Тетрадь по обучению грамоте № 1 УМК "Школа 2100" О. Ю. Казанцева
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Цапко Татьяна Владимировна

Тетрадь по обучению грамоте О. Ю. Казанцевой является приложением к букварю. Позволяет отработать изучаемый материал на дополнительном материале, развивать мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetrad_po_obucheniyu_gramote1_kazanceva.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  3

ТЕМА:  Слово. Предложение.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Всё названо словами.

(По А. Шибаеву)

Задание № 1. Прочитай и сгруппируй слова по определенному  признаку.

МАК, КОШКА, ИВА, ЛАНДЫШ, СОСНА, ЖИРАФ, РОЗА, МЫШКА, СИРЕНЬ

Вывод: слова – части нашей речи (или единицы нашего языка), которые имеют значение, смысл.

Задание № 2.

Прочитай запись: «ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО».

Сделай так, чтобы запись стала понятной.

_________________________________________________________________

Вывод: ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  1. состоит из _______________________ , связанных по смыслу;
  2. выражает __________________________ мысль;
  3. первое слово в предложении пишется с ___________________ буквы;
  4. в конце предложения ставятся знаки препинания ______________

Задание № 3. Игра «Угадай-ка!»

Ночь, день, раннее утро, вечер.

Наступила лунная ночь.

Узкая дорожка вела к дому лесника.

Лесник, дорожка, домики, узкая.

Шелест, листья, осень.

Осенние листья шелестят на ветру.

                                                                                                                   Самооценка

Приложение 2. 

Урок №  9

ТЕМА:  Предложение. Текст.

Задание № 1. Допиши слово.

«Принц сделал принцессе ______________________, чтобы она вышла за него замуж».

       А что ты знаешь о _______________________________ ?

заголовок

Задание № 2.  Рассмотри пирамидку и назови ее части и их назначение.ТЕКСТ

предложения

Главная мысль.

Границы предложений.

Вывод: ТЕКСТ

  1. состоит из  ___________________ , связанных по ________________ ;
  2. у текста есть __________________________ , по которому можно определить ____________________________________________________;

Задание № 3. Расположи предложения по порядку, чтобы получился текст.

Там жила злая змея.

По дороге он встретил лису.

Лиса была сердита и голодна.

У кролика дрогнуло сердце.

Он бросился к пещере.

Маленький кролик бежал домой.

Задание № 4. Раздели текст на предложения, правильно расставив точки.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

(К. Чуковский)

Самооценка

Приложение 3. 

Урок №  11

ТЕМА:  Алфавит. Гласные звуки.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж

Прикатили на еже.

З,И,Й,К,Л,М,Н,О

Дружно вылезли в окно.

П,Р,С,Т,У,Ф,Х

Оседлали петуха.

Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я-

Вот и все они, друзья!

Гласные звуки:

Задание: «Отгадай загадки и нарисуй схемы слов»

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его ………

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый …..  

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ….    

Самооценка

Хитрая плутовка,Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто ж это?  

     

Приложение 4.

Урок №  12

ТЕМА: Деление слова на слоги.  Многозначные слова.

Задание № 1. Нарисуй предметы:

ручка

кран

нос

труба

Задание № 2. Отгадай загадки  и нарисуй схемы слов:

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки.

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится,

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках – песенка.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

Вывод:        Сколько в слове __________________ ,

                      столько и ________________________ .                                                                                                          

                          Это знает каждый из учеников!                                                                                                            

 

                                                                                                                          Самооценка

                                                                                                                Приложение 5.

Урок № 13

ТЕМА:  Ударение

Задание № 1: Выполни рисунок к слову и нарисуй его схему:

ключ

КОРАБЛЬ

ТРУБА

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Задание № 2: «Нарисуй предметы»

Слово

Рисунок

Схема

ЗАМОК

ЗАМОК

СТРЕЛКИ

СТРЕЛКИ

ГВОЗДИКИ

ГВОЗДИКИ

Вывод:        От постановки ударения зависит _______________________ .

Задание № 3.  Говори правильно:

алфави'т

догово'р

краси'вее

украи'нский

балова'ть

звони'т

ку'хонный

щаве'ль

Задание № 4. Поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание

Мне слово ЧУ'ДНО

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на О –

Исчезло ЧУ'ДНО,

Родилось ЧУДНО'.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

- Не МУКА, а МУКА,

Поварам наука.

КОСИТ косец,

А зайчишка КОСИТ,

ТРУСИТ трусишка,

А ослик ТРУСИТ,

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ИРИС,

А вышивает ИРИС.

От удивления ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросил он ВИЛОК

Вскачь от ножей и ВИЛОК.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку ОКУНИ,

Не бойся, это ОКУНИ.

(Я. Козловский)

Задание № 5. Шарады.     Напиши отгадки, поставь ударение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

Ответ: _________________________

Я – сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей шелковистой ткани.

Ответ: ________________________

Задание № 6.Отгадай загадки, нарисуй схемы слов (укажи гласные, подели на слоги, поставь ударение)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?..

                                                                                                                                                     Самооценка


Приложение 6.

Урок № 14

ТЕМА:  Гласные и согласные звуки.

Задание № 1: Распредели звуки по домикам:

А, М, Н, О,У, И, Ф, Р, Ж, Ы, Э, К, Т, Б, Щ, Ш, В

Гласные звуки

Согласные звуки

Задание № 2: Отгадай загадку, нарисуй схему слова

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

Два брюшка, четыре ушка.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

                                                                                                         

 Самооценка


Приложение 7.

Урок № 15

ТЕМА:  Твердые и мягкие согласные звуки.

- Посмотри на картинки и составь схемы слов.

- Что замечаешь?

 

Задание № 1: ЗАПОМНИ.

всегда твердые согласные звуки

[Ж  Ш  Ц]

всегда мягкие согласные звуки

[Ч'  Щ'  Й']

Задание № 2: Превратите твердый согласный в мягкий, и наоборот. «Поиграй» цветом.

МА -

ТИ -

ЛО -

ЛУ -

РА -

БИ -

НЭ -

ВО -

 

Задание № 3: Отгадай загадки, нарисуй схему слова:

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Сама не ем, а людей кормлю.

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

Задание № 4. Прочитай текст.

Царь закрыл замок на замок и пошёл обедать в трактир. Кружки уже стояли на столе, а на окнах были цветные кружки. В трактире были и стрелки. Когда стрелки часов показали два, стрелки ушли на службу. Царь взял гвоздики и гвоздиками приколотил их к забору. Красиво!

  1. Поставь ударение в выделенных словах.
  2. Слова первого предложения раздели на слоги.
  3. Обозначь звуки в выделенных словах.
  4. Нарисуй картинки к выделенным словам:

 

Самооценка


Приложение 8.

Урок № 16

ТЕМА:  Звонкие и глухие согласные  звуки.

Ш

С

Т

К

Ф

П

Глухие

Ж

З

Д

Г

В

Б

Звонкие

Парные согласные

Й

Р

Н

М

Щ

Ч

Ц

Х

Глухие

Л

Звонкие

Непарные согласные

Задание № 1: «Одень звукового человечка»

                   

Самооценка


Приложение 9.

Урок № 17

ТЕМА: Согласные звуки

Задание № 1: «Одень звукового человечка»

Задание № 2: зачеркни все гласные и мягкий знак в фразе:

                     «ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?»

Выпиши оставшиеся буквы.

 

Задание № 3: Отгадай загадки, нарисуй схемы слов

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …..

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

Задание № 4:

Нарисуй предмет, сделай схему слова

 (раздели на слоги, поставь ударение, обозначь звуки)

Рисунок

Слово

Схема

ШКОЛА

РАДУГА

КИТ

МИШКА

ШИШКА

ФОНАРИ

САНКИ

ПОМИДОР

Задание № 5: Прочитай текст.

Звери зимой.

Гнездо белочки было на старой сосне. Под зелёной еловой лапой строит свой дом зайка. Ёж накрылся сухими листьями и заснул на всю зиму. Застыли под хворостом юркие ящерки.

Ответь на вопросы:

- Где было гнездо у белочки?

- Кто устроил дом под зеленой лапой елки?

- Как проводит зиму ёж?

- Где зимуют ящерки?

Выполни задания:

- в словах первого предложения поставь ударение.

- слова второго предложения раздели на слоги.

Самооценка

- оцени свое умение на «волшебной шкале» в постановке ударения и делении слов на слоги.

ударение

слоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тетрадь по обучению грамоте №2 УМК "Школа 2100" Казанцева О. Ю

Тетрадь по обучению грамоте позволяет отработать изучаемый материал....

тетрадь по обучению грамоте №3 УМК "Школа 2100" Казанцевой О.Ю.

тетрадь по обучению грамоте позволит закрепить изучаемый материал....

Тетрадь по обучению грамоте № 4 УМК Школа 2100 О.Ю. Казанцева

тетрадь можно использовать при работе с высокомотивированными детьми...

Тетрадь по обучению грамоте № 5 УМК Школа 2100 О.Ю. Казанцева

Тетрадь поможет учителю при работе с высокомотивированными детьми....

Тетрадь - тренажёр по обучению грамоте

Ребёнок учится читать. Перед ним яркая книга с картинками и первые коротенькие слова: "Дом, Сад, Лес, Жук.... Книга -  это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в с...

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради «От слова к букве»

В данной разработке собран материал,который поможет педагогу организовать работу по развитию речи детей....