конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока составлен по учебнику русского языка авторов С.Иванова, А.Евдокимова, М.Кузнецова. Урок составлен с использованием современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._imya_chislitelnoe._obobshchenie..doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка . 4 класс.

Программа В.Виноградовой  «Начальная  школа  21 века»

 

Тема: «Имя числительное. Обобщение».

Цель: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

Задачи:

  1. обобщить  понятие «количественные» и «порядковые» числительные;
  2. обобщить  знания о грамматических признаках имени числительного;
  3. формировать навык грамотно и правильно писать числительные;
  4. развивать  умение находить в тексте и устной речи имена числительные;
  5. развивать умение правильно употреблять  числительные в устной речи;
  6. обогащать словарный запас учащихся за счёт фразеологизмов,  пословиц и поговорок с числительными;
  7. воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительном;
  8. воспитывать дружеское отношение друг к другу через работу в паре.

Виды  УУД:

  1. личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
  2. регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  4. коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; презентация по теме: «Имя числительное».

Ход  урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.  Надеюсь, что вы покажете гостям, как умеете работать.

- Я предлагаю всем нам оказаться на мгновение в сказке.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Демонстрируется 2; 3 слайды презентации (иллюстрации к сказкам).

- К каким сказкам увидели иллюстрации?

Учащиеся перечисляют названия сказок.

- Назовите автора этих сказок.  

(Александр Сергеевич Пушкин).  4 слайд.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-Как иллюстрации связаны с темой нашего урока? Назовите тему.

-Какие числительные встречаются в этих сказках?

3.Повторение «Что я знаю о числительном».

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени числительном. 5 слайд.

Имя числительное – самостоятельная часть речи; отвечает на вопросы сколько? и какой? который?; обозначает количество предметов и порядок предмета при счёте.

6слайд.

4.Обобщение понятия «количественные» и «порядковые»числительные

-Как записаны числительные? Сформулируйте задание.

Записать числительные словами. Обозначить орфограммы. Составить словосочетания.

-Чему учимся, выполняя это задание?

Ребята в столбик записывают числительные словами.

18; 50;11;33

- Проверяем.  7 слайд.

-На какой вопрос отвечают эти числительные?

-Что обозначают? Как называются такие числительные?

-Какие ещё бывают числительные?

-На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

-Запишем вторым столбиком порядковые числительные.

15; 70; 8; 13

-Проверим. 7 слайд.

- Найдите  лишнее числительное в 1 столбике.  

-По какому признаку определили.

- Найдите  лишнее числительное во 2 столбике.  

-По какому признаку определили.

-Подведём итог.

 6; 7 слайды. Работа с опорной схемой.

  1. Что обозначают числительные в первом столбике? Что во втором?
  2. Как вы назвали бы числительные первого столбика? Второго?
  3. Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие – порядковыми.

- В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

                                                                         (толковый словарь С.Ожегова)

5.Работа с фразеологизмами и пословицами.

-Где мы используем числительные? 

(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы).

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) плакать в три ручья;

6) как две капли воды;

7) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

8) как свои пять пальцев;

9) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)

- Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

- Объясним смысл выражений.

Из истории числительных. (Читают  подготовленные учащиеся).

А знаете ли вы… что семь – особое число, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь мудрецов на свете было, семь чудес света. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас.

Число семь было священным и у других народов. В японской мифологии почиталась семь богов, приносящих людям счастье, дарующих высокие добродетели, куда входили: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворённость жизнью, известность, мудрость, сила.

      К числам, имеющим символический характер, относится и три. Оно получило особое распространение в фольклоре, особенно в сказках. Многие русские сказки начинаются так: «Жил-был старик, у него было три сына»; «Жили они в ветхой землянке  ровно тридцать лет и три года».От этого числительного образованы слова тридевять и тридесять, от них прилагательные тридевятый и тридесятый, и все эти слова очень часто встречаются в сказках, где обозначают весьма далёкие, неизвестные земли, страны, государства, где живут герои сказок или куда отправляются за волшебными предметами в поисках счастья.          

6.Физкультминутка.

7.Употребление числительных в письменной речи. 

10; 11; 12;13; 14 слайды.

Задания (разного уровня):

  1. Вставь  в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами:  1) Юрий Гагарин - … .   2) … - Международный женский день. 3) В феврале месяце … .  4) В нашем классе  … учеников. 5) …  поздравляют ветеранов с Днём Победы.
  2. Посмотрите на фотографии. Составьте предложения, используя числительные.

- Прочитайте предложения. Назовите числительные. Определите разряд.

Укажите признаки числительных.

8. Употребление числительных в устной речи.

15; 16; 17; 18 слайды.

-Как правильно задать вопрос, если хочешь узнать время?

- Назовите, который час на циферблате.

- Как ещё можно сказать? От чего это зависит?

Работа в паре.

9.Итог урока. Рефлексия. 

Подведём итоги.

- Какие тайны языка мы раскрыли? Чему учились на уроке?

- Кому на уроке было всё понятно и интересно, поставьте на полях !

Если были затруднения - ?

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

10.Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрации к любому фразеологизму и пословице.

2. страница 77 упр.№1 (с 2 количественными  и 2 порядковыми числительными составить предложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 4 классе ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Урок по программе "Step by step"/ Дети работают в центрах ативности, самостоятельно,в маршрутных листах,  затем проверяют себя по ключу. Оценка их деятельности на каждом этапе урока....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное"

Конспект урока русского языка  составлен  к УМК  "Начальная школа XXI века " под редакцией Н.Ф.Виноградовой.К конспекту прилагается презентация. Данный материал может быть полезным при ...

Конспект урока русского языка по ФГОС + презентация "Имя существительное" для 3 класса "Школа России"

Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Подробное описание урока с презентацией....

Конспект урока русского языка, 3 кл. + презентация

Конспект урока русского языка.Тема: Окончания существительныхво множественном числе в Р.п.(нулевое, -ов, -ев, -ей)....

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Части речи. Имя числительное" по УМК "Школа России"

Презентация  помогает учащимся понять новую тему, дать определение имени числительному и закрепить полученные знания....

Конспект урока русского языка "Сложные слова" + презентация (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Сложные словаЦели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся по теме «Сложные слова», их расширение, развитие и закрепление.Планируемые резу...