Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне и в конце слова;
  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах  проверки парных по звонкости-глухости согласных;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: 

1. Личностные: проверяют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов

2. Метапредметные:

  • регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • познавательные – проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать;
  • коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы.

3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема.  Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными  звонкими и глухими согласными в корне слова.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне и в конце слова;
  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах  проверки парных по звонкости-глухости согласных;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:  

1. Личностные: проверяют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;  

2. Метапредметные:

  • регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • познавательные – проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать;
  • коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы.

3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Оборудование для учителя: маска и карточки со словами, картинки для дидактической игры, презентация.

Оборудование для учащихся: листы для оценивания, рабочие тетради, карточки, плакаты, клей.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Технологическая карта урока  

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (3 мин.)

Психологическая игра на передачу искры настроения.

- Ребята давайте поиграем в командную игру. Сейчас нам нужно передать искру в команде, и как быстро пройдёт искра по кругу, так быстро мы зарядимся энергией для работы в команде.

        

- Каждая группа в течение урока будет создавать рабочий лист, который вы будете  заполнять в течении урока.

Стоят в кругу, слушают учителя. Играют. После игры садятся на места.

2. Актуализация знаний и представлений по теме урока. (5 мин)

Игра «Отгадай слово по словесному описанию».

- Предлагаю вам поиграть в следующую игру:  «Отгадай слово по словесному описанию».

(Цель игры: мотивировать  учащихся на определение темы.)

- Правила игры: одному учащемуся одевается маска со словом. Одноклассники дают подсказки, не называя само слово. Отгаданное слово помещается на доску.

Фронтальная работа.

Формулируют высказывания – подсказки, по которым водящий должен отгадать слово, которое находится у него на маске.

3. Постановка целей  и задач урока. (2 мин)

Далее идёт работа по определению орфограмм в этих словах.

- Какая орфограмма есть в этих словах?

(велосипед, холод, мороз, снег, дуб, закладка, грядка)        

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- А цель нашего урока будут следующая:

- Запишите с тетрадь число, классная работа. Запомните слова. Запишите их по памяти в столбик и подчеркните орфограмму в каждом слове.

-Подберите проверочные слова.

-Найдите среди данных слов синоним к слову холод?

- Что такое синонимы?

- Составьте предложение с одним или 2 словами.

Фронтальная работа.

Дают полные развернутые ответы.

В словах есть общая орфограмма парная согласная.

Тема урока: Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.

Цель урока: научиться проверять парный согласный звук в конце и корне слова.

Работа в паре. Взаимопроверка.

Фронтальная работа.

Мороз. Синонимы – это слова имеющие общее значение.

4. Актуализация знаний. (2 мин)

- Следующее задание заполнение таблицы парных согласных.

Б

В

Г

Д

З

Ж

Работа в парах.

Заполняют таблицу парных согласных.        После выполнения один работает у доски. Взаимопроверка.

5. Обобщение и систематизация знаний. (9 мин)

- Вставьте буквы в слова, запишите в тетрадь

ду… - дубочек

гря…ка – гряда

сне… - снеговик

моро… - заморозить

Как проверить парный согласный?

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

Как ещё можно проверить парный согласный?

Индивидуальная работа.

Записывают слова с вставленными буквами. Сверяют выполненную работу с образцом.

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

- Ещё чтобы проверить парный согласный у существительных, можно изменить форму поставив из единственного числа во множественное.

Физминутка.  (1 мин)

Когда на экране появляется картинка, в слове которой есть парный согласный - дети прыгают, когда ее нет – замирают.

Выполняют физминутку.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации (8 мин)

Каждый  работает с определенным заданием на карточке.

1.  Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,    ша…ка,   ре…ьба,   голо…ка, площа…ка,     перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,     шу…ка.

2.  Вставь  пропущенную  букву,  подбери  и  запиши  проверочное  слово,  подчеркни  орфограмму.

бро(ф,в)ка      -      _______________________,

желе(з,с)ка     -      _______________________,

бу(т,д)ка         -      _______________________,

ще(б,п)ка        -      _______________________,

кни(ш,ж)ка     -      _______________________,

газе(д,т)ка      -      ________________________,

сли(в,ф)ка      -      ________________________,

ле(п,б)ка         -      ________________________,

ре(с,з)кий        -     ________________________,

пиро(ш,ж)ки  -     ________________________,

ча(ш,ж)ка      -     ________________________,

заря(д,т)ка       -     ________________________,

пово(с,з)ка       -    ________________________,

лу(ш,ж)ки        -   _________________________.

арбу(с,з)         -    _________________________,

бо(п,б)             -    _________________________,

бере(г,к)         -     _________________________,

востор(к,г)     -     _________________________.

3.   Вставь  пропущенные  орфограммы и  подчеркни  их,  раздели  слова  на  две  группы:  в  первую  запиши  слова  с  парным  согласным  в  середине  слова,  во  вторую – с  безударной  гласной  в  корне  слова.

             Луко..ка,   но..ти,   т..мнеть,   сторо…ка,   ст…кло,   жи…кий,  

ша…ка,   в…ршина,   вр…дить,   варе…ка,   уд…влять,   нахо…ка,    св…тить,      ука…ка,   гн…здо,   тетра…ка,   зага…ка,   гр…знуля,   п…тно,   зама…ка.

Индивидуальная работа. Выполнение дифференцированных заданий на карточках.

Делают вывод о проделанной работе.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Дидактическая игра с мультгероями. Цель игры: подобрать проверочные  слова, вставить буквы, которые находятся у героев.

Работа в группе.

Определяют, какую букву нужно вставить, подобрав проверочные слова.

8.Итог урока. (4 мин)

- Сейчас всю информацию, полученную на уроке соберите в рабочий лист и выберите, кто будет презентовать работу вашей группы.

Групповая работа. 

 Собирают информацию с урока  и приклеивают на плакат. Готовые плакаты презентуют и помещают на доску.

9. Рефлексия. (2 мин)

Оценивание по линеечке Г.Цукермана.

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

Индивидуальная работа.

Самостоятельно себя оценивают.

10. Домашнее задание. (2 мин.)

Рабочая тетрадь № 2, стр 14 – упр 4.

Фронтальная работа.

 Разбираются с домашним заданием.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка во 2 б классе Ивановой А.Л.

Тема: Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными  звонкими и глухими согласными в корне слова.

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

Задачи урока: 

•        формировать умение видеть орфограмму в корне и в конце слова;

•        обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах  проверки парных по звонкости-глухости согласных;

•        расширять словарный запас учащихся;

•        воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:  

1. Личностные: проверяют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;  

2. Метапредметные:

  • регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • познавательные – проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать;
  • коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы.

3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 2 класса, результаты  психолого-педагогической характеристики класса.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование в начале урока игры «Отгадай слово» и заполнение таблицы помогло заинтересовать и актуализировать  у учащихся  имеющиеся знания. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.

На этапе обобщения знаний учащемся были предложены два задания на отработку изучаемой орфограммы, с помощью которых дети сделали вывод, что можно проверить правописание парной согласной двумя способами.

 На этапе применения полученных знаний учащиеся работали в группах. У каждой группы было свое задание по уровням сложности (базовый, средний, повышенный).

На уроке совершенствуется навык проверки написания слов  парными согласными, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока.

Дети работали в группах на индивидуальных листах, а затем собирали всю информацию в общий рабочий лист, что позволило включиться в работу всем учащимся.

Использованы различные виды контроля на уроке: ученик-ученик (при групповой работе), самоконтроль, оценка учителя в завершении урока.

Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка.

Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

       Все поставленные задачи удалось реализовать.

Урок способствовал развитию интереса к урокам русского языка.

Задания носили развивающий, творческий  характер, что способствовало чувству успешности у детей,  игра с мультгкроями дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

План урока выполнен; урок достиг цели, что подтверждают осознанные ответы учащихся на этапе подведения урока.

На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.



Предварительный просмотр:

Б

В

Г

Д

З

Ж



Предварительный просмотр:

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

     

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           

почерк

Нахожу орфограммы в конце слова

Нахожу орфограммы в корне слова

Умею подбирать проверочные слова

           



Предварительный просмотр:

Тема:

Цель:Как проверить парную согласную в корне слова?



Предварительный просмотр:

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж

Б

В

Г

Д

З

Ж



Предварительный просмотр:

3.   Вставь  пропущенные  орфограммы и  подчеркни  их,  раздели  слова  на  две  группы:  в  первую  запиши  слова  с  парным  согласным  в  середине  слова,  во  вторую – с  безударной  гласной  в  корне  слова.

             Луко..ка,   но..ти,   т..мнеть,   сторо…ка,   ст…кло,   жи…кий,  

ша…ка,   в…ршина,   вр…дить,   варе…ка,   уд…влять,   нахо…ка,    св…тить,      ука…ка,   гн…здо,   тетра…ка,   зага…ка,   гр…знуля,   п…тно,   зама…ка.

___________________________________              ____________________________________________

___________________________________             ____________________________________________

___________________________________            ____________________________________________

___________________________________           _____________________________________________

___________________________________           _____________________________________________

___________________________________          _____________________________________________

3.   Вставь  пропущенные  орфограммы и  подчеркни  их,  раздели  слова  на  две  группы:  в  первую  запиши  слова  с  парным  согласным  в  середине  слова,  во  вторую – с  безударной  гласной  в  корне  слова.

             Луко..ка,   но..ти,   т..мнеть,   сторо…ка,   ст…кло,   жи…кий,  

ша…ка,   в…ршина,   вр…дить,   варе…ка,   уд…влять,   нахо…ка,    св…тить,      ука…ка,   гн…здо,   тетра…ка,   зага…ка,   гр…знуля,   п…тно,   зама…ка.

___________________________________              ____________________________________________

___________________________________             ____________________________________________

___________________________________            ____________________________________________

___________________________________           _____________________________________________

___________________________________           _____________________________________________

___________________________________          _____________________________________________



Предварительный просмотр:

2.  Вставь  пропущенную  букву,  подбери  и  запиши  проверочное  слово,  подчеркни  орфограмму.

бро(ф,в)ка      -      _______________________,

желе(з,с)ка     -      _______________________,

бу(т,д)ка         -      _______________________,

ще(б,п)ка        -      _______________________,

кни(ш,ж)ка     -      _______________________,

газе(д,т)ка      -      ________________________,

сли(в,ф)ка      -      ________________________,

ле(п,б)ка         -      ________________________,

ре(с,з)кий        -     ________________________,

пиро(ш,ж)ки  -     ________________________,

ча(ш,ж)ка      -     ________________________,

заря(д,т)ка       -     ________________________,

пово(с,з)ка       -    ________________________,

арбу(с,з)         -    _________________________,

бо(п,б)             -    _________________________,

бере(г,к)         -     _________________________,

востор(к,г)     -     _________________________.

2.  Вставь  пропущенную  букву,  подбери  и  запиши  проверочное  слово,  подчеркни  орфограмму.

бро(ф,в)ка      -      _______________________,

желе(з,с)ка     -      _______________________,

бу(т,д)ка         -      _______________________,

ще(б,п)ка        -      _______________________,

кни(ш,ж)ка     -      _______________________,

газе(д,т)ка      -      ________________________,

сли(в,ф)ка      -      ________________________,

ле(п,б)ка         -      ________________________,

ре(с,з)кий        -     ________________________,

пиро(ш,ж)ки  -     ________________________,

ча(ш,ж)ка      -     ________________________,

заря(д,т)ка       -     ________________________,

пово(с,з)ка       -    ________________________,

арбу(с,з)         -    _________________________,

бо(п,б)             -    _________________________,

бере(г,к)         -     _________________________,

востор(к,г)     -     _________________________.



Предварительный просмотр:

1.  Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,    ша…ка,   ре…ьба,   голо…ка, площа…ка,     перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,     шу…ка.

1.  Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,    ша…ка,   ре…ьба,   голо…ка, площа…ка,     перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,     шу…ка.

1.  Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,    ша…ка,   ре…ьба,   голо…ка, площа…ка,     перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,     шу…ка.

1.  Вставь  пропущенную  орфограмму, устно  подобрав  проверочные  слова.

     Сапо…ки,  про…ка,  гря…ка, оса…ки,  бука…ка,  ука…ка,  карто…ка,   пиро…ки,  закла…ка,   про…ьба,    ша…ка,   ре…ьба,   голо…ка, площа…ка,     перево…ка,    ска…ка,   ло…ка,   заря…ка,   кле…ка,   гри…ки,   берё…ка,     шу…ка.



Предварительный просмотр:

велосипед

 холод

 мороз

снег            дуб

закладка

грядка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...