Развитие речи на уроках обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Лаптева Ирина Вадимовна

Творческая работа с теоретическим и практическим материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk1.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ивановский областной институт повышения квалификации

и переподготовки педагогических кадров

                                  Творческая  работа

«Развитие речи на уроках обучения грамоте

как составная часть формирования общеучебных умений и навыков»

Работа выполнена

учителем начальных классов

муниципальной Новолеушинской

средней общеобразовательной

школы Тейковского района

Лаптевой И.В.

Содержание

                                               

Введение                                                                                        с. 3 – 4

Глава 1. Что такое общеучебные умения и навыки?                  с. 4 – 8                                           

Глава 2. Обзор авторов по вопросу: «Развитие речи на уроках      обучения грамоте»                                                                        с. 8 – 9

Глава 3.  Развитие речи на уроках обучения грамоте                        

     3.1. Организация речевой работы                                                       с. 9 – 10

     3.2. Произносительный уровень                                                               с. 10 – 17

     3.3. Работа над словом                                                                          с. 17 – 25

     3.4. Размышления – основа речевых упражнений                                 с. 25– 28

     3.5. Словосочетание и предложение                                                      с. 28 – 31

     3.6. Связная речь                                                                                     с. 31 – 32

     3.7. Текст                                                                                              с. 32 – 36

     3.8. Работа в паре и группе                                                                с. 36 – 37

Заключение                                                                                    с. 37 – 39

Литература                                                                                      с. 40

2

Введение

Развитием речи детей я занимаюсь давно. Курс «Речь» вела со второго по четвёртый класс. Это был отдельный час кружковой работы один раз в неделю. В этом учебном году я решила на уроках обучения грамоте каждый день отводить время для речевых занятий.

Почему меня волнует проблема развития речи первоклассников?

Потому, что дети, пришедшие в первый класс, обладают небольшим запасом слов, их кругозор невелик. Многие не могут, как говорят, «связать и пары слов». Некоторые из моих детей стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямые вопросы.

С этим, я считаю, нужно бороться с первых дней в школе. Если я добьюсь, чтобы каждый первоклассник говорил смело, громко, отчётливо, то в дальнейшем развитие речи детей пойдёт успешнее.

  Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

В пояснительной записке к программе по русскому языку говорится: «… развитие речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг»[1, с. 3]

Возраст шести-семи лет благоприятен для развития речи и речевой деятельности в целом. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. Развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая

3

система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь

обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания.

  Занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Совершенное знание родного языка – дело очень трудное. Язык -  это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и   чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

   В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся приобретает всё большую и большую остроту. Недооценивать значение слова в нашей жизни нельзя.

       Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всём школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Глава 1.  Что такое общеучебные умения и навыки?

В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» говорится: « В результате освоения предметного содержания

4

начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить способы деятельности» [2, с. 5].

Что такое общеучебное умение?

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно  умения и развивает учитель и  контролирует их через решение учебных задач. Чаще всего в жизни требуются не предметные умения, а надпредметные, которые в школьной практике называют общеучебными умениями (ОУУ).

Эти умения развиваются в ходе обучения всем предметам на доступном учащимся уровне. В каждый отрезок времени учитель развивает какое-то ОУУ, не забывая о других  умениях.

Для большинства ОУУ не требуется специальных заданий, их можно выбрать из арсенала учебников.

Существует 4 группы ОУУ: организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные.

Из организационных для своей работы по развитию речи на уроках обучения грамоте я бы взяла умения:

- учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, выражая её словесно,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться высказывать своё предположение,

- учиться работать по предложенному плану,

- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Из интеллектуальных такие умения:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

5

- делать выводы в результате совместной работы всего класса,

- подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Из оценочных такие умения:

- объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие,

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Из коммуникативных  такие умения:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учить наизусть стихотворение,

- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст,

- вступать в беседу на уроке и в жизни,

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Речевая деятельность – это работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

  Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и …». Элементарное обоснование высказанного суждения [2, с.5].

Для чего необходимо правильно и умело пользоваться речью в

6

различных жизненных ситуациях?  Прежде всего, чтобы понимать других и быть понятым ими. Чтобы реализовать свои возможности, адаптироваться к любому социуму и влиять на него, координировать свои действия с действиями других людей.

Важной особенностью развития речи является опора на речевой опыт детей, систематизация и оценка этого опыта. Спонтанного владения речью недостаточно, следует учиться речи, на каждом этапе обучения ставить и решать новые задачи.

Какие же задания помогут учиться правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях?

Это задания, развивающие умения различных видов речевой деятельности – говорения, слушания, чтения, письма:

- система заданий на построение связного устного высказывания определённого типа и стиля речи;

- задания на обучение слушанию, пониманию  устной речи;

- задания на овладение приёмами  ведения диалога.

Эффективное и результативное общение невозможно без знаний о языке. Отсюда – анализ речевой ситуации, а затем – отбор языковых средств.

Какие задания помогают приобретать и использовать в общении знания о языке?

- задания на систематизацию знаний о языке;

- наблюдение над составом  и лексическим значением слова в курсе обучения грамоте.

К приёмам работы с текстом относятся: выделение ключевых слов, беседа, составление плана, комментированное чтение.

Творческие задания для работы с текстом: проиллюстрируй.., сочини.., придумай.., составь план.

7

Задания, связанные с развитием сферы – осмысление содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы.

Реакция на художественную форму, как правило, отсутствует у большинства детей. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный пересказ, наблюдение над языком.

Выразительное чтение для развития эмоциональной сферы.

Иллюстрирование, чтение по ролям, творческий пересказ для развития сферы воображения.

На всём протяжении школьного обучения нужно формировать ОУУ, причём умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками.

Глава 2. Обзор авторов по вопросу: «Развитие речи на уроках обучения грамоте»

Одним из ведущих специалистов в области развития речи является М.Р. Львов. В книге «Методика развития речи младших школьников» раскрываются задачи и пути развития речи детей.  Автор обращает внимание на следующие вопросы: как ребёнок овладевает речью, требования к речи учащихся, виды речи, речь как средство развития мышления, методика работы над словарём, над словосочетанием и предложением, связная речь, речевые ошибки и пути их устранения.

Для себя я взяла методику работы над словом, словосочетанием и предложением, текстом.

  В книге Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь» реализуется идея развития связной речи учащихся путём введения в определённой системе речеведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков.

  Особое внимание в книге «Речь. Речь. Речь» уделяется отбору занимательного текстового материала, постановке вопросов и задач

8

проблемного характера, широко используются детские высказывания, игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию. Книга тем для меня и ценна.

Цель учебника по русскому языку для 1 класса «К тайнам нашего языка» под редакцией М.С. Соловейчик – совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях.

В  рекомендациях к учебнику меня заинтересовали методические советы, фрагменты уроков языковой  и речевой направленности, которые помогли мне при работе по «Русской азбуке».

Глава 3. Развитие речи на уроках обучения грамоте

3.1. Организация речевой работы

  На уроках обучения грамоте я использую:

- «Русскую азбуку» В.Г. Горецкого,

- один из вариантов программы курса «Речь», направленного на развитие связной речи учащихся. Он составлен преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов;

- методическое пособие Т.Н. Соколовой «Школа развития речи» из курса «Речь»;

- книгу Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь».

  Цель работы - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать

9

уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

  Положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием детей является исходным теоретическим положением.

Ведущие специалисты в области методики развития речи (Ладыженская Т.А., Львов М.Р.) выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовой. Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом).

3.2. Произносительный, звуковой уровень

Как на уроках обучения грамоте я формирую умения в области говорения?

С чего начать? Организовать общение на какую-то интересную тему: кто что любит, чего не любит, чем нравится заниматься. Начать разговор можно учителю, рассказать что-то о себе и вовлечь детей. После недолгого общения идёт обсуждение:

- Интересно ли мы поговорили? Что нам помогло узнать друг о друге?

Говорим о речи, стараемся несколько минут обойтись без неё, делаем вывод о необходимости речи и открываем её секреты: 1) общаемся с помощью речи, 2) знакомимся с правилами красивой речи.

Во время занятий нужно обращать внимание детей на то, чтобы речь была не только понятной, но и соблюдать правила общения с человеком, способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы, не перебивать говорящего, а если это необходимо - извиниться.

Для отработки этих правил использую реальные ситуации: общение на уроке, на перемене, в столовой, в парке.

10

Теперь можно перейти к особенностям устной речи: окраске голоса, громкости, темпу.

Нужно учить детей: говорить громко, чтобы слышали все дети в классе, говорить тихо, чтобы слышал рядом стоящий, говорить высоким и низким голосом,  менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому, говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Виды работы:

-  специальные и игровые упражнения для развития основных качеств голоса – силы и высоты (игра  «Тихо – громко», «Позови своего друга», «Не разбуди маму»);

- подражание речи педагога, смена силы голоса от громкого к тихому и наоборот.

В результате дети должны научиться использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.

Т.А. Ладыженская в книге «Речь. Речь. Речь» отводит этому вопросу параграф «Устная речь». Здесь и игра «Узнай голос», «Определи животное по голосу» (закрепляют знания о тембре речи), рассказывание по картинкам в различном темпе, разучивание скороговорок.

Работа над скороговорками строится так: учитель медленно и чётко произносит скороговорку, выговаривая каждый звук. Добиваясь осмысления и запоминания текста, работаем над скороговоркой до тех пор, пока произношение не будет соответствовать быстрому темпу.

Работа над скороговоркой помогает правильному произнесению звуков родного языка, исправлению недостатков произнесения некоторых звуков.

Детей нужно научить пользоваться дыханием в процессе речи:

- добиваться длительного ротового выдоха;

- учить на одном выдохе произносить небольшие фразы;

11

- учить делать вдох ртом, а выдох носом;

- учить делать вдох носом, а выдох ртом.

Виды работы:

-  используя специальные и игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (дуем на воображаемый одуванчик, смотрим, чей дальше улетит)

- путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно и рационально использовать выдох.

Упражнения для развития речевого дыхания можно проводить сидя и стоя. Отрабатывается каждое упражнение столько, сколько нужно для четкого выполнения упражнения всеми детьми.

Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не «перебирали дыхания». «Перебор дыхания» ведет за собой резкий выдох, голос звучит прерывисто. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания.

При проведении артикуляционной работы нужно:

- устранить недостаточную гибкость, неподвижность и «непослушность» частей речевого аппарата;

- добиваться, чтобы не было в речи «смазанности» и небрежности, неясности и нечеткости;

- развивать самоконтроль и внимание, следить за четкостью своего произношения;

- вырабатывать хорошую координацию органов артикуляционного аппарата детей специальными упражнениями.

Виды работы:

- упражнения артикуляционной гимнастики для губ, для языка,  для челюсти;

-  работа над четкостью произношения гласных и согласных звуков;

        12

-  произносить различные сочетания тренируемых звуков;

-  придумывать и произносить предложения с заданными звуками;

-  произносить стихи, скороговорки с различным темпом и интонацией.

В результате у детей формируется четкая артикуляция звуков родного языка, правильное их произношение, ясное и чистое произношение слов и фраз.

В начале урока проводится речевая гимнастика, которая включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Например:

дыхательная гимнастика (выполняется и стоя, и сидя)

1. Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.

3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4. Повторить 2-3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

артикуляционная разминка

Упражнение «Губы».

Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение.

Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

работа над дикцией

Сидя сделать вдох.

На выдохе повторить за учителем звук, соблюдая интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную.

Произнести звуки с постановкой логического ударения.

Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.

Большое внимание при проведении этих упражнений уделяю выразительности речи. Разучивая с детьми стихотворный текст, мы

13

стремимся не только чётко его произносить, соблюдать нормы дыхания, голоса и дикции, но и ярко, эмоционально исполнять.

При работе над интонацией надо:

- добиваться от детей естественной выразительности повседневной детской речи;

- учить передавать в   своей речи не только знания, но и свои чувства, и отношение к тексту;

- воспитывать у детей умение в речи подчеркивать отдельные слова мимикой, выражением глаз, сменой силы и тембром голоса;

- учить передавать в   речи интонации вопроса, ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, нежность, тревогу, печаль, гордость и т.д.);

- воспринимать на слух и правильно воспроизводить интонацию конца предложения: с точкой, с многоточием, с вопросом (с вопросительными словами и без них), восклицательным знаком, используя громкость и темп речи в соответствии с речевой ситуацией. 

Виды работы:

- произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо;

- предложить детям попросить у товарища что-нибудь так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии они просили (вежливо, с обидой, с нетерпением, одобряя);

- предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают;

- детям предлагается одна фраза, и произнести ее надо с разной заданной интонацией: вопросительной, удивленной, радостной;

- дети запоминают фразу, и в этой фразе надо последовательно каждое слово выделить голосом;

- прочитать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Обратить внимание, как изменяется смысл фразы (например:

        14

«Школьник прочитал интересную книгу»);

- чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова ( «Мягко стелет, да жестко спать», «Что написано пером, не вырубить топором»);

- в стихотворении или в прозаическом тексте выделить голосом главные по смыслу слова и словосочетания;

- читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы  («Жизнь дана на добрые дела», «Старый друг лучше новых двух», «Не верь началу, верь концу»);

-  при чтении прозаического или стихотворного текста выделить голосом главные по смыслу слова; следить за дыханием, своевременно на паузах добрать воздух;

- читать фразы, в зависимости от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией. «Ты был в школе?» - восходящая мелодия. «Нет, я в школе не был.» - нисходящая мелодия);

-  читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении  («Новых друзей наживать, а старых не терять», «Счастье не в воздухе вьется, а руками достается»).

- читать скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

- читать различные тексты, меняя темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом и в умеренном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т.д.).

В результате выполнения таких упражнений у детей будет воспитана естественная выразительность в повседневной речи, сформировано умение слышать, оценивать выразительную речь других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи.

Устная речь не может существовать без мимики. Об этом нужно

15

говорить с детьми и формировать у них:

- умение активно пользоваться мимическими мышцами посредством мимической гимнастики;

- умение вызывать положительные эмоции посредством мимики и выразительных движений;

- формировать умение обозначать словами эмоциональное состояние человека;

- развивать и тренировать умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и оценивать его личностные качества;

- учить управлять своими эмоциями посредством мимики и выразительных движений.

Задания для детей:

-  надуть одну и другую щеку поочередно; надуть обе щеки; поднять брови, сдвинуть брови; раскрыть широко глаза; закрыть поочередно глаза; улыбка;

- игровые упражнения:  что показывает лицо?

- создание ситуаций:

на положительно окрашенные эмоции;

активизирующих имеющийся у детей опыт положительно окрашенного восприятия;

комплекс творческих заданий, вызывающих положительно окрашенные эмоции, нейтральные и отрицательные (гнева, ненависти, зависти, жадности и др.).

- тренировать мимикой и выразительными движениями различные основные чувства (интерес, удивление, удовольствие, стыд, радость, грусть.)

Детей обязательно знакомлю с жестами и их значением в речи. Рисунки, игра «Каравай», сказка Чуковского «Цыплёнок» доступны и понятны для первоклассников [6, с.44-46]

 В процессе занятий формируются навыки и умения внимательно

16

слушать речь учителя, понимать его вопросы и точно отвечать на них. Внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их. Участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделиться, помочь, объяснить, сообщить). Оценивать, насколько речевое поведение (свое и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе как используются этикетные формулы.

3.3. Работа над словом

Задачи работы:

1. Добиваться правильного употребления слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.

2. Объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия.

3. Формировать умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.

4. Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слов,  формировать умение различать и понимать простейшие случаи многозначности слов, омонимии, подбирать синонимы и антонимы.

5. Обучать пониманию образных выражений в тексте.

Работа ведётся в следующих направлениях:

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, «внешне» сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Какие же умения должны быть сформированы в области словаря?

    Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).

Умение определить значение многозначного слова по предметным

17

картинкам, контексту.

  Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

  Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Детям я сообщаю минимум теоретических сведений, с помощью которых можно формировать разнообразные лексические умения и навыки.

Работе над словарём учащихся я придаю очень большое значение.

Словарную работу  веду в четырёх направлениях:

- обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники не знали;

- уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

- активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

- устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Чтобы накопить достаточный словарный запас, ребёнок должен усваивать каждый день по 4 – 6 новых слов.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в «Русской азбуке», в учебнике «Мир вокруг нас», а также моя речь.

В период обучения грамоте важно как можно чаще привлекать внимание детей к смысловой стороне языка и прежде всего к значению слов.

На одном из уроков читаем отрывок из стихотворения И. Токмаковой

18

«Плим». В ходе беседы выясняем, какое слово придумал мальчик, что оно значит, можно ли объяснить его значение. Если мы понимаем, что называет слово, - значит, понимаем значение слова. А если нет? Будем спрашивать друг у друга, смотреть в толковый словарь.

Какие же приёмы работы над значением нового слова используются на уроках обучения грамоте?

Самый простой способ объяснения слов – это показ предмета или действия, обозначаемого словом, возможен показ рисунка или иллюстрации.

Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним.

Вопрос, «Какие слова ярче, выразительнее: ваши или авторские? Почему?» не только позволяет объяснить значение слова путём замены его синонимом, но и помогает детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность.

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных.

Многие слова могут быть объяснены с помощью развёрнутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда – из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов, так как он позволяет сохранить непринуждённость беседы.

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова,    если последний уже знаком детям.

  Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Такой приём особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его законов и

19

способствует усвоению орфографии.

Литературные тексты, читаемые в начальных классах, содержат многочисленные и разнообразные тропы, другие образные слова.

           Простейший вид тропа – сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе.

Предлагаются такие задания: «Представьте себе, как тихо летят снежинки. На что они похожи? Кто видел такой лёгкий снег? Расскажите». Дети сравнивают снег с лёгкими пушинками, с тополиным пухом. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах.

Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определён.

Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. В этом случае у учащихся накапливается некоторый опыт их применения.

  Огромной изобразительной силой обладает метафора. 

Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. В 1 классе метафоры нередки (солнышко спать хочет, собака любит загорать), хотя здесь уже заметен процесс освобождения языка детей  от них. Дети становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.

Объяснение метафор (без термина) я начинаю в 1 классе.

Первоклассникам была дана загадка: Чёрные птички на каждой страничке. Здесь метафора – это целая картина. Дети могут её представить, но в словесных объяснениях испытывали трудности. Тогда были заданы вопросы:

- Почему в загадке сказано чёрные птички? Разве на страничках сидят птички? Почему же в загадке их назвали птичками? Ребята, а кто из вас умеет придумывать загадки?

20

 Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи. Основными приёмами  работы над изобразительными средствами языка будут:

- обнаружение в тексте образных слов;

- объяснение значений слов и оборотов речи;

- иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

- использование проанализированных и понятых образов в пересказе;

- отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

-  упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок;

Как же на уроках обучения грамоте было введено понятие «синоним»?

Было прочитано стихотворение:

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё антракт;

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв;

После урока непременно

Нужна ребятам перемена.

- Какие слова, близкие по значению встретились в стихотворении?

Даётся определение синонимов, слов-друзей.

Система практических занятий с синонимами складывается из следующих элементов:

- найдите в тексте синонимы:

Спокойной походкой

Идёт по перрону

С большим чемоданом

Большая ворона.

А вместе с вороной,

Чуть сзади и сбоку,

Её провожая,

Шагает Сорока.

И всё б это было совсем  хорошо,

Если б их поезд давно не ушёл. 

21

- подберите синонимы к словам:

противник - …(враг)

работа - … (труд)

шагать - …(идти)

доктор - … (врач)

сражение - … (битва)

собака - … (пёс)

- выполнение упражнений по активизации синонимов (составление предложений с ними).

Основные типы упражнений с синонимами:

- выбор и группировка слов, близких по смыслу (бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит)

- расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (огромный, гигантский, большой)

- замена синонима в предложении (Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.)

- выбор одного из данных близких по смыслу слов (Наступило (жаркое, тёплое, знойное, горячее) лето.)

Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов в собственной речи. Дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.

Работа над антонимами начинается в 1 классе. После объяснения понятия «антоним» (слова-враги) можно предложить такие упражнения:

- сгруппируйте антонимы (холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой)

- подберите антонимы к данным словам (верх, радость, холод, белый, добро, свет, вход, тишина)

В целях активизации работы над антонимами  учащиеся составляют с ними предложения, словосочетания. Полезно обращать внимание на антонимы, встречающиеся в пословицах, поговорках.

Прочитайте пословицы, объясните их значение, найдите антонимы:

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

22

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- замените антоним в предложении (Заяц бегает быстро (это предложение дано). Черепаха двигается медленно (это перестроенное предложение). Это упражнение носит развивающий характер.

- продолжите начатое предложение (В поле холодно, а в беличьем домике…тепло)

- подберите  антонимы к словам, выступающим в различных значениях (старый дом – новый дом, старый человек – молодой человек, старая газета – свежая газета).

- закончите выражения-антонимы, которые встречаются в русских народных сказках:

долго ли (коротко ли), и днём (и ночью), вода живая и (мёртвая), врагов кругом видимо (невидимо), ни свет (ни заря), близко ли (далеко ли).

     Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной и письменной речи.

  С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают её.

Разучивая с детьми скороговорку «У ёлки иголки колки», вводится понятие многозначности:

- О каких иголках говорится в скороговорке?

- Какие ещё иголки вы знаете? (у ежа, для шитья)

- Сколько слов? (1)

- Сколько значений у слова «иголки»?

- Чем похожи все эти иголки?

    От многозначности дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в игровых материалах, в занимательных примерах. Читаем стихотворение «Любопытный суслик» Я.Козловского и вводим понятие «омоним»:

23

 

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

- Какие слова одинаково произносятся и пишутся?

- Каковы их значения?

Объясните значение омонимов:

нота – соль -  приправа для пищи

птица – овсянка – крупа

оружие – шашка – фигурка для игры

Земля – мир – лад согласие

окружающий нас мир – свет - освещение

  Усвоение многозначности слов способствует пониманию образных выражений.

  - В сказках животные  разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой. Недаром говорится:

хитёр как…(лиса)

голоден как…(волк)

труслив как…(заяц)

болтлив как… (сорока)

  Нужно, чтобы школьники использовали крылатые слова, поговорки в пересказах, собственной речи.

  Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы. Ученики связывают пословицы с содержанием и главной мыслью прочитанных рассказов, с жизненными ситуациями, разъясняют значения слов и их сочетаний.

- Прочитайте пословицы, найдите для каждого начала свой конец:

       С книгой жить -                         лучший друг.

       С книгой поведёшься -             век не тужить.

       Хорошая книга -                       пробьёт дорогу везде.

       Книга подобна воде -               ума наберёшься.

24

- Что объединяет пословицы?

  Активизация словаря – это одна их важнейших линий словарной работы на уроках. Формы активизации словаря, используемые на уроках обучения грамоте таковы:

  - составление словосочетания с нужным словом (берёза -…белая, туча - … огромная, дорога - … длинная);

- составление предложений с заданными словами или словом.

Такая работа не только активизирует слова, но и углубляет их понимание. Поэтому активизация слов сливается с работой по уточнению значений слов, их сочетаемости.

«Русская азбука» В.Г. Горецкого предоставляет возможности для наблюдения за родственными связями слов, за тем, как от одного слова образуются другие. Важно вести наблюдения в первую очередь за смысловой стороной этой связи (слова произошли от одного о того же слова), а не за формой (имеют общую часть).

  Важно, чтобы слово было: воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, усвоено, т.е. вошло бы в словарь и воспроизводилось в нужных обстоятельствах, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьником самостоятельно, в нужной ситуации.

3.4. Развитие мышления – основа речевых упражнений

  Речевые упражнения должны быть сориентированы на определённые формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление.

Какую работу провести над формированием умения выделять существенные и несущественные признаки предметов?

  Работа по выделению признаков связывается с наблюдениями предметов или картинок; она возможна и на основе представлений

        25

учащихся, по памяти. Наблюдения проводятся систематически и на самом разнообразном материале: нужно наблюдать явления природы, причём не только в отдельный момент, но и во временном развитии; наблюдать (слушать) пение птиц, речь людей, музыку; наблюдать (чувствовать) запахи цветов, ароматы леса, фруктов; различать цвет и указывать его оттенки; наблюдать сам язык – замечать и выделять особенности его форм и значений. Воспитать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг – вот путь, который обеспечит основу для развития мышления и речи, даст материал и для словарных упражнений, и для составления предложений, и для рассказов.

    Образцы упражнений на выделение признаков:

  - Что можно сказать об арбузе, вишне, помидоре, моркови по форме, цвету, вкусу?

 - Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампы. Укажите их общий признак.

  - Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно мягкий, тёплый, пушистый; высокий, стройный, красивый; сочный, сладкий, ароматный; быстрый, ловкий, проворный.

 - Про кого или про что можно сказать высокий и про кого или про что – низкий; белый – чёрный, сладкий – горький, умный – глупый.

 - Назовите общие признаки весны и осени; лошади и собаки, яблока и груши, стола и стула. Затем назовите те признаки, по которым предметы различаются.

- Укажите несколько признаков (свойств) зеркала. Какое из них самое существенное?

- Скажите, как люди идут, когда спешат и когда не спешат. Как говорят, когда спорят и сердятся и когда рассказывают что-то интересное? Как смотрят на друга и на врага? Как светит луна и как солнце? Как поёт

26

соловей и как кричит сорока?

  Как же вести работу над формированием умения сравнивать?

  Начинать сравнение удобнее всего с противопоставления контрастных признаков. Дети легко выполняют такие задания: «Сахар белый, уголь чёрный». В дальнейшем первоклассники выделяют не только различные признаки, но и сходные, говорят, в чём существенные различия между предметами и явлениями.

  В 1 классе можно сравнивать: растения: липу и берёзу; животных: белку и лисицу; машины и орудия труда: грузовик и легковую, лопату и вилы; внешний облик и поступки людей.

  Одна из важнейших задач мыслительного развития учащихся – это формирование понятий (обобщение признаков).

    Виды упражнений в 1 классе для формирования умения обобщать:

- перечисление предметов с последующим обобщением. Дети рассматривают картинки и называют: «клён, липа, яблоня». Учитель: Как назвать вместе? (Это деревья.)

 - предметы, слова, картинки, т.е. видовые понятия, подобраны так, что среди них есть конфликтные слова, например: сеялка, сенокосилка, комбайн, плуг, телевизор, тепловоз. Учащиеся выделяют общие признаки (в данном случае – назначение) названных предметов: первые четыре – это сельскохозяйственные машины; два последних должны быть исключены.

- обобщение по одному понятию (Жёлтая акация – это что?» - «Жёлтая акация – это кустарник». «Жёлтая акация – это кустарник. У неё нет главного ствола, растёт сразу же из земли несколько побегов, или веток»).

 - раскрытие объёма родового понятия. Даётся родовое понятие, например «грибы». Дети должны назвать известные им грибы. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.

 - двойное обобщение (или двухступенчатое), например: «Что такое

27

сосна, берёза, тополь?» - «Это деревья». – «Что такое шиповник, орешник,

смородина?» - «Это кустарники». – «Как назвать то и другое вместе?» - «Это растения». – «Назовите общие признаки растений». – «Растения имеют листья, ствол, корни, они цветут, на них бывают семена…»

Связная речь складывается из суждений. Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости.

    Можно выполнять специальные упражнения на восстановление временной последовательности. Ученикам даются серии сюжетных картинок – от двух до шести. Нужно разложить их по порядку, озаглавить каждую картинку, затем составить рассказ по серии картинок. Разложенные в правильной последовательности, серии представляют собой картинный план. Если составить подписи к каждой картинке, получится план рассказа. Это один их лучших способов обучения школьников составлять план предстоящего рассказа.

Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Из суждения «надвигается чёрная туча» извлекается новая мысль «сейчас хлынет дождь».

  Вопросы учителя, требующие раскрытия причинно-следственных отношений, очень полезны. Они формируют у школьников умение строить умозаключения, рассуждать, делать выводы.

3.5. Словосочетание и предложение

Как же должна проходить работа по формированию умений на уровне словосочетания и предложения?

  Работа над словосочетанием проводится,

во-первых, как выделение словосочетаний в предложении и в установлении связей между словами при помощи вопросов;

во-вторых, в форме составления самостоятельных словосочетаний при

28

активизации новых слов.

    Работа над значением словосочетаний состоит в соотнесении с реальным предметами, фактами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картинки, а также воспоминания учащихся. Пониманию значений способствуют сопоставления: еду в лес – еду из леса. Используется и приём замены близкими по значению словами или оборотами речи: бежит быстро – мчится.

  В упражнениях со словосочетаниями основное внимание обращаю на развитие речи:

- постановка вопросов к подчинённым словам от главных в предложении;

- объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

- составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте;

-  разъяснение устойчивых словосочетаний различными способами.

Большие возможности развития устной и письменной  речи даёт предложение. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в предложении реализуются его умения в выборе слов, в построении словосочетаний.

  Обучение правильному построению синтаксических конструкций проходит практически.

  Упражнения с предложениями разделены на три группы:

- упражнения на основе образца (предполагают усвоение правильно построенных конструкций),

- конструктивные (школьники учатся строить предложения без образца),

- творческие (школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности).

29

  Формирование синтаксических речевых умений и навыков обеспечивается выполнением следующих упражнений:

1. Чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений. Дети должны услышать, почувствовать предложение.

   Анализ прочитанных текстов в процессе подготовки их к пересказу сопровождается заданиями и вопросами: «Прочитайте предложение такое-то»; «Произнесите (прочитайте) это предложение»; «На какие части распадается это предложение при чтении (произнесении)?»

2. Первоначальный приём, применяемый для построения предложения первоклассником, - это вопрос учителя.

  В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения, в нём даны почти все слова и намечена структура предложения. Составление предложений по вопросам учителя из упражнения подражательного (по образцу) становится творческим, свободным.

 3. К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложения, аналогичного заданному, но на другую тему. Например, приводится образец предложений с однородными подлежащими: Уже прилетели из тёплых стран ласточки и скворцы. Даётся задание: придумайте предложение по этому образцу, чтобы в нём говорилось не об одном предмете, а о двух.

 Первоклассники составляют предложения: Уже появились первые одуванчики и лютики.

  4. Конструктивные предложения очень разнообразны.

  Часто использую построение предложений из разрозненных слов (или восстановление деформированного текста). Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме: синем, в хлещут, море, волны;

30

некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной форме, по мере изучения грамматического материала; все слова даны в начальной форме: ветер, гулять, подгонять, и, кораблик, море, по.

5. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, помогает ребятам находить границы предложений и в собственной речи.

 6. Постепенное, ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? – Перелётные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелётные птицы вернулись из тёплых стран. – Куда вернулись? – Перелётные птицы вернулись из тёплых стран в свои родные гнёзда.

7. Творческие работы  - самые свободные.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.

3.6. Связная речь

Упражнения по развитию связной речи:

- развёрнутые ответы на вопросы;

- текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного;

- устный пересказ прочитанного;

- устные рассказы по теме, по картине, по наблюдениям, по началу;

- рассказывание художественных текстов, заученных на память;

- словесное рисование;

- написание записок.

  По степени самостоятельности учащихся упражнения в связной речи делятся на три группы:

- упражнения на основе образца (устный пересказ, чтение наизусть);

- конструктивные (перестройка текста, данного учителем);    

- творческие (устные рассказы, словесное рисование).

  Материал для рассказов, бесед дают наблюдения, личный опыт учащихся, различные виды деятельности  (непосредственный живой опыт);

31

книги, слово учителя, фильмы, произведения живописи (опосредствованный опыт).

  Развивать связную речь – это значит прививать детям ряд конкретных умений:

- умение понять, осмыслить тему, выделить её;

- умение отбирать важный материал, отбрасывая второстепенное;

 - умение располагать материал в нужной последовательности;

- умение пользоваться средствами языка.

3.7. Текст

Как же работать над формированием первоначальных текстовых умений и навыков?

Сначала вводится понятие «текст». Среди  записей мы отыскиваем текст, обосновывая свой выбор. Определяем последовательность событий и составляем из предложений текст.

Потом делим текст на предложения, тренируемся в составлении текста из предложений.

Когда начинаем работу над заглавием, то читаем различные тексты, озаглавливая их, по заглавию пробуем определять содержание.

Работа над темой заключается в формировании навыков определения темы текста и составления текста на определённую тему.

После этого вводится понятие «опорные слова» и дети по опорным словам узнают знакомые тексты, сами называют опорные слова к текстам, составляют по опорным словам тексты.

Работая над планом, делим текст на части, в каждой находим главную мысль, озаглавливаем.

На уроках обучения грамоте знакомимся с тремя типами текстов:  

 - описание («Наш класс», «В парке осенью»).

-  повествование (самый подвижный, живой и потому наиболее доступный детям жанр).

32

- рассуждение («Кем я буду», «Почему нельзя разорять птичьих гнёзд», «Берегите лес!»).

Учащиеся слушают тексты; выделяют предложения из текста; наблюдают над текстом; устанавливают, как одно предложение отделяется от другого в устной и письменной речи.

  Различные виды пересказов повышают интерес к чтению и в конечном итоге повышают уровень речевого развития.

  Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста (т.е. прочитанного учителем); пересказ после однократного, первичного чтения самим учеником; пересказ текста, прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного недавно. Все эти условия необходимы, так как часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит, оживляет работу.

Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет; но затем нужно учить детей включать в пересказ элементы описания и рассуждения.

Приблизить пересказ к условиям естественной речи  можно на тексте с диалогом, организовав в ходе подготовки к пересказу хорошее чтение в лицах.

Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда школьнику интересно рассказывать, когда его слушает весь класс.

Готовя школьников к пересказу, я стремлюсь предупредить возможные недостатки. А недостатки подробных пересказов – это, во-первых, неумение начать; во-вторых, подробное и точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных; в-третьих, резкое обеднение языка.

Первую фразу дети стараются заучить. Нужно учить начинать пересказ по-своему.

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста. Облегчает равномерность пересказа деление текста на части,

33

составление плана и пересказ по частям.

  Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарём, над изобразительными средствами, над предложением. Это тоже залог успеха в пересказе.

  Выборочный пересказ в 1 классе бывает следующих видов:

 пересказ по вопросу или заданию, пересказ по иллюстрации.  

  Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана.

  На уроке можно использовать следующие варианты творческой работы при пересказе: словесное рисование, чтение по ролям.

Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, строить правильно предложения, подбирать слова.

  Очень помогают вопросы: о чём ты расскажешь? О чём ты рассказал? Первоклассники учатся простейшему обобщению.

  Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые не только дают детям материал, но и настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, вызывающие желание рассказать о виденном, пережитом, поделиться с другими ребятами.

  Дети учатся раскрывать тему с 1 класса. Они составляют предложения на тему, например: о зимней погоде, о хитрой лисице. Затем составляют и пишут несколько предложений, обобщённых одной темой, например «Игра в снежки». Вопросы учителя: с кем ты играл в снежки? Кто бросил снежок метко? Куда попал снежок? Было ли всем весело? Из ответов складывается текст.

  Без плана не может быть связной речи.

  В 1 классе роль плана выполняют вопросы учителя.

  Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся.

  Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения начинаю по серии

34

картин. Дети, направляемые моими вопросами, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

  Уже в 1 классе практикую устные описания картины («Расскажи, что ты видишь на картине»).

  Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение.

Работа в этом направлении идёт с трудом. Первоклассник ещё не умеет дать оценку прочитанному, но и краткий пересказ содержания книги полезен.

На уроках обучения грамоте мы пробовали писать записки, на валентинках, сделанных на уроках труда, ко дню влюблённых. Это новый вид работы. Цель его – учить написанию записок и пытаться внедрять этот способ общения в жизнь.

Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей,   их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценны – наблюдения. 

    В первые дни сентября мы идём на экскурсию в парк.

  Дети всматриваются в небо. Все вместе видим, что над нами небо светлое, вдали голубое, безоблачное и очень высокое. Вдыхая воздух, находим точные слова: свежий, тёплый, чистый, прозрачный. Потом рассматриваем деревья и кусты, листву на них, траву, цветы, насекомых. Ребята слушают голоса птиц. Наконец, определяем время года – ранняя осень. Дети находят сохранившиеся приметы лета, и отмечаем, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение признаков сезонных изменений – необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

  На подобные экскурсии мы идём и в разгар осени, и в более позднюю её пору, потопчемся по первому снегу и потом, ближе к зиме. На уже знакомых местах порадуемся первым проталинам и первой травке, приходу весны и началу лета.

35

  Мы часто подходим к окну, чтобы взглянуть на небо, тучи, облака, деревья.

Систематические наблюдения за изменениями  в природе дают возможность ребёнку анализировать, сравнивать и сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках обучения грамоте проводили «осенние речевые десятиминутки», целью которых была работа над словом и текстом  как единицами речи  [приложение 2].

  Методические пособия «Школа развития речи», «Речевое развитие младших школьников», книга «Речь. Речь. Речь» помогают мне в организации и проведении разнообразных по тематике и видам занятий по развитию речи.

3.8. Работа в паре и группе.

 Работа в паре – один из эффективных видов работы. Она обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики при единственном условии – взаимное расположение друг к другу. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища.

Существует много заданий, которые можно предложить для работы в парах: проверка домашнего задания друг у друга, устное выполнение упражнений, разучивание стихотворений.

Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Первый, очень важный этап – объединение учеников в группы. Здесь учитываются очень многие факторы: эмоционально-положительные

36

отношения друг к другу, уровень подготовленности каждого, индивидуальные особенности каждого. Следующий этап работы – формирование правил работы в группе. Их пять: умение слушать, не перебивать, уважительно относиться друг к другу, к мнению других, не отвлекаться, смотреть на говорящего, честно (по очереди) распределять обязанности в группе, уметь уступать друг другу.

Сначала нужно учиться работать совместно. Каждый раз надо анализировать работу группы, выяснять, как работать лучше.

Постепенно у детей будет проявляться интерес друг к другу, они будут стремиться корректировать деятельность партнёров, появятся попытки разделить обязанности, договориться о характере выполнения задания, а главное – дети научатся слушать друг друга. Задача, поставленная перед группой, должна быть проблемной, требующей рассуждения, взаимного анализа и взаимной оценки разных точек зрения.

От простого к сложному, от известного к неизвестному – таков путь обучения любому умению, в том числе и речевым умениям.

Основой всех речевых упражнений служит образец. Моя задача  – позаботиться, чтобы учащиеся были обеспечены по-настоящему хорошими образцами языка.

Книги, речь учителя – всё это составляет речевую среду, в которой формируется речь каждого школьника. 

Заключение

На уроке ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Все задания дают пищу для ума, но в то же время способствуют формированию общеучебных умений и навыков.

Среди первоклассников было проведено школьным психологом психодиагностическое исследование умений и навыков в первой четверти и в начале третьей четверти. Были исследованы фонематический слух, монологическая речь, логические связи, составление слов, техника чтения.

37

Сравнительный анализ показывает, что рост в развитии учебных умений налицо [приложение].

 Основы, каких же ОУУ заложены у первоклассников к концу года благодаря работе по развитию речи?

Навыки чтения

правильное, сознательное, выразительное  чтение (по слогам + целыми словами) вслух текста в соответствии с литературными нормами;

Логические ОУУ

выявление различий при сравнении объектов;

различение главного и второстепенного;

определение причинно-следственных зависимостей;

Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу

сопоставление заданий, заданных на дом (по объёму, трудности, степени интереса), и определение порядка их выполнения;

контролирование внимания при прослушивании объяснения учителя с тем, чтобы понять и воспроизвести смысл услышанного;

оценка правильности выполнения задания и качества завершённой работы;

Умения работы с текстом

постановка вопросов к прочитанному тексту;

подбор заголовков к абзацам текста;

формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.

Информационно-библиографические умения и навыки

нахождение в учебниках указанных пунктов;

умение пользоваться оглавлением книги.

Культура устной и письменной речи

пересказ содержания прочитанного или услышанного текста;

описание картины природы.

38

 Формирование ОУУН проходит на эффективном уровне только тогда, когда работа над этим проводится в системе, целенаправленно, а не стихийно.

Труд учителя нелёгок, но нелёгок и труд того, кого он учит. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Главная фигура в процессе обучения – каждый ученик класса. О нём нужно думать, о нём заботиться, для него жить и работать.

Долг учителя – прислушаться к голосу каждого ученика, поддержать робкого, заставить класс слушать его, если надо, помочь, но помочь по-товарищески, одобрив и его мнение, заставив прислушаться к товарищам, поучиться у них.

Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом - такова главная задача начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке. Ученики сами в процессе наблюдений должны  «пораскинуть умом», задуматься, открыть для себя что-то новое. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого и необходимы занятия по развитию речи.

                                                    

39

Литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. – М.: Просвещение, 2001.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – Журнал «Начальная школа» № 9 2004.

3. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.

4.Горецкий В.Г.. Русская азбука. Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2006.

5. Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: «ВАКО», 2006.

 6. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь: книга для учителя. – М., 1990.

 7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. – М., 1985.

8. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1 класс. – Пенза, 1993.

 9. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Курс «Речь». Методическое пособие для 1 класса. – М.: РОСТ книга, 2006.

 10. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. – «Ассоциация 21 век», 2004.

11. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» № 16, август 2005; Причипий Л. И Соколова Е. «Речевые десятиминутки».

                                           

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках обучения грамоте

Подборки чистоговорок, пословиц, поговорок, игр со словами будут полезны учителям на уроках обучения грамоте в первом классе. Разучивая ежедневно с детьми небольшие стихи, мы способны превратить кажд...

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...

Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Развитие устной речи учащихся первого класса на уроках обучения грамоте (русского языка)

Задача развития устной  речи у учащихся – одна  из серьезных задач, стоящих перед школой. Исследования как в прошлом (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, И.И.Срезневский, Н.С.Рождественский, М.Т.Бара...

Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте

Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения....

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...