"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_li_pozicii_u_sogl.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»

Кудрявцевой Ирины Борисовны

Дидактическое обоснование

Предмет: русский язык.

Класс: 2

Автор учебника: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова, «Русский язык» ч. 1

Тема урока: «Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции»

Цель: готовность к саморазвитию

Задачи урока:

  1. образовательная : создать условия для получения новой информации, формировать умения определять позиции у согласных звуков;
  2. развивающая: - формировать умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; определять способы взаимодействия с учителем и сверстниками;
  3. воспитательная:  ориентирование на личностный результат, самоопределение.

Методы обучения: деятельностный,  исследовательский

Тип урока: открытие нового знания

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:  карточки успеха для рефлексии, звуковые модели, учебник, тетради.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм. Оргмомент.

Подготовка рабочего места.

Знакомство с цветными карточками:

   - во всем разобрался

     - были трудности

     - нужна помощь

Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний

- Запишите предложение ( учитель диктует):

               На  д_ревь_х   л_жит  ин_й.

- Почему мы записали с пропуском?

- Почему не знаем?

- А какая позиция слабая?

- А сильная?

- Какую позицию можем обозначить буквой на письме?

- А где вынуждены пропускать?

- Как будет называться место, где пропускается буква?

- А что такое орфограмма?

- Молодцы! Усвоили тему. Научились определять позиции гласных звуков.

 1 ученик записывает на доске.

- Не знаем как обозначить гласный звук на письме.

- Позиция гласного звука слабая.

- Без ударения.

- Под ударением.

- Сильную.

- Где звук в слабой позиции.

- Орфограмма.

- Место, где есть выбор в обозначении звука буквой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи.

- Давайте запишем еще одно предложение.

              У пруда рос дуб.

- Как написали слово ДУБ?  

   (на доску записывает варианты)

- Почему по-разному?

- Кто же прав?

- А как вы думаете, у согласных звуков есть сильная и слабая позиции?

- Какая позиция будет сильной для согласных?

- Какая слабой?

Учитель фиксирует моделью ответы детей:

                                                                 

                                          ?  

                             

- Как же развеять наши сомнения?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

- Приступим к наблюдению.

Записывают самостоятельно.

ДУБ, ДУП (обсуждение)

- Мы не знаем позиции согласных.

Выслушиваются мнения детей.

Графическое моделирование.

- Надо познакомиться с позициями согл.звуков.

- Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции.

- Наблюдать за согласными звуками и выяснять, какая позиция сильная и слабая.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

выявление проблемы, постановка вопросов.

Познавательные:

формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Запишем в транскрипцию слово годы. (учитель пишет на доске)

- А теперь измените его так, чтобы оно называло один предмет. Запишите звуковую схему. (Затем тоже самое со словами пруты – прут)

[ г о д ы]              [ д ]

  = = ≠

[ г о т]                  [ т ]        [ д ] / /  [ т ]

[ п р у т ы]           [ т ]

  = = = =

[ п р у т]               [ т ]

- Давайте сравним первые  звуки, вторые, третьи…

- Какие последние согласные звуки в каждой паре слов?

- Запишем их.

- Одинаковые ли они в первой паре?

- Почему? Что происходит?

- Правильно. Отметим это чередование.

- Почему звук [ д ] заменился звуком  [ т ]?

- Работая в паре, попробуйте найти слово, в котором последний звук – звонкий  [ д ].

- Смогли мы это сделать?

- Может ли вместо звука  [ д ] появиться какой-нибудь другой звук, кроме [ т ]?

- Давайте сравним позиции чередующихся звуков. Посмотрим на «соседей» этих звуков.

- Одинаковые ли «соседи» слева?

- А «соседи» справа ?

-А теперь зафиксируем наши выводы  с помощью модели. Подумайте, обсудите в паре и предложите модель.

- Можно ли одну из позиций чередующихся звуков [ д ] , [ т ] считать сильной, а другую – слабой?

- Какая из этих позиций сильная, какая слабая?

- Давайте сравним работу звуков в словах  годы – пруты. Какой звук работает перед гласным?

- Значит это какая позиция согласного?

- В словах  год и прут какие звуки?

- Какой звук не работает?

- Значит это какая позиция?

- Какую же позицию согласного звука можно считать сильной, а какую слабой?

- В паре составьте модель для сильной и слабой позиций  согласных звуков.

 На доску все представленные модели.

- Какую же выберем? Почему?

- Теперь мы будем ею пользоваться.

- Рядом со звуковыми записями сделайте буквенные.

- Можем ли мы в словах год и прут  звук [ т ] обозначить буквами?

- Почему?

- Что же будем делать?

- Молодцы! Я вами довольна.

Дети работают в тетрадях.

Ответы учащихся.

Обсуждение

- Нет.

- Чередование звуков   [ д ] , [ т ].

- Так как они парные.

 Варианты детей.

- Нет.

- Не может. Это пара звуков по звонкости-глухости.

- Да, гласные звуки.

- Нет, то есть гласный звук, то его нет.

Графическое моделирование, (предлагают дети).

         

 

             

- Можно.

- Перед гласным  сильная, в конце слова – слабая.

[ д ] и [ т ]

- Сильная, т.к. работает любой звук из пары.

 [ д ]

- Слабая.

- Если после согласного стоит гласный – сильная позиция, если согласный в конце слова – слабая

 1 пара к доске и объясняет выбор модели.

Обосновывают выбор составленных моделей.

                               

                                      - Более точно.

- Нет.

- Пропускать эти буквы, т.к. это орфограмма, и ее на слух обозначить нельзя.

Регулятивные:

планирование (составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе вариантов.

Познавательные:

моделирование, выдвижение гипотез, и их обоснование.

5. Первичное закрепление

Установление осознанности восприятия

1)самостоятельная работа.

- А есть ли в словах  крот, мед звуки в слабой позиции?

Сделайте звуковые записи этих слов и рядом буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций.

[ крот ] – кро _

[ м’от ] – ме_

- Проверяем.

- Почему звук [ т ] не обозначили буквой?

2) работа в парах.

- Упр.58: измените слова заводы, торты, народы ,сети по числу, запишите оба изменения каждого слова звуками, укажите позиции последних согласных звуков. Рядом со звуковой записью сделайте буквенную с пропуском орфограмм слабых позиций.

- Проверяем.

Решение типовых задач

1 ученик работает на скрытой доске.

- Звук в слабой позиции и нельзя обозначить на письме по слуху.

1 пара  на скрытой доске, остальные пары на своих местах.

Исправление ошибок.

Регулятивные:

коррекция.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; коррекция действий партнера.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия.

6. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы сегодня узнали?

- У всех согласных?

А какие это позиции?

- Как это зафиксировали на модели?

- Что вы знаете о звуках [ д ] , [ т ]?

- По какому признаку?

Работа с лентой букв.

- А какие вы еще знаете парные согласные?

- А у них будут сильные и слабые позиции или только у [ д ] , [ т ]?

- Мнения у нас разные.

- Какую же задачу нам надо поставить на следующий урок?

- А дома вы закрепите материал по сильным и слабым позициям звуков [ д ] , [ т ] и и обозначать их на письме.(упр.59)

- А теперь возьмите сигнальные карточки.

- Оцените работу вашей пары.

- Оцените свою работу.

- Что получилось?

- Над чем еще нужно поработать?

- Мы узнали, что у согласных звуков есть слабые и сильные позиции.

- У парных согласных [ д ] и [ т ]

- Сильная позиция, если перед гласным, слабая, если согласный звук в конце слова.

- Что они парные?

- По звонкости-глухости.

Ответы учащихся.

Обсуждение.

- Определять позиции у других парных согласных.

Работа учащихся с сигнальными карточками.

Личностные:

смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие.

Коммуникативные:

интенсивное взаимодействие обучающихся с учителем и сверстником, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?

УРОК  Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?...

Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...

Проект урока "Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?"

Урок разработан по программе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, 2 класс...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова", 2 класс"

Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...