Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ларионова Елена Владимировна

 

Цели:

Образовательные:

 

·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в конце и середине слова.

·             Закрепление знаний о способе проверки слов с парными согласными в конце и середине слова

·           Продолжить работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного начертания и соединения букв.

 

Развивающие:

 

·         Развитие умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце и в середине слов

·         Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.

·         Развивать умение объективно оценивать свои знания.

·         Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

·         Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

·         Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

·         Развивать коммуникативные умения учащихся ( включение в  беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

 

Воспитательные:

 

·         Формировать умение работать индивидуально, в парах, в малых группах.

·         Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

·         Вырабатывать потребность в контроле и оценивании учебной деятельности товарищей и своей.

·         Воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи:

  1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о парных согласных.
  2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  3. Формировать познавательный интерес к окружающей природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnye_soglasnye_v_konce_i_seredine_slova.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

учителя начальных классов ГОУ СОШ №404

Колпинского Района города Санкт - Петербурга

Ларионовой Елены Владимировны

Тема: « Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в конце и середине слова.
  2.   Закрепление знаний о способе проверки слов с парными согласными в конце и середине слова
  3. Продолжить работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного начертания и соединения букв.

Развивающие:

  1. Развитие умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце и в середине слов
  2. Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  3. Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  4. Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  5. Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  6. Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  7. Развивать коммуникативные умения учащихся ( включение в  беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Воспитательные:

  1. Формировать умение работать индивидуально, в парах, в малых группах.
  2. Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  3. Вырабатывать потребность в контроле и оценивании учебной деятельности товарищей и своей.
  4. Воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи:

  1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о парных согласных.
  2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  3. Формировать познавательный интерес к окружающей природе.

Оборудование: 

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. презентация к уроку в программе Power Point
  3. выставка книг:

Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»  М., Оникс ,2004 г

Ю. Дружков «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»  М., Оникс ,2005г.

 В. Постников «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид» М., АСТ Ермак , 2004г.  

В. Постников« Карандаш и Самоделкин  на Марсе»  М., АСТ Люкс, 2005 г.

  1.   карточки – задания, жетоны
  2. веер с цифрами (по количеству групп)
  3. конверты с текстом (по количеству учащихся)
  4. набор бумажных воздушных шариков: красного, зелёного, жёлтого цвета (по количеству учащихся)
  5. изображение литературного героя Карандаша с пустыми верёвочками в руках.

Ход урока:

I. Организационный момент.

В путешествие, друзья,

Приглашаю Вас я.

И с собой прошу Вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути нам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

- Вы готовы путешествовать?

II. Актуализация знаний по теме.

-На чём же мы отправимся в путешествие? Отгадайте

Чтение загадки (Слайд 2)

«Весь день домой и на работу

Возить людей его забота.

Носит обувь из резины

И питается бензином!»

- Узнали? (автобус)

- К нам часто на уроки приходят сказочные герои. Сегодня попутешествовать с Вами мечтает один литературный герой.

-Отгадайте предмет и узнайте его имя.

«Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолёт,

И огромный пароход!»

 -Что это?  (карандаш) (Слайд 3)

-Правильно! Сегодня вместе с Вами в путешествие отправится  герой книги Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» - Карандаш. (демонстрация книги)

- Познакомиться с этим героем Вам помогут  книги, которые  Вы видите  в нашем уголке внеклассного чтения.

( На выставке стоят книги: Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина»  М., Оникс ,2004 г

Ю. Дружков «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»  М., Оникс ,2005г.

 В. Постников « Карандаш и Самоделкин в стране пирамид» М., АСТ Ермак , 2004 г.  

В. Постников« Карандаш и Самоделкин  на Марсе» М., АСТ Люкс, 2005 г.)

- Карандаш надеется, что путешествуя вместе с  Вами, узнает много нового и интересного.

- Помогите Карандашу объединить эти слова.

(Слайд 4)

(Слова называют  предметы.

 Это словарные слова.

Это трёхсложные слова.

В словах ударение падает на третий слог.

Слова употреблены в единственном числе.

Слова обозначают неодушевлённые предметы.

На конце слов парный согласный звук.)

- Молодцы!

- Выделите согласные звуки в слове автобус. Назовите буквы,  обозначающие эти звуки.

[ в ] – буква «вэ»

[ т ] – буква «тэ»

[ б ] – буква «бэ»

[ с ] – буква «эс»

III.  Чистописание.

(Слайд 5)

- Запишем эти буквы.

 «Я тетрадочку открою.

И как надо положу

Я от Вас, друзья, не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я примусь!»

Запись:  Число. Классная работа.

(Слайд 6)

-  Рассмотрите образец и попробуйте установить закономерность в написании букв.

Втбс  Твбс

(Буквы по порядку меняются местами, первая буква становится прописной)

- Запишите образец. Продолжите ряд.

Втбс  Твбс Бтвс Сбвт

-Подумайте, можно ли эти буквы разделить на две группы, если да, то,  по какому признаку?

( В одной группе буквы,  обозначающие звонкие звуки; в другой - обозначающие глухие согласные звуки.)

-Есть ли у этих звуков парные им звуки?

(да)

-Назовите их.

(Слайд7)

 - Правильно. Молодцы!

IV. Постановка темы урока.

- Мы отправились в путешествие на автобусе.  С нами будет путешествовать Карандаш.

- Чтобы узнать, куда мы с Вами отправимся, нужно определить тему нашего урока.

- Посмотрите вновь на эти слова – они подскажут нам тему нашего урока.

( Слайд 8 )

(Это слова с парными согласными на конце слова.  Значит,  на уроке мы будем работать над словами с парными согласными на конце слова.)

(Слайд 9)

- Решил Карандаш, сесть  в автобус и отправиться  в путь. Сел и увидел, что он  низкий и узкий. Мы в нём не поместимся.

(Слайд 10)

- Каким должен стать автобус? Подберите антонимы. (высокий, широкий)

-Автобус станет выше и шире, если мы вставим в слова пропущенные буквы.

( В слове низкий пропущена парная согласная буква «зэ» - проверочные слова низок, низенький;

в слове узкий пропущена парная согласная буква «зэ» - проверочные слова узок, узенький.)

- Посмотрите на эти слова. Уточните тему урока.

(Слайд 11)

-Отлично! Мы сегодня, во время путешествия,  продолжим учиться распознавать и проверять слова с парными согласными на конце и  в середине слова. И научим этому Карандаша.

( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

« В нашем русском языке

Ходят «хитрые подружки»

Как узнать,  писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

И расскажем всему свету?

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

-Вы готовы отправиться? (Готовы!)

V. Физкультминутка.

- Предлагаю сесть в автобус.  Для этого встали (Дети строятся друг за другом по колонкам).

Физкультминутка  «Автобус»  М. Ю. Картушиной.

                           Вот мы в автобусе сидим

                                         и сидим,  и сидим.

                           И из окошечка глядим

                                                      все глядим.

                           Глядим назад, глядим вперёд

                                 вот так - вот, вот так - вот.                

                                  Ну что ж автобус не везёт,

                                                                   не везёт

                           Колёса закружились

                                   вот так - вот, вот так – вот.

                          Вперёд мы  покатились

                                   Вот так – вот, вот так – вот.

                          А щётки по стеклу  шуршат

                                       бжик - бжик, бжик- бжик

                          Все капельки смести хотят –

                                          бжик-бжик, бжик-бжик.

                          И мы не просто так сидим,

                                                           Би – би – би,

                        И  громко, громко все гудим

                                                                  Би – би - би.

                        Пускай автобус наш трясёт

                                            Вот так - вот, вот так - вот.

                        Мы едем, едем всё вперёд

                                                                Би – би - би.      

 

VI. Работа по теме урока.

- Поедем мы сегодня туда, где живут звери. В зоопарк.

(Слайд 12)

От общения живого

Сразу станете добрей.

Здесь увидите Вы много

Удивительных зверей»

- С собой мы возьмём подарки для зверей. Какие - вы узнаете, когда протёчет наш ручеёк.

1.Игра «Ручеёк» (работа в парах сменного состава)

(Приложение 1)

Оборудование:  карточки – задания, жетоны.

Ход игры:

Колонка ребят, сидящих на 1 варианте – учителя. Они показывают задание, проверяют его выполнение, оценивают жетонами.

Колонка ребят, сидящих на 2 варианте – ученики. Они отвечают, доказывают свой ответ, зарабатывают жетоны.

Ручеёк течёт по команде учителя (ученики пересаживаются)

В конце игры: подведение итогов.

- У кого сколько жетонов?

- Кто лучший ученик? Почему?

- Кто лучший учитель? Почему?

Материал к игре:

Группа карточек 1.

анана…

морко…ь

сугро…

Группа карточек 2.

яркий наря…

детская ладо.ка          

 

Группа карточек 3.

новая ло…ка                  

белая берё…ка

ё…

Группа карточек 4.

виногра…                              

ватру…ка

ду…

Группа карточек 5.

мя…кий хле…      

арбу…          

гри…

-Давайте проверим, сто же мы сегодня возьмём с собой, чтобы угостить зверей в зоопарке.

(Слайд 13)

- Вспомните правило о написании согласных в конце слова.

2. Самостоятельная работа.

- Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

- Проверим написание слов.

- Обменяйтесь тетрадями (взаимопроверка)

Один ученик доказывает. Другие проверяют.

(Слайд 13)

3. Фронтальная работа.

-  Каких зверей мы с Карандашом  встретим в зоопарке?

Отгадайте загадку.

(Слайд 14)

- Запишите отгадку в тетрадь вместе с проверочным словом. Выделите орфограмму.

Карандаш предлагает  делать  заметки об увиденном в зоопарке.

(Слайд 14)

Образец рассуждения:

«Ёж – парный согласный звук [ ж ] – проверочное слово ежи.

 Пишу на конце слова  букву «жэ»

У ежа маленькая лапка.

В слове лапка пропущен согласный звук [ п ] – проверочное слово лапа. Пишу букву «пэ»

Запишите предложение. Подчеркните орфограмму.

- Какой зверь похож на ежа? Чем?

(Слайд 14)

Образец рассуждения:

«Дикобраз – парный согласный звук [ з ] – проверочное слово дикобразы.

 Пишу на конце слова  букву «зэ»

(Слайд 14)

Дикобраз бежал по дорожке.

В слове дорожка пропущен согласный звук [ ж ] – проверочное слово дороженька. Пишу букву «жэ»

- Запишите предложение. Подчеркните орфограмму.

VII. Физкультминутка для глаз.

- Давайте вместе понаблюдаем за ежом.

(Слайд 15)

VIII. Продолжение работы по теме.

Подобная работа ведется со словами: медведь, леопард, жираф.

(Слайды16 -18)

- Ваши знания помогли Карандашу сделать в своём блокноте грамотные заметки.

В зоопарке Карандаш увидел Енота, который написал письмо своему другу.

Прочитайте это письмо. Помогите найти слова с ошибками.

( работа в группах по 4 человека)

(Приложение 2)

- Сколько слов с ошибками написал Енот? Покажите с помощью веера цифр. (веер один на группу)

 - Какой корнеплод взял Крот для Енота? (редис) Почему Вы так решили?

IX. Домашнее задание.

- Помогите Карандашу объяснить Еноту, где он допустил ошибки. Для этого дома из письма, которое лежит в конверте у каждого из Вас, выпишите слова с парными согласными, исправив ошибки. Подберите и запишите проверочные слова.

X.  Итог урока.

- Чему мы сегодня научили Карандаша во время нашего путешествия?

(Распознавать и проверять слова с парными согласными на конце и в середине слова).

- Как должен проверять Карандаш написание парного согласного звука на конце или в середине слова?

XI. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наше путешествие.

 - Давайте на память подарим нашему герою воздушные шарики.

- Если Вам во время путешествия было легко выполнять все задания  - подарите зелёный шарик.

- Если во время путешествия Вы затруднялись  - подарите жёлтый шарик.

- Если Вам было трудно - подарите красный  шарик.

-  Посмотрите,  какая связка шаров получилась у Карандаша. Думаю, он доволен, что…

( оценка работы в зависимости от преобладающего цвета воздушных шаров).

Урок окончен.

Приложение 1


мя…кий хле…


гри…


арбу…


ватру…ка


виногра…


новая ло…ка


ду…


ё…


белая берё…ка


яркий наря…


детская ладо.ка


анана…


морко…ь


сугро…

Приложение 2

                                          Здравствуй, крод!

      Я пробежал через лук. Справа от меня был голубой прут. Я залес в огорот и нашёл там клат. Это были редиз и кабачог. Я взял для тебя корнеплот.

                                                                                                Енод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Урок дает  представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами,    сопостав...

урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слов"

Урок формирования и закрепления орфографических умений во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в конце слов". Урок по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".

Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....