обучение грамоте 1 класс Правила переноса
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шамрай Лариса Леонидовна

данный урок поможет учителю быстро и интересно познакомить первоклашек с правилами переноса. В конспекте рассмотрены сразу все случаи переноса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте   1 класс

Тема: правила переноса

Задачи

 обучения: закрепление навыков деления слов на слоги; формировать умение переносить слова, самостоятельно работать с текстом – выделение главного; формировать умение применять полученные знания на практике.

Развития: формировать навыки беглого, осознанного чтения, развивать речь, умение обобщать, сравнивать.

Воспитания: формировать умение работать в группах.

Ход урока

1.Организационный момент

        Проверяем готовность к уроку;

        Запись даты, минутка чистописания.

2. Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению новой темы.

- Сегодня на уроке у нас будет очень важная, интересная новая тема. Но для того, чтобы мы смогли выполнить все задания правильно, вспомним сначала то, что уже знаем.

Игра «Сколько слогов».

Задание: определите, сколько в слове слогов , при помощи сигнальных карточек покажите. (желтая -1, красная – 2, зеленая -3). Слова: РЕБЯТЯ, МАЛЬЧИК, СЛОН, ОКНО, КАРАНДАШ.

- какое правило вспомнили, когда делили слова на слоги?

Это была разминка – подсказка, а теперь задание посложнее.

В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.

В слове три согласные и три гласные. На сколько слогов можно разделить это слово? Можете назвать такие слова?

В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Почему?

Как звали печального ослика из сказки «Винни Пух и все…»? сколько слогов в этом слове?

Еще раз назовите правило, которое надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги.

3 Изучение новой темы.

Работа в парах ( на каждой парте текст)

Прочитайте. Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос.

Я ПИШУ «МЫЧИТ КОРОВА»

БЕЛЫМ МЕЛОМ НА ДОСКЕ.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ЕСЛИ СЛОВУ

МАЛО МЕСТА НА СТРОКЕ?

Дайте ответ. Что значит «перенести»? А как?

Работа с предложениями:

ФЕДЯ ПЕРЕНОСИТ АЛЛУ ЧЕРЕЗ РУЧЕЙ.

МУХА ПЕРЕНОСИТ НА ЛАПКАХ МИКРОБЫ.

МАША ПЕРЕНОСИТ СЛОВО….

Дети объясняют смысл предложений. А третье предложение имеет законченный смысл?

А вот как Маша переносит слово мы и узнаем на уроке.

Групповая работа.

У вас на партах стихотворение – правило.

Задание: прочитать, подчеркнуть ту строку, в которой говорится о том, как можно перенести слово.

ЕСЛИ ДЛИННОЕ СЛОВЕЧКО

ПОПАДЕТСЯ НА ПУТИ,

ТО ЕГО МОГУ Я ТОЧНО

ПО СЛОГАМ ПЕРЕНЕСТИ.

Проверка. Дети зачитывают ту строчку, которую выделили.

Повторите еще раз, как можно перенести слово?

4. Закрепление

Письмо под диктовку: ЗИМА, ЛЕТО, УЖИН, УЧЕНИК, ЭТАЖ, РАЯ, ПАЛЬТО, МАЙКА.

Разделите эти слова на слоги. Один ученик делит слова на доске, остальные в тетрадях.

Задание: а теперь эти же слова разделите для переноса. Для этого мы используем черточку-тире.

Образец: зи-ма…

Пока ученики самостоятельно делят слова для переноса, учитель тоже делит эти слова на доске: ЗИ-МА, ЛЕ-ТО, У-ЖИН, РА-Я, ПА-ЛЬТО, МА-ЙКА, У-ЧЕНИК (СТАВЛЮ СЕБЕ ОЦЕНКУ 2)

Проверяем. У вас также? А почему двойка? Как звучит правило? Переносим по слогам. А почему 2, ведь я так и сделала?

Недостаточно знать только это правило, поэтому вы сейчас отыщите второе правило.

Групповая работа:

БУКВУ ОДИНОКУЮ

НА СТРОЧКЕ НЕ ОСТАВЛЮ

И НА ДРУГУЮ СТРОЧКУ

ЕЕ Я НЕ ПОСТАВЛЮ.

Задание: расскажите правило своими словами. Теперь проверьте мою работу. Есть ошибки? Дети исправляют. Но оценка по-прежнему – двойка. Значит есть еще ошибки. А чтобы найти их, есть третье правило.

Работа в группах:

БУКВУ Й И МЯГКИЙ ЗНАК

ОТ СТОЯЩИХ ПЕРЕД НИМИ

ОТДЕЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ НИКАК.

Что узнали? Есть еще ошибки? Исправьте. Ставлю – пять.

Повторяем все правила переноса.

Работа с анаграммами: ШИ, ЛАН, ДЫ

                        ЖИ, НА, ПРУ

Какие слова спрятались? Какое из правил переноса выберем для этих слов? Как можно перенести? ( показывают разные способы переноса)

Теперь вы знаете  и умеете переносить слова. Проверим, все ли вам понятно.

Работа в группах:

МЫ ИЗУЧАЕМ ПЕРЕНОС,

ВОТ КАК СЛОВА Я ПЕРЕНЕС.

ЕДВА –Е-ДВА.

И ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО ДВА.

УКОЛ – У-КОЛ.

И ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО КОЛ.

ОПЯТЬ – О-ПЯТЬ.

ТЕПЕРЬ,  НАВЕРНО, БУДЕТ ПЯТЬ?

Задание: поставьте оценку за работу. Какое правило забыл ученик? Можно ли перенести эти слова?  А какое можно?

5 Итог урока: выберите верное утверждение.

Слог, состоящий из одной буквы, на новую строку

А) переносится

Б) не переносится

2. при переносе слов Ь и Й эти буквы

А) остаются на строке вместе со слогом

Б) переносятся на другую строку со следующим слогом

Оценки за урок.Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по обучению грамоте "Перенос слов"

Технологическая карта урока в 1 классе  по обучению грамоте "Перенос слов" (программа "Школа России")...

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

Презентация по русскому языку 2 класс " Правила переноса"

Открытие нового материала по теме: " Перенос слова".Повторение. Правописание  ча - ща, чу - щу, жи - ши, правописание имен собственных....