Родственные слова
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Презентация к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon file_20100818203229.ppt440 КБ
Microsoft Office document icon file_20100818203039.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка .

Тема: Родственные слова.

Цели: 1.Знакомство с признаками родственных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов (корень).

2.Развивать речь, мышление, внимание.

3.Воспитывать аккуратность,

Оборудование:

План и ход урока .

О.Н.У.

( эмоциональный настрой)

-Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, ваши души. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

 Я хочу, чтобы вы запомнили, то что чувствуете. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами..

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам, на своего товарища. Возьмитесь за руки.

Пошлите друг другу добрые мысли и пожелайте друг другу удачи.

Всего вам доброго!

Проверка домашнего задания.

Упр. 285.

Повторение изученного .

( один ученик работает у доски)

- Как сказать одним словом?

1.Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов. (посуда)

2.Ручное орудие для копания с рукояткой и широким плоским отточенным концом.(лопата)

3.Механическое устройство, совершающее полезную работу.(машина)

( учитель показывает картинки.)

- Найдите в данных словах общее. (им. сущ., словарные слова, 3 слога.)

Минутка чистописания.

- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему минутки чистописания.

( буква гласного звука а)

( гимнастика для пальцев с газетой).

Показ учителем.

- Определите порядок написания букв.

Ааб  Аав  Ааг …

- Эту букву вы встретите в новом словарном слове.

Словарно – орфографическая работа.

( Слайд 1)

- Новое слово зашифровано. Чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники – от самых больших к маленьким. Какое это слово?

А

Б

Б

А

Р

А

Н

(Слайд 2)

БАРАБАН

- Что такое барабан?

- Верно, но гитара, балалайка – это тоже музыкальные инструменты. Что их отличает?

( работа с толковым словарём).

 - Дайте характеристику этому слову.

- Запишите его в словарь.

Сообщение темы и цели урока .

(Слайд 3)

- Прочитайте текст.

- Почему автор называет дятла барабанщиком?

Дятел – барабанщик. Бьёт дятел в барабан весной. Барабан для дятла – это звонкий сухой сучок. А дробь на нем получается настоящая барабанная. Барабанит дятел своим собственным носом. ( По Н. Сладкову.)

- Найдите в тексте слова сходные по значению, которые имеют общую часть.

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть

Изучение нового материала.

- Спишите выделенные слова.

-Сравните их и скажите, что в них имеется общего?

-Что можно сказать о значении данных слов?

- Назовите общую часть.

- Если люди происходят из одного рода семьи. То часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Слова, которые мы записали называют родственными.

Подумайте, почему они так называются?

–Общую часть родственных слов назвали корнем. Как вы думаете почему?

(Люди решили назвать общую часть родственных слов корнем, потому что от неё как от корня дерева, образуются новые, родственные слова)

- Дайте определение родственным словам.

- Прочитайте  правило на с.

- Составим схему к сегодняшнему уроку.

- С какими словами мы познакомились?

- Назовите признаки родственных слов.

Родственные (однокоренные) слова.

Имеют общее значение.

Имеют общую часть (корень)

                                                                                           

Физминутка.

(Упражнения для глаз).

Закрепление изученного.

Упр.293.(с комментированием).

(Дидактическая игра)

На доске написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет.

- Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными. Вы топаете. Постарайтесь сосчитать сколько пар родственных слов было названо.

Лес – лесник                 дом - домашний

Река – плот                дом - дым

Стена – гвоздь          поле – полюшко

Кот – котик             гриб - грибной

Сад – садовый         обед – стол


Самостоятельная работа. (На выбор)

Карточка №1.

Прочитай группы однокоренных слов. Выдели корень.

Сад, садовник, садик, высадить, садовод.

Белый, беляк, белеть, беленький.

Карточка №2

Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень. Подбери к ним ещё родственные слова.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно и есть утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы с ним деваться?

                                                              (К. Ушинский)


………………...

Работа в парах (подбор родственных слов)

Машина - ..………..ист.  рыба - ………ак, море - ………як,

Писать - ………..тель, скрипка - ……….ач.

Обобщение изученного.

- С чем мы познакомились на уроке?

- Назовите признаки родственных слов.

( решение теста, взаимопроверка).

Рефлексия.

(дети на карточках отмечают настроение, трудность, важность.)

Домашнее задание.

Правило на с.

Упражнение

(По желанию карточка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....