Урок русского языка на тему:«Написание слов с непроизносимыми согласными»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рудакова Елена Викторовна

Тема: « Написание слов с непроизносимыми  согласными»

 

Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материала

Межпредметные связи:

- литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушкина.

 

Цель: формировать  умение проверять написание слов с  непроизносимыми  согласными.

Задачи:

  • продолжать формировать логическое и образно-чувственное мышление, развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность на уроке, самостоятельность;
  • осуществлять индивидуальный подход;
  • организовывать межличностные, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем.
  • формировать культуру труда учащихся на уроке, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.

 

Оборудование: таблица, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, этимологический   словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_neproizn_sogl.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение гимназия № 13

Тракторозаводского района г.Волгограда

Урок русского языка на тему:

«Написание слов с непроизносимыми согласными»

                                                                                                                    Составила и провела:

учитель начальных классов

                                                                                                        Рудакова Е.В.

18.10.2012г.

Тема: « Написание слов с непроизносимыми  согласными»

Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материала

Межпредметные связи:

- литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушкина.

Цель: формировать  умение проверять написание слов с  непроизносимыми  согласными. 

Задачи:

  • продолжать формировать логическое и образно-чувственное мышление, развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность на уроке, самостоятельность;
  • осуществлять индивидуальный подход;
  • организовывать межличностные, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем.
  • формировать культуру труда учащихся на уроке, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.

Оборудование: таблица, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, этимологический   словарь.

Ход  урока.

Этапы урока

Содержание урока

Используемые инновационные образовательные технологии

Наглядные пособия, раздаточный материал

1.Организационный

момент.

Рефлексия

Первый  прозвенел  звонок,

Всех  позвал  нас  на  урок.

Все  у  парты  тихо  встали,

Глазки  на  меня  подняли.

Потянулись, наклонились и остановились.

Вот  звенит  второй  звонок,

Начинается  урок.

Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

2.Актуализа

ция знаний.

- Назовите  известные  вам  орфограммы.

- В  каких  частях  слова  могут  находиться безударные  гласные, парные  согласные?

У  вас  на  партах  лежат  карточки. Вам  необходимо  вставить  пропущенные  буквы  и  выделить  ту  часть  слова, в  которой  находится  эта  буква. Работать  будете  в  парах.

 Время  на  работу  одна  минута.

Закончили, отложили  ручки. Переверните  свои  карточки  и  проверьте  правильность  выполнения  работы.  Самостоятельно  оцените  свою  работу.

- В  какой  части  слова  были  пропущены  буквы?

Работа  в  парах.

Карточки

поб..жали,

просл..зился,

д..ждевик,

стри..,

каранда..

(несколько вариантов).  На  обратной стороне ответы и инструкция  к  оцениванию.

3.Постановка  проблемы  урока.

Сейчас  мы  будем  работать  со стихотворением, которое  поможет  нам определить   тему  урока.

У  каждого  на  партах  лежат  листочки  с  текстом – это  начало  стихотворения. Прочитайте  текст  про  себя  и  подготовьтесь к  чтению  вслух.

Дети  хором  читают  начало  стихотворения, учитель  читает  продолжение.

Дети.   

Здравствуй,  солнце  красное. Здравствуй,  утро  ясное.

 В  радостный  прелестный  день, Заниматься  нам  не  лень.

Учитель.  

   И  сегодня  непременно  будем  тему  изучать

 Это  нужно,  как  известно,  чтобы  правильно  писать.

Иногда  согласные

 Играют  с  нами  в  прятки.

 Они  не  произносятся,

 Но  пишутся  в  тетрадке.

 И  сегодня  на  уроке  будем  слово  изменять.

 И  с  волшебными  словами  будем  мы  в  игру  играть

- Ещё  раз  внимательно  прочитайте  свою  часть  стихотворения, сравните  произношение  слов  с  их  написанием, попробуйте  найти  слова, которые «играют  с  нами  в  прятки».

Проверка, первичные  выводы.

- Подумайте, как  можно  назвать  согласные  звуки, которые  не  произносятся  в  словах?

- Какие  непроизносимые  согласные  вам  встретились в  стихотворении?

- Кто  сможет  сформулировать  тему  урока?

Проблемно-поисковый метод.

Листочки  с  текстом:

Здравствуй,  солнце  красное. Здравствуй,  утро  ясное.

 В  радостный  прелестный  день, Заниматься  нам  не  лень.

4. Открытие  нового  знания.

На  доску выведен текст через проектор.

   «Редко  светит  со?нце.  Стоят  ненас?ные  дни. Грус?но  в  эту  пору  в  лесу.  Отошли  ягоды,  орехи.  Пахнет  прелой  листвой.

Ещё  видны  кое-где  запоздалые  поз?ние  цветы.

    Но  вот  из-за  сизой  тучки  выглянуло  солнышко, и  под  ласковыми   лучами  заулыбалась  хмурая  картина  осени».

Прочитайте  текст, подумайте, почему  некоторые  слова  подчёркнуты  красным  цветом.

- Как  же  нам  узнать – писать  букву  или  нет?

На  основе  высказываний учеников делается  вывод  и  формулируется  правило  о  проверке  непроизносимых  согласных.  

ИКТ

5.Практичес-кая  работа по

самостоятельно выведенному правилу.

Работа с нэтбуками

Выпишите  данные  слова  в  столбик. Подчеркните  согласные,  которые  не  произносятся, рядом  напишите  проверочное  слово.

( самостоятельная  работа)

Проверить  правильность  выполнения  работы  нам  поможет  компьютер.

Надо  взять  нэтбук  и  вставить  пропущенную  букву, если  красный  цвет  исчезнет, значит,  работу  выполнили  верно.

- В  какой  части  слова  находятся  непроизносимые  согласные?

(выделить  корень  в  словах)

Технологии  поддержки  ребёнка.

6.Физкульт минутка.

Утром  встал  гусак  на  лапки,

Приготовился  к  зарядке.

Повернулся  влево, вправо,

Приседанья  сделал  справно.

Клювиком  почистил  пух

И  опять  за  парту плюх!

Гимнастика  для  глаз.

Здоровьесберегающие  технологии.

7.Сопоставление информации, полученной из учебника и опытным путём.

Работа с эти-

мологическим словарём.

А  теперь  самостоятельно прочитайте  правило  в  учебнике на стр. 74. Правильный мы  сделали  вывод?

Из любого правила бывают исключения. Давайте познакомимся с ними.

На экране текст: 

       Хорошо по лестнице                                               Нам идти с тобой,                                           Лестница-чудесница                                             Бежит сама собой.          

Слово «эскалатор» на экране (не путать с экскаватором). Уточнение  лексического  значения  слов.

- Назовите слова с непроизносимыми согласными

( лестница).  

- Какой  согласный  не  произносится?  Подберите  проверочное  слово,  чтобы   согласный  слышался  ясно. Да, таких слов нет.

В нашем языке есть слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные – это  словарные  слова  и  их  написание  надо  запомнить.

 Вывешивается таблица.    

 Лестница                   Праздник           Чувство

 Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества ((лезть) – то, с помощью чего лезут.

Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

Б) Как появилась буква В   в  слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь;

Проверка.

-Самостоятельно  придумайте  предложения  с  данными  словами, запишите  их  в  тетрадь и подчеркните  буквы, которые  необходимо  запомнить.

Картинки с изображением эскалатора и  экскаватора.

Лестница                   Праздник      

    Чувство

8. Развитие

устной  речи.

Хозяйка  леса услышала, что  мы  говорим  о  праздниках  и  прислала нам письмо, послушайте  его.

« Праздники есть не только у людей, но и у природы.

Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. Майские грозы. А есть пора в году, когда деревья надевает самые дорогие наряды, а  земля  покрывается  разноцветным  ковром.»

-О какой это поре? (об осени).

         Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажите о том какова  осень в нашем городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными. ( Устное  сочинение – миниатюра.)

Проверка (представитель  от  группы  рассказывает  сочинение и называет слова с непроизносимыми  согласными).

Игровые технологии.

Работа в группах.

9.Закрепление изучен-

ного материала.

10. Работа по

учебнику.

На  доску выведено через проектор предложение:

Если  осень  стоит  ненастная, будет  дождливая  весна.

Прочитайте  народную примету. Сравните  с  нынешней  осенью   и  сделайте  вывод  о  будущей  весне.  

-Если  ли  в  этом  предложение  слова  с  непроизносимыми  согласными? Спишите  предложение  красиво  и  аккуратно,  проговаривая  каждое  слово, подчеркните непроизносимую согласную.

  • Поздняя осень была   любимой  порой   А.С. Пушкина, и он писал:   Дни поздней осени

            Бранят обыкновенно,

               Но мне она мила…

          Мы уже знаем много стихов А.С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На  доску выведен через проектор текст:

 Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С
печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день
пасмурный?  Опечалился чему?

- Что показалось  странным?

- Как называется сказка?

- Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина.

  • Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску).

С печальной – с грустной.

  Добрый день – здравствуй.

  Пасмурный – ненастный.

Выделить корень, подчеркнуть непроизносимые согласные, назвать проверочные  слова.

Повторное  чтение  стихотворения  с  заменёнными   словами.  

А теперь, я думаю, вы справились с самостоятельной работой (упр.77).

Все  у  кого  на  столах   лежат  красные  жетоны,   вставляют  пропущенную  букву  в  словах. У  кого  на  столах  жёлтые  жетоны,  составляют  с  этими  словами  предложения. А  кто  видит  на  своих  столах  зелёные   жетоны,   составляют  предложения  и  подчёркивают  в  них  главные  члены.

Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся,  которые  имели  зелёные  жетоны,    сдают  свои  работы  на  проверку  учителю.  Остальные  учащиеся  занимаются  взаимопроверкой.

ИКТ

Задания разного уровня сложности.

11. Итог

урока.

Рефлексия.

- Чем занимались  на  уроке?

- Что  узнали  нового?

Домашнее задание : страница  86 упражнение  1.

Возьмите листок и настроения и поставьте цифру 2 с тем настроением, которое у вас сейчас. Я рада, если оно улучшилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными".

Цель:1) совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне;2) отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;3) развивать речь, наблюдательност...