Урок русского языка в 3 классе по теме"Обобщение знаний о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Федорова Инна Николаевна

Данная разработка содержит подробный конспект урока и красочную презентацию по указанной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ

С ПАРНЫМИ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ

ЗВУКАМИ».

Федорова Инна Николаевна

Лицей № 35 ОАО «РЖД»

Тверская область г.Ржев

учитель начальных классов

русский язык

3 класс

Урок проведен в классе

Тема:

          Обобщение знаний о парных звонких и глухих согласных.

Цели:

Образовательные:  обобщить знания по теме; обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.

Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок (1 слайд)

Начинается урок.

Урок русского языка.

К нам на урок пришли гости.  Поприветствуйте их. Сели. Сегодня на уроке мы обобщим все полученные знания о парных звонких и глухих согласных.

К нам спешит сказочная героиня, а вот какая,  мы узнаем чуть позже. Чтобы узнать, что это за героиня, давайте с вами выполним первое задание.

Чистописание.

Л Е С (2 слайд)

Т Р У С

С К А З К А

П Ё С

- Прочитайте слова.

- Сравните их.

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква согласная, она встречается во всех словах, обозначает глухой согласный звук. (буква «эс»)

- Докажите.

- Что можете добавить об этой букве? (имеет пару по глухости – звонкости [з], может звучать твердо и мягко).

- Приведите примеры, где звук [с] будет звучать твердо [с]…

- Приведите примеры, где звук [с] будет звучать мягко [с,]…

- Поучимся писать эту букву.

Ставим ручку на 1/3 в рабочей строке, поднимаемся по наклонной линии вверх, задерживаемся на строке, по прямой наклонной линии опускаемся вниз, поворот на месте. Поднимаемся до середины рабочей строки, делаем закругление, возвращаемся по написанному, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, крючок до середины.

Сс ссс

- Написать букву чередованием.

- Найдите среди данных слов лишнее слово. (сказка)

- Докажите. (лес, трус, пёс – с в конце слова, сказка – с в начале слова;

                     лес, трус, пёс – парный согласный [с], сказка - парный согласный [з];

                     лес, трус, пёс – 1 слог, сказка – 2 слога)

- Внимательно посмотрите на соединение буквы С с буквой к. Кому нравится написанное слово? Мне хочется, чтобы вы красиво и аккуратно выполнили следующее задание.

- Подобрать к слову сказка два - три однокоренных слова, выделить орфограмму, выделить корень, подчеркнуть проверочные слова.

- Прочитайте слова.

- Назовите проверочные слова. Почему они являются проверочными? (Они стоят в сильной позиции).

- В каких случаях парные согласные находятся в сильной позиции? (3 слайд)

перед гласными

перед сонорными согласными

- Назовите слово в слабой позиции. (сказка)

- в каких случаях парные согласные находятся в слабой позиции?

на конце слова

в середине слова перед согласными

 - Какое правило нужно помнить, чтобы безошибочно писать слова с парным согласным, который находится в слабой позиции?

Обобщение о способах проверки парных согласных.

Молодцы! Первое задание вы выполнили. Кто же наша гостья? Отгадайте. Это девочка. Она дружила с семью гномами. (Белоснежка).(4 слайд)

Ребята! Белоснежка не просто так оказалась у нас на уроке. Она не научилась правильно писать своё имя. Давайте ей поможем. Вставьте пропущенные буквы.

• елосне • ка

- Откуда произошло это имя?

/ это имя произошло от слова снег, так как лицо у девочки белое, как снег/

- Подберите родственные слова к имени Белоснежка. Белоснежка тоже подобрала родственные слова к своему имени.

Снег, снежок, снежный.

- Что интересного заметили? (чередование г, ж)

Упражнение в проверке слов с парными согласными.

- А теперь давайте Белоснежку научим проверять парные согласные. Как проверять? ( правило)

- Давайте потренируемся. В этом поможет таблица.(5 слайд)

ПРОИЗНОШУ     ПРОВЕРЯЮ     ПИШУ

Лошадь, медведь, сказка, грибки, книжка, жираф.

Работа по исправлению ошибок в тексте.

       - Молодцы! Со вторым заданием Белоснежки справились. У неё есть ещё одна просьба.(6 слайд) Она получила странную телеграмму от Незнайки, но ничего не поняла. Давайте поможем ей разобраться. Текст телеграммы у вас на порте. Прочитайте его.

Дорогая Белоснежка!

        Иди прямо через зелёный лук. Справа будет большой прут. На нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя!

- Такую же телеграмму прислал Незнайка и мне. Прочитаем текст вслух. (7 слайд)

- Как вы думаете, ребята, какие слова вызвали недоумение у Белоснежки? (лук, прут, плод, кос).

- Почему?

- Выпишите из текста слова, которые написаны с ошибкой, верно, выделите орфограмму, подберите проверочное слово.

Проверка.

Упражнение по развитию речи.

- Идёт Белоснежка дальше. И что же она видит. Какие - то непонятные слова. Что в них непонятного?(8 слайд)

снежки                        скользкий                                шубка

лёд                  сугроб                       снег                       лёгкий

избушка                    снегопад

       - Вставьте пропущенные буквы и докажите.

           - На какие две группы вы бы разделили данные слова?

( слова с парным звуком в конце слова и слова с парным звуком в середине слова;

 слова с парным звонким согласным и слова с парным глухим согласным).

- Запишите в первый столбик слова с парным звуком в середине слова, а во второй – слова с парным звуком в конце слова.

- Прочитайте слова 1ого столбика.

- Прочитайте слова 2 ого столбика.(9 слайд)

снежки                          снег

шубка                              лёд

скользкий                       сугроб

лёгкий                            снегопад

избушка

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? Какое правило нужно помнить, чтобы безошибочно писать слова с парными звонкими и глухими согласными?

- А теперь давайте попробуем составить небольшие предложения, используя данные слова. Лучшие мы запишем. ( запись 2 – 3 предложений с комментированием)

- Среди данных слов есть одно лишнее. ( избушка(

- Как вы думаете, почему? ( все слова относятся к зиме, а избушка что-то сказочное)

- А еще? ( во всех словах звонкий парный согласный, а здесь глухой)

- Какое образное выражение приходит к вам на ум, как только вы слышите слово избушка? (избушка на курьих ножках) (10 слайд)

- А как вы понимаете это выражение? Избушка действительно стоит на куриных ножках?

/  В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой кривобокой избушки, в которой действительно могла жить только Баба Яга./

- Попробуем составить предложение с выражением избушка на курьих ножках.

- Давайте запишем такое. Самостоятельно.

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках.

-  Разберите это предложение по членам предложения.

- Какие знаете сказки, где есть Баба Яга?

Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

(Обобщили все, что знаем о парной согласной, как ее проверять, если она стоит в слабой позиции).

- Что делать, если в слове встречается парный согласный?

(11 слайд)Белоснежка дружна с гномами, и она вам на память дарит стихотворение, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда и в сказке, и в жизни.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный

И согласный неопасный.

- Почему согласный стал неопасный?

Игра «Подбери слово». (12 слайд)

- У нас выросла чудо- яблоня. На яблоках парные согласные. Сорвите яблоко и придумайте слово с парной согласной.

 

Литература.

А.А. Псарева, О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова Поурочные разработки по русскому языку 3 класс      Издательство ВАКО 2009 г.

Канакина В.П., Фомичева Г.А..Русский язык: Методическое пособие к комплекту "Русский язык" для 3 класса начальной школы

Библиотека «Первого сентября»   Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ   Русский язык    Москва «Первое сентября» 2000г.

Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая Секреты орфографии.

Москва «Просвещение» 1991г.

В.Волина «Веселая грамматика» Издательство «Знание» Москва 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...