План урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мартьянова Ольга Николаевна

План-конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола". Программа РО Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Неопределённая  форма  глагола

Цель урока:  познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи урока:

Обучающие:

Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;

Познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Развивающие:

Развивать критическое мышление учащихся;

Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;

Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;

Обогащать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к языку и слову;

Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

Приёмы ТРКМ: таблица «ЗХУ», «Бортовой журнал», «Инсерт».


Ход урока:

Стадия  вызова

Организационный момент:

Учитель:         Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …

(Ученик: Числительное пятнадцать сложное. Оно обозначает пять на дцать, т.е. десять. Ь знак в середине слова не пишется. Ноябрь – словарное слово, запоминаем букву О)

Минутка чистописания:

Учитель:         Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//.        Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Учитель:         Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её  в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд № 2)

                        

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

                        Мы будем много знать, если мало будем спать.

                        Хорошо того учить, кто хочет много знать.

                        Сделали дело – гуляем смело!

Учитель:         Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

                        Кор.: Что вы больше всего любите делать?

                        Часть речи: Люблю действовать!

                        Кор.: Что вы больше всего не любите?

                        Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

                        Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

                        Часть речи: Могу путешествовать во времени!

 

Учитель:         Выпишите глаголы из пословиц. Прочитайте.

(Ученик:  Взял, не заскучаешь, будем знать, будем спать, учить, знать, сделали, гуляем) (Слайд № 3)

Учитель:         Да, это наши знакомые незнакомцы – глаголы. Почему я их так назвала?

(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах, путаемся, когда их пишем или делаем разбор…)

Учитель:         давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу.

( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы детей.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

Изменяется по лицам.

Изменяется числам.

У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

Глаголы не употребляются с предлогами.

С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

Имеет начальную или неопределённую форму.

Если дети не вспомнят про неопределённую форму, то им можно предложить «ловушку».

Учитель: Вернёмся к глаголам, которые мы выписали из пословиц. Мне кажется, что мы выписали два одинаковых глагола. Кто согласен? Почему?

Ученики: Глагол будем знать – будущего времени, а глагол знать – неопределённая форма глагола.

После разъяснений и заполнения первого столбика таблицы продолжается работа над темой урока.  (Слайд № 4)

Учитель:         Какое из записанных нами знаний изучено нами меньше всего?

Учитель:         Это и будет темой нашего урока.

Учитель:         Что хотите узнать о неопределённой форме глагола?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

Изменяется по лицам.

Изменяется числам.

У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

Глаголы не употребляются с предлогами.

С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

Имеет начальную или неопределённую форму.

Почему неопределённую форму глагола так назвали?


На какие вопросы отвечает?



Особенности неопределённой формы глагола.

( Слайд № 5)

Стадия  осмысления

Учитель:         Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой «Бортовые журналы» и определите пункты исследования. Вам поможет наша таблица ЗХУ.

 

Пункты исследования

Результаты исследования

Вопросы н.ф. глагола.

Изменение по лицам.

Изменение по числам.

Изменение по времени.

Изменение по родам.

Особенности глаголов н.ф.

 (Слайд № 6)

Учитель: Для экономии времени я предлагаю провести исследования первых 5 пунктов по звёздочкам: для 1 звёздочки – первый вопрос, для 2 звёздочки – 2 вопрос и т.д. Работать будем с глаголами, выписанными из пословиц, а для 5 звёздочки я предлагаю другие глаголы. (Слайд № 7)

Пункты исследования

Результаты исследования

Вопросы н.ф. глагола.

Изменение по лицам.

Изменение по числам.

Изменение по времени.

Изменение по родам.

Особенности глаголов н. ф.

Что делать?

Не изменяется.

Не изменяется.

Не изменяется.

Не имеет рода.

( Слайд № 8)

Физминутка

Учитель: Молодцы! Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму.

        Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотою. ( Слайд № 9)

Учитель:         Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока? (Слайд № 10)

 ( Слайд № 11)

Учитель:         Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

 (Слайд № 12)

Учитель:         Подчеркните эти буквосочетания. Как вы думаете  какой частью слова они являются?

Учитель:         Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и отметьте значками:

\/ - известная информация;

+ - новая информация;

- - мы ответили неверно;

? – осталось непонятным; ( Слайд № 13)

Учитель:         Какие наши выводы оказались верными? Неверными? Непонятными?

Стадия рефлексии

Учитель:         Что вызвало у вас интерес? (Если дети не дадут ответ на вопрос, то учитель может спросить: Является ли сочетание букв ЧЬ суффиксом?)

Учитель:          Вернёмся к таблице ЗХУ и заполним последнюю колонку.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

Изменяется по лицам.

Изменяется числам.

У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

Глаголы не употребляются с предлогами.

С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

Имеет начальную или неопределённую форму.

Почему неопределённую форму глагола так назвали?


На какие вопросы отвечает?



Особенности неопределённой формы глагола.

Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.



Что делать? Что сделать?



Оканчивается на суффиксы –ТЬ,

     - ТИ  или  на  -ЧЬ


Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.

 ( Слайд № 14)

Учитель:         Что осталось непонятным?

Кто скажет, что мы будем изучать на следующем уроке?

(Если дети не вспомнят, можно просто указкой показать сочетание букв

–ЧЬ  в таблице или минутке чистописания.)

Учитель:         А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось….

Меня удивило….

Я могу похвалить себя за … (Слайд № 15)

Учитель:         Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов! (Слайд № 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределённая форма глагола Урок русского языка в 4 классе Выполнила учитель высшей категории МАОУ «СОШ № 83» г. Перми Мартьянова О.Н .

Слайд 2

Прочитай пословицы, выбери девиз урока и запиши в тетрадь Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело!

Слайд 3

Глаголы Взял, не заскучаешь, будем знать, мало спать, учить, знать, сделали, гуляем

Слайд 4

Знаю Хочу узнать Узнал Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? Изменяется по лицам, числам. У глагола три времени. Глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Имеют начальную или неопределённую форму

Слайд 5

Неопределённая форма глагола Знаю Хочу узнать Узнал Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? Изменяется по лицам, числам. У глагола три времени. Глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Имеют начальную или неопределённую форму Почему неопределённую форму так назвали? На какие вопросы отвечает? Особенности неопределённой формы глагола.

Слайд 6

Неопределённая форма глагола Пункты исследования Результаты исследования Вопросы неопределённой формы глагола Изменение по лицам Изменение по числам Изменение по времени Изменение по родам

Слайд 7

Неопределённая форма глагола Задание для 5 звёздочки: Взял, взяла, играло, прыгал, прыгала, пело, учить, учило, знать, учил, учила

Слайд 8

Неопределённая форма глагола Пункты исследования Результаты исследования Вопросы неопределённой формы глагола Изменение по лицам Изменение по числам Изменение по времени Изменение по родам Что делать? Не изменяется Не изменяется Не изменяется Не изменяется

Слайд 9

Неопределённая форма глагола Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотою.

Слайд 10

Неопределённая форма глагола Красива и богата Россия. Её надо беречь . Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет радовать нас своей красотою.

Слайд 11

Неопределённая форма глагола Красива и богата Россия. Её надо беречь . Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять улицы городов и сёл.

Слайд 12

Неопределённая форма глагола Красива и богата Россия. Её надо бере чь . Нужно охраня ть леса, поля и луга. Защища ть моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленя ть улицы городов и сёл.

Слайд 13

Неопределённая форма глагола \/ - известная информация; + - новая информация; - - мы ответили неверно; ? – осталось непонятным;

Слайд 14

Неопределённая форма глагола Узнал: Не изменяется по числам, лицам, времени Не имеет род Что делать? Что сделать? Оканчивается на суффиксы –ТЬ, - ТИ или на -ЧЬ Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.

Слайд 15

Неопределённая форма глагола Мне удалось…. Меня удивило…. Я могу похвалить себя за …

Слайд 16

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...