Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ривкина Татьяна Владимировна

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znachimye_orfogrammy_4_klass.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Ривкина Татьяна Владимировна

Предмет  Русский язык

Класс       4 класс

Тема урока Правописание значимых орфограмм в корне слова

Тип урока  открытие нового знания

Цель урока:  создать условия для формирования орфографической зоркости

Задачи урока:

  • отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный + выделение корня).
  • развитие логического мышления;
  • развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли,
  • развитие умения работать в паре,
  • развитие речи

Формируемые УУД**

Вид УУД

Конкретное умение

Метод/средство диагностики

личностные

осознавать роль языка в речи и жизни людей;владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

коммуникативные

учиться критично относиться к собственному мнению;

уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;сотрудничать при работе в паре, группе;

проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.

регулятивные

находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для  проверки; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

познавательные

показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова; отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.

Ресурсы: Презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя / метод, средство, прием

Деятельность ученика / форма работы, используемые средства

Время*

Организационный

Проверка готовности к уроку.

Запишем сегодняшнее число.

Проверяем осанку – не наклоняемся низко к тетрадям – не портим зрение.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Проверяем правильную посадку.

1 мин

Мотивационно-целевой

(включение учащихся в активную деятельность)

На доске слова:

грус..но

б..жать

оп..здал

поез…ка

поз …ний

пробе(ж/ш)ка

-Найдите среди слов однокоренные (опоздать, поздний, бежать, пробежка) Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы?                 (они в корне)

Скажите,  эти слова можно разделить на группы? На какие группы можно разделить данные корневые орфограммы?

 (Бездарный гласный,

непроизносимый согласный,

парный сомнительный согласный).

- Кто может назвать тему урока?

- Значит,  сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.

- Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне».

Распределяют слова на группы, находят корень выходят на тему урока.

5 мин.

Проектировочный

(создание проекта работы   на уроке)

Что нам необходим вспомнить, если у нас такая тема? (как найти и подобрать проверочное слово)

Откроем учебник с.56, рассмотрим схему.

Когда гласный звук в корне нуждается в проверке? (когда он безударный)

Когда согласный звук в корне нуждается в проверке? (когда у нас стык согласных, много согласных подряд)

Как мы подбираем проверочные слова для проверки гласных в корне? (так чтобы гласный стал ударным)

Как мы подбираем проверочное слово для проверки согласных в корне? (так чтобы после этого звука стоял гласный или звонкий согласный)

Дети ставят перед собой цели и задачи, работа с правилом, алгоритмом.

5 мин

Операционно-деятельностный

(самостоятельная работа в парах, группах, индивидуально)

На доске слова:  м..чи, с..дел,  пло…

Какую букву надо вставить? Будьте внимательны? (Можно вставить разные буквы) Всё будет зависеть от контекста, смысла, где мы это слово употребляем.

Запишите по два предложения, чтобы эти слова писались по-разному. Подчеркните орфограмму!

1 колонка со словом- м..чи

2 колонка со словом – с..дел

3 колонка со словом - пло…

 Упр.  90 на выбор

А. Спишите любую пару предложений, подчеркните орфограмму.

Б.  Спишите 2 предложения

с безударной Е.

Стихотворение Александра Шибаева «Грустные вести». Почему поэт так назвал стихотворение? 

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть и
очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

У вас на столах письмо Миши. Исправьте в парах ошибки.

Здесь чудный лук, и я лижу.

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

Когда отряд идёт в паход,

Я запеваю песни.

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен тут.

-Найдите в письме орфограмму, которая не подходит к нашей теме? ( поход – приставки па не бывает!)

На какую орфограмму мы ещё не делали задание? (непроизносимый согласный)

Измените, данные словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Знаменитый писатель - известный

Ночь со звёздами – (звёздная)

Ответ из уст – (устный)

Яркое светило – (солнце)

Составляют предложения, выполняют дифференцированные задания по выбору,

Работают в парах – исправляют ошибки. Находят орфограмму не по теме урока, работа по развитию речи.

4 мин

4 мин

5 мин

5 мин.

Контрольно-оценочный

(самопроверка,взаимопроверка, проверка учителем)

Графический диктант:

У вас на столах таблицы. Я буду читать слова на изученные нами орфограммы, а Вам нужно будет назвать, что здесь за орфограмма. А нужную букву вы не называете, а ставите точку в нужной клеточке.

  1. Слёзки
  2. Звонок
  3. Холодный
  4. Радостный
  5. Капустный
  6. Грустный
  7. Смельчак
  8. Рыбка
  9. Полянка

Проверим, что у вас получилось. Соедините точки. На что похож наш рисунок? (на пять)

о

е

б

т

3

1

,

2

,

3

,

4

,

5

,

6

,

7

,

8

,

9

,

10 мин.

Рефлексивный

- Закончите предложения:

Я знаю…..

Я могу…………..

Я умею………………..

Чью работу можно выделить на уроке? Кто хорошо работал?

Поднимите руки, кто может найти изученные орфограммы в корне слова, подобрать проверочное слово и написать его правильно.

Учащиеся заканчивают предложения и оценивают работу себя и своих одноклассников.

3 мин.

Организационный:

Домашнее задание (на доске). Передаём тетради с последней парты на первую.

Выполнить упражнение по заданию.

Спасибо. До свидания.

С.56 правило, упр.93

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...

Технологическая карта урока русского языка «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия», 3 класс, УМК "Система Эльконина-Давыдова"

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действияЗадачи урокаДидактические:1) Закрепить знания об общих орфографически...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...