Что такое фразеологизмы?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сковородина Елена Павловна

Конспект внеклассного мероприятия с иллюстрациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chto_takoe_frazeologizm.zip950.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое фразеологизм?

Цели:  - раскрыть особенности фразеологических оборотов, их                      происхождение;

- обогащать словарный запас детей;

- прививать интерес к родному языку, расширять кругозор учащихся;

Оборудование: иллюстрации  фразеологических оборотов; карточки «фразеологический оборот», «крылатые слова»; плакат с цитатой; аудиокассета «Весёлая грамматика».

Ход занятия:

  1. Орг. момент;
  2. 1. На доске:  «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится»

- Так говорят в народе. И сегодня мы будем говорить тоже о словах, но не о простых словах, а о выражениях, их происхождении.

2.На доске:  рука об руку, рукой подать, быть под рукой, на руках носить, держать себя в руках, из рук вон плохо, руки коротки, золотые руки

- Посмотрите на эти выражения. В них повторяется слово «руки». Как видим, все эти выражения употребляются, как правило, в переносном значении.

(показ иллюстрации)

- Как, например, можно «держать самому себя в руках»? Это образное выражение мы употребляем, когда нужно успокоиться, перестать волноваться.

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали, чтобы вместо выражения «золотые руки» употребляли выражение «алмазные руки» или «бриллиантовые руки»?

3. – Вы поняли, что заменять слова в таких сочетаниях нельзя. Они и называются поэтому устойчивыми или фразеологическими оборотами. А ещё их называют крылатыми словами (карточки).

4. - Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

Представьте себе Россию, какой она была триста лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

5.                  За домом, едва

                     Пожелтела трава,

                      Два брата рубили дрова.

                      Один это делал спустя рукава,

                      Другой – засучив рукав. (В. Викторов)

- Эти крылатые выражения зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин длиннее на 40 см (135 см). Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, очень медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава.

6.            Глеб у доски повесил нос,

               Краснеет до корней волос.

               Он в этот час, как говорится,

               Готов сквозь землю провалиться.

               О чём же думал он вчера,

               Когда баклуши бил с утра?

- Выделите из стихотворения крылатые выражения.

- Фразеологический оборот «бить баклуши» уходит корнями в речь людей, делавших деревянную посуду: ложки, чашки и т.д.

В этом деле наиболее простой работой считалась подготовка древесины: раскалывание деревянных чурок на мелкие обрубки заданных размеров, которые назывались баклушами.

Раскалывать чурки на баклуши поручалось тем, кто не владел настоящим мастерством. Эта работа ценилась ниже, чем работа мастера, превращавшего потом баклуши в посуду. С тех пор это выражение стало употребляться с пренебрежительным оттенком в значении «заниматься несерьёзным делом, бездельничать».

7. – Все вы, конечно, слышали выражение «кричать на всю Ивановскую» (иллюстрация).

А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал на всю Ивановскую.

8. Вешать можно на гвоздь

    Полотенце и трость,

    Лампу, плащ или шапку,

    И верёвку, и тряпку…

    Но никогда и нигде

    Не вешайте носа в беде! (Ю. Коринец)

- Объясните фразеологизм.

На доске: иллюстрация

- Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу), «оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения «показать нос», «водить за нос».

Но совсем иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошо запомнить) . Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с  собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки, если он взял в долг что-то у другого человека.

  1. 1.– Насколько ярче, эмоциональнее выражают мысль фразеологизмы. И мы их охотно употребляем в речи, сами того не замечая. Они очень точно передают наше одобрение или насмешку, иронию.

- До каких пор ты будешь бить баклуши?,- говорим лентяю.

-Ой, так можно легко попасть впросак!- предостерегаем рассеянного.

- У тебя всё получилось шиворот-навыворот,- сетуем на бестолкового.

2. – У меня есть небольшой рассказ одного школьника, очень полюбившего фразеологизмы. Сейчас я его прочитаю, а вы постарайтесь их запомнить.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём!» Говорит: «Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось.  Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

- Вот пустомеля,- возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову!

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдёте. И пошли. И костёр развели. А уха была- не в сказке сказать, ни пером описать.

3. - Я предлагаю вам проиллюстрированные фразеологические обороты. Назовите их и объясните их смысл.

На доске: иллюстрации

  1. с луны свалился;
  2. смотрит сквозь пальцы;
  3. плачет в три ручья;
  4. дело в шляпе;
  5. на нём лица нет;
  6. обливается слезами;

  1. - А сейчас послушайте, что может произойти, если не точно знать значение крылатого выражения.

( Прослушивание аудиозаписи)

  1. Итог занятия:

- Я думаю, что вы будете уместно употреблять фразеологизмы. Эти словосочетания с крыльями придут к вам на помощь, от чего ваша речь станет образной и выразительной. Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....