ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Пауль Наталья Александровна

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

НАШ ГОРОД.

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА

2 КЛАСС

АВТОР: ПАУЛЬ Н.А.,

УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ

МОУ «СОШ № 38»

ОЗЕРСК

Тема:     Обобщение знаний о сильных и слабых позициях согласных звуков. Наш город.

Цели:         1. Обобщить знания учащихся о позициях согласных звуков, проконтролировать формирование навыка определения позиции согласного звука.

                          2. Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, вырабатывать навыки контроля и самоконтроля.

                          3. Пополнить знания учащихся о родном городе.

ХОД УРОКА

  1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА

ОБОЗНАЧЬТЕ БУКВАМИ ДАННЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЗВУКОВ.

[ЖЫ]                                [ЖЭ]

[ШЫ]                        [ШЭ]

[ЦЭ]                                [ЦЫ]

- МОЖНО ЛИ В ЭТИХ СОЧЕТАНИЯХ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ОБОЗНАЧИТЬ БУКВАМИ ПО СЛУХУ?

- ПОЧЕМУ?

- КАК МЫ НАЗЫВАЕМ ТАКИЕ МЕСТА В СЛОВАХ?

- ДАННЫЙ ВИД СОЧЕТАНИЙ К КАКИМ ОРФОГРАММАМ МЫ ОТНОСИМ?

- КАКИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКОВ МЫ НАЗЫВАЕМ СИЛЬНЫМИ?

- КАКИЕ ПОЗИЦИИ СИЛЬНЫЕ У ГЛАСНЫХ?

- КРОМЕ СИЛЬНЫХ, КАКИЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ПОЗИЦИИ?

- КАКИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКОВ МЫ НАЗЫВАЕМ СЛАБЫМИ?

- У ГЛАСНЫХ КАКИЕ ЭТО ПОЗИЦИИ?

- А У СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ЕСТЬ СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ  ПОЗИЦИИ?

- А ВЫ ИХ ЗНАЕТЕ?

-  ЗНАЧИТ КАКУЮ ЗАДАЧУ МЫ СТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ НА ЭТОТ УРОК?

Учитель открывает тему на доске.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА

-ТОГДА Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ОТПРАВИТЬСЯ В НЕБОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАШЕМУ ГОРОДУ, А ЗАОДНО И ПРОВЕРИТЬ, УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

-НО ДЛЯ НАЧАЛА ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, ЧТО ПО ПОРЯДКУ МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЗИЦИЮ СОГЛАСНОГО ЗВУКА.

Алгоритм (в виде динамической таблицы составляется на доске)

-НУ,  А ТЕПЕРЬ МОЖНО ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ.

Дети по одному выходят к доске, получают карточку с названием известного места родного города, находят это место на фотографиях, помещенных на доске, а затем по алгоритму определяют позицию выделенного звука. После каждого их ответа на доске уточняется алгоритмическая таблица сильных и слабых позиций согласных звуков.

[курч’атаФ]                                [п’итуШок]

[акт’аБр’]                                        [ваГзал]

 [Двар’эц]                                        [б’ис’эТка]

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТАБЛИЦЕ:

        какие позиции у согласных звуков сильные?

        какие являются слабыми?

        можем ли мы по слуху обозначить слабые позиции буквами?

        как же мы поступаем с ними  на письме?

- НУ ЧТО Ж, ТОГДА ПРОДОЛЖИМ НАШУ ПРОГУЛКУ ПО ЗИМНЕМУ ГОРОДУ.

3. РАБОТА НАД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ

[СН’ЭК     ЗАМ’ОЛ    ФС’Э    ДАРОШК’И]

-  ЗАПИШИТЕ С ПРОПУСКАМИ О.С.П.

-  ПРОВЕРКА.

- ПОЧЕМУ НЕ ПРОПУСТИЛИ БУКВУ НА МЕСТЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА  [Л], ОН ЖЕ СТОИТ В КОНЦЕ СЛОВА?

- ЗНАЧИТ, В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО КАКИЕ СОГЛАСНЫЕ?

- СОСТАВЬТЕ СХЕМУ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.  

4. ФИЗМИНУТКА

                РАДУГА-ДУГА-ДУГА,

                УНЕСИ МЕНЯ В ЛУГА,

                НА ТРАВУШКУ ШЕЛКОВУЮ

                НА ЖЕЛТЕНЬКИЙ ПЕСОК!

                

5. ИГРА  «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО» С ПОСЛЕДУЮЩИМ СОСТАВЛЕНИЕМ И ЗАПИСЬЮ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

        Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со словами, среди которых нужно найти лишнее. На задание отводится 3 мин. После этого спикер группы выходит к доске и высказывает версию группы. После этого со словом исключением составляется высказывание о любимом городе, которое записывается в тетради с пропуском о.с.п.

  1. МОСКВА, ПАРИЖ, ОЗЕРСК, БУХАРЕСТ, БЕРЛИН
  1. ВОЛГА, ИРТЯШ, ОБЬ, ЛЕНА, ДНЕПР
  1. ОГРОМЕН, КРАСИВ, НИЗОК, МЕЛОК, ВЫСОК
  1. ЗДАНИЯ, ИЗБЫ, САРАИ, АМБАРЫ

- А ТЕПЕРЬ ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЧТО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

-  ПОХОЖЕ ЭТО НА ТЕКСТ?

-  ПОЧЕМУ?

- ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, КАК  МОЖНО БЫЛО БЫ ЕГО ЗАКОНЧИТЬ.

6. НАГРАЖДЕНИЕ.

ВРУЧЕНИЕ МЕДАЛЕЙ «ЛУЧШЕМУ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ»

7.  ИТОГ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК

-НАУЧИЛИСЬ МЫ С ВАМИ ОПРЕДЕЛЯТЬ СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКОВ?

-А ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ЭТИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ?

-РЕБЯТА, А ВЕДЬ ВЗРОСЛЫЕ ПИШУТ БЕЗ ДЫРОК. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ?

-А ВЫ ХОТИТЕ ТАК ЖЕ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ?

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМУ МЫ ПОСВЯТИМ НАШИ СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ?

  1. Определить, является ли звук парным по звонкости-глухости.
  2. Посмотреть на соседа справа

Сильные                                Слабые

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...

Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.  Второй класс....