Технологическая карта урока русского языка «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия», 3 класс, УМК "Система Эльконина-Давыдова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действия

Задачи урока

Дидактические:

1) Закрепить знания об общих орфографических правилах проверки по закону русского письма;

2) уметь определять склонение глаголов;

3) уметь выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Развивающие:

1) Развивать орфографическую зоркость;

2) развивать внимание, мышление, речь;

3) развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2) воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;

3) воспитывать самостоятельность у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.04.2022

Студентка: Гиматова Надия

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 3 «Б»

Учитель: Трашкова Е.В.

Урок: 2

Методист: Кошкарова Л.С.

Время: 8:55- 9:35   Кабинет: 222

Тема урока «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действия

Задачи урока

Дидактические:

  1. закрепить знания об общих орфографических правилах проверки по закону русского письма;
  2. уметь определять склонение глаголов;
  3. уметь выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать внимание, мышление, речь;
  3. развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;
  3. воспитывать самостоятельность у учащихся

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

- Желаю, чтобы наш урок прошел под девизом «С маленькой удачи начинается успех»

- Что такое успех?

- По словарю В.И.Даля Успех – это достижение цели,удача. Успех – умение добиваться поставленной цели,получая от этого удовольствие

- Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным?

- Поднимите руку если хотите быть успешными

- Предлагаю все эти качества взять с собой и начать работу.

- Свой успех на уроке вы будете отмечать в таблице успеха на каждом этапе урока.

Приветствие учителя.

Ответы детей

- Упорство, трудолюбие

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

-  Посмотрите на экран, скажите, на какие группы можно разделить эти слова?

Весна, летаю, красивый, летать, знание, летаем

- Вспомните,как изменяются слова,называющие предметы?

- Как называют изменение по падежам?

- Сколько существует изменений по падежам?

- Как изменяются слова, называющие действия?

- Скажите, какие слова выделены?

- Слова называющие предметы, слова называющие признаки и слова называющие действия

- По числу и падежу

- Склонение

- 12

- По лицу, числу и роду

- Слова называющие действия

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: знать признаки частей речи; уметь определять части речи по грамматическим признакам

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Слайд 4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы узнаем?

-Как будет звучать тема урока?

-С этой темой вы уже знакомы, какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

-Составим план:

1. Повторим..

2. Выполним..

3. Сделаем


– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- О словах, называющих действия

-Окончания слов, называющих действия

- закрепить знания об окончаних слов, называющих действия

- правило проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия

- задания

- выводы

Метапредметные:

П: уметь планировать работу по приобретению знания.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7-12

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

Наглядный: презентация,

Раздаточный материал

П

Практический: упражнение

Ф

Практический: упражнение

- У вас на столах лежит задание, вам необходимо выполнить его в паре. На это задание у вас 5 минут.

Рас:

Танцевать, отдыхать, видеть, держать, решать, зажигать, дышать, запрягать, ходить, помнить, вертеть, терпеть

- Ваше время вышло, сдайте листы с последних парт

- Так же у вас есть оценочные листы. Оцените свою работу.

Парная работа

Выполнение упражнения

Самостоятельная работа

Итог

- Для того, чтобы закрепить наши знания о написании окончаний слов-действий выполним с вами упражнение 280 на странице 127. Прочитайте задние.

- Первое предложение рассмотрим вместе.

Грач прилетает в марте.

- Какие пропущенные орфограммы мы видим в предложении?

- Отвечайте по образцу, который расположен на доске.

Алгоритм написания мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных

- Верно. Рассмотрим слово «прилетает». Какая орфограмма пропущена здесь?

- Отвечайте по образцу

Алгоритм определения спряжения глаголов

1) Ставлю в начальную форму глагол

2) Определяю основы глаголов

3) Основы глаголов одинаковы- 1 спряжение

    Основы слов разные – 2 спряжение

- Какая орфограмма пропущена в слове «марте»

- Отвечайте по образцу

Алгоритм определения безударных окончаний имен существительных

1) Ставлю в начальную форму имя существительное

2) Определяю склонение

3) Подбираю слово-помощник с таким же склонением с ударением на окончание

4) Пишу такое же окончание в слове с безударным окончанием

- Верно. Остальные предложения запишите в тетрадь. На это задание у вас 8 минут.

- Время на выполнение работы окончено.

- Выполним проверку 4,5,6,7 предложений

- Прочитайте четвертое предложение. Объясните, какие орфограммы пропущены.

-  Прочитайте пятое предложение. Объясните, какие орфограммы пропущены.

-  Прочитайте шестое предложение. Объясните, какие орфограммы пропущены.

-   Прочитайте следующее предложение. Объясните, какие орфограммы пропущены.

- Предложения, которые мы с вами не проверили, необходимо проверить в парах.

- Отлично, а теперь оцените свою работу в оценочных листах

Динамическая пауза

 - Мы с вами продуктивно поработали пришло время отдохнуть, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки.

Замок 1 спряжения: танцевать, отдыхать, зажигать, решать, зажигать, запрягать, терпеть

Замок 2 спряжения: видеть, держать, решать, дышать, ходить, помнить, вертеть

- Грач, прилетает, марте

- Разделительный мягкий знак не пишем,так как слово «грач» мужского рода. Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только женского рода. «Ь» в конце слова пишем

- Нам нужно поставить глагол в начальную форму «прилетать». Основа слова «прилетает» - прилета.

Основа слова «прилетать» - прилета.

Так как основы слов совпадают значит глагол стоит в 1 спряжении, значит пишем букву «е»

- В слове «марте» в конце слова пишем «е» Подбираем слово того же склонения, но с ударением на окончание, например, слон.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «слон» получает слово «слоне», поэтому пишем букву «е»

- Почему же птицы возвращаются домой в разное время?

Слово «возвращаются» нужно поставить в начальную форму «возвращаться». Основа слова  «возвращаются» - возвараща

Основа слова  «возвращаться» - возвраща

Так как основы слов совпадают значит глагол стоит в 1 спряжении, значит пишем букву «ю». В слове «возвращаются» не пишем мягкий знак, потому что в вопросе нет мягкого знака.

- Потому что грач сыт тем, что отыщет на проталинке.

Разделительный мягкий знак в слове «грач» не пишем,так как существиетльное «грач» мужского рода. Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только женского рода.

Отыщешь - нач. ф. - отыскать. Это глагол 1 спряжения, значит окончание -ешь

В слове «Проталинке» пишем «е» Подбираем слово того же спряжения, но с ударением на окончание, например, стена.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «стена» получает слово «стене», поэтому пишем букву «е».

- Трясогузка кормится у воды.

Слово «кормится» нужно поставить в начальную форму -«кормить». Н.ф оканчивается на -ить,значит глагол 2спр,пишем букву «и». В слове «кормиться» не пишем мягкий знак, потому что в вопросе нет мягкого знака.

- А ласточка охотится в воздухе.

Глагол «Охотится» ставим в начальную форму -«охотиться» Н.ф оканчивается на -ить,значит глагол 2спр,пишем букву «и». В глаголе «охотится» не пишем мягкий знак, потому что в вопросе нет мягкого знака.

-Трясогузка – в апреле.

- В слове апреле пишем букву «е». Подбираем слово того же склонения, но с ударением на окончание, например, слон.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «слон» получает слово «слоне», поэтому пишем букву «е»

- А ласточка и соловей – в мае. В слове мае пропущена буква «е» Подбираем слово того же склонения, но с ударением на окончание, например, слон.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «слон» получает слово «слоне», поэтому пишем букву «е».

- Ей нужен комар,мошка.

Пропущенных орфограмм нет

- А в марте их не найдешь.

Подбираем слово того же склонения, но с ударением на окончание, например, слон.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «слон» получает слово «слоне», поэтому пишем букву «е» «марте»

В глаголе найдешь в конце пишем мягкий знак, потому что в вопросе есть мягкий знак

-Вот и пришлось бы ласточке помирать с голоду.

В слове «ласточке» пишем «е» Подбираем слово того же склонения, но с ударением на окончание, например, стена.

Когда мы ставим в ту же позицию слово «стена» получает слово «стене», поэтому пишем букву «е».

Предметные: 

П: знать склонения слов, называющих действия; уметь определять склонение слов, называющих действия

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал

Учебник

Видеоматериал

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наглядный: раздаточный материал

И

Практический: самостоятельная работа

- Выполним самостоятельную работу. Не забудьте подписать листы. На выполнение этой работы у вас 5 минут.

I вариант

1.Укажите глагол II спряжения:

1) дышать

2) шагать

3) думать

2. Укажите глагол I спряжения:

1) задержать

2) искать

3) перегнать

3. Укажите глагол II спряжения:

1) стрелять

2) постелить

3) построить

4. Укажите глагол I спряжения:

1) перевозить

2) готовить

3) побрить

5. Укажите глагол I спряжения:

1) прятать

2) услышать

3) зависеть

 II вариант

1. Укажите глагол I спряжения:

1) вертеться

2) доверять

3) клеить

2.Укажите глагол II спряжения:

1) тревожить

2) каяться

3) замазать

3.Укажите глагол II спряжения:

1) надеяться

2) разрезать

3) ссориться

4.Укажите глагол I спряжения:

1) дежурить

2) бороться

3) потерпеть

5.Укажите глагол II спряжения:

1) подслушать

2) маячить

3) разрушать

- Ваше время вышло. Выполним взаимопроверку, обменяйтесь листочками со своим соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы . Если есть ошибки ставьте «-»

А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране.

0 - - отметка «5»

1 - - отметка «4»

2  – отметка «3»

3 и более - – отметка «2»

- Сдайте с последних парт ваши листы.

- Отлично, а теперь оцените свою работу в оценочных листах

1 вариант

  1. 1) дышать
  2. 2) искать
  3. 3) построить
  4. 3) побрить
  5. 1) прятать

2 вариант

  1. 2) доверять
  2. 1) тревожить
  3. 3) ссориться
  4. 2) бороться
  5. 2) маячить

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

П: анализ, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал

Слайд 13

Слайд 14

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

- Наше с вами занятие подходит к концу. А теперь дополните предложения.

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- На этом уроке я узнал…

- Отлично.

- Запишите домашнее задание. Упражнение 279 , страница 126

- Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок

- Оцените свою работу на оценочных листах и передайте их с последних парт.

- Всем спасибо, урок окончен!

Оценивают свою работу на уроке.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Раздаточный материал


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс

Учащиеся   научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...

Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён прилагательных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании окончаний имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о правилах в на...

Технологическая карта урока Русского языка «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» (2 класс, Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах при изменении слова. Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и системати...