматики. // Педагогическое творчество, 2003, №1.
  3. Шелест М.Г. Конкурс грамотеев. // Педагогическое творчество, 2003, №1.
  4. Павлова С.В. Урок – путешествие в королевство Буковки. // Педагогическое творчество, 2003, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "В мире одежды и обуви"

Данное мероприятие было разработано для городского семинара, посвященному социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, через такие предметы, как: развитие речи (окружающий мир) и трудовое обучение....

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"...

Внеклассное мероприятие «В мире занимательной математики»

Занимательные задания, которые можно использовать на празднике математики...

Внеклассное мероприятие "В мире сказок"

Внеклассное мероприятие для младших школьников...

Внеклассное мероприятие "В мире профессий"

Внеклассное мероприятие для 3 класса по профориентации...

Конспект внеклассного мероприятия "В мире животных".

В данном документе показан конспект внеклассного мероприятия " для 3 класса....