Каллиграфия.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

« Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,
А особая речевая деятельность; каждое написанное
речевая деятельность....Чем развитие ребенок. Чем богаче
его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,
тем легче ему дается ему и правописание»

 

Н.С. Рождественнский.
 
Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка. Казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв - «мшина» вместо « машина»; замена букв - «золопой» вместо «золотой и т. д.. Кроме того в начальных классах часты ошибки в начертании букв: вместо — ш — и ( две палочки с загибом вместо трех), вместо д — а и т. тп..
Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботится об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.
Учителю необходимо на начальном этапе обучения каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика — 1,5 — 2 см. Учитель должен проверить, насколько свободно ребенок держит ручку в руке, так как закрепится неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами в кулаке. При письме букв в тетради активно участвуют мелкие мышцы пальцев, кисти, а также для продвижения вдоль строки - поворот кисти и предплечья. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ .
Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе .
С первого класса необходимо ввести правила посадки, положения тетради, а потом уже правила письма. Анализ элементов при письме должен быть подчинен закономерностям этого момента. Так как важным является формирование графического навыка.
Ритм движения, процесса письма запечатлевается в самом результате письма. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора. Ритм пишущего напрямую зависит от скорости письма. Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развивать большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и прочее. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью, в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно . Таким образом, видно, что данная методика по совершенствованию каллиграфического навыка, разработанная Е. Соколовой, помогает получить не только хорошее качество работы, но и грамотное письмо.
 
 
 

Список используемой литературы.

М.Л. Львов « Правописание в начальных классах»

Начальная школа. - 1997. №5. С. 37-39.

М.: Просвещение, 1984. - 224 с. . Михайлова Н. С. Совершенствование каллиграфического навыка в первом классе//Начальная школа.

Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. - М.: Просвещение, 1969. - с.52.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл каллиграфия24.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                « Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,

                                   А  особая речевая деятельность; каждое написанное

                                   речевая деятельность....Чем развитие ребенок. Чем  богаче

                                  его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,

                                   тем легче ему дается ему и правописание»

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                 Н.С. Рождественнский.

Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка. Казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв - «мшина» вместо « машина»; замена букв - «золопой» вместо «золотой и т. д.. Кроме того в начальных классах часты ошибки в начертании букв: вместо — ш — и ( две палочки с загибом вместо трех), вместо д — а  и т. тп..

Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботится об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

Учителю необходимо на начальном этапе обучения каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика — 1,5 — 2 см. Учитель должен проверить, насколько свободно ребенок держит ручку в руке, так как закрепится неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами в кулаке. При письме букв в тетради активно участвуют мелкие мышцы пальцев, кисти, а также для продвижения вдоль строки - поворот кисти и предплечья. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ .

Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе .

 С первого класса необходимо ввести правила посадки, положения тетради, а потом уже правила письма. Анализ элементов при письме должен быть подчинен закономерностям этого момента. Так как важным является формирование графического навыка.

Ритм движения, процесса письма запечатлевается в самом результате письма. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора. Ритм пишущего напрямую зависит от скорости письма. Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развивать большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и прочее. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью, в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно . Таким образом, видно, что данная методика  по совершенствованию каллиграфического навыка, разработанная Е. Соколовой, помогает получить не только хорошее качество работы, но и грамотное письмо.

 

Список используемой литературы.

М.Л. Львов « Правописание в начальных классах»

Начальная школа. - 1997. №5. С. 37-39.

М.: Просвещение, 1984. - 224 с. . Михайлова Н. С. Совершенствование каллиграфического навыка в первом классе//Начальная школа.

Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. - М.: Просвещение, 1969. - с.52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну каллиграфии"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса. Необходимо проводить после знакомства учащихся со всеми буквами алфавита. Позволяет оценить уровень запоминания названия и написания букв....

Особенности каллиграфии письма в УМК "Начальная школа 21 века"

Последовательность работы над каллиграфией письма в 1 классе на каждой из 10 ступеней в добукварный и послебукварный периоды обучения....

Работа над каллиграфией младших школьников

В документе описан процесс работы над почерком младших школьников...

Карточки с каллиграфией цифр и знаков

Карточки используются на уроках математики при обучении написанию цифр и знаков в 1 классе и на минутках чистописания в 1-2 классах....

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...