Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Поляничко Наталья Ивановна

Конспект урока по русскому языку для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_plan_uroka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Русский язык.

                                                                                                             1 класс.

                                                                                                                                                                                   

          Тема: Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.

Цели: 1. Закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки.

2. Обнаружить с детьми, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими.

3. Закреплять умение делать звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух.

4. Развивать умение соотносить произношение и написание слов.

5. Познакомить детей со способами проверки слов с парными согласными на конце слов.

6. Формировать у учащихся умение правильно записывать слова с парными согласными на конце.

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

У вас у каждого на парте лежит альбомный лист. На нем вы должны нарисовать личико, которое в данный момент отражает ваше эмоциональное состояние в начале урока. А в конце урока мы сравним, изменился ли у вас эмоциональный настрой. (рисование)  

      2.   Минутка чистописания.

На доске записаны следующие строки:

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

Прочитайте вслух написанные на доске стихотворные строчки. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует?

([т]-т,д – бегемот,(с) утра, отправились, поход).

Откройте тетради, запишите число, классная работа. И давайте, запишем, чередуя, целую строчку букв д,т.

Охарактеризуйте звук [т], который имеется в данных словах.

[т] – согл., глух., парн., тверд.

Назовите все парные согласные.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш).

Что мы о них узнали на прошлом уроке? Что происходит с парными звонкими на конце слов?

(оглушение)

Напишите в тетради цепочку парных согласных по памяти.

Сколько пар у вас получилось? (6)

  1. Словарная работа.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней записаны слова, прочитайте их. Подумайте, что их объединяет?

Город, морковь, пирог, сапог.        (Слова из словарика)

Что с ними нужно сделать? (запомнить)

Внимательно прочитайте их и постарайтесь запомнить, как они пишутся. А на что, именно, вам нужно обратить внимание? (безударные гласные)

Давайте, запишем эти слова в свои тетради по памяти. А к доске пойдет один и запишет эти слова, обязательно комментирует все орфограммы.

Ребята, подумайте, почему эти слова называются словарными?

(потому что в них нельзя проверить безударную гласную, поэтому нужно запомнить)

  1. Повторение изученного материала.

Ребята, скажите, пожалуйста, ещё раз, что происходит с парными звонкими звуками на конце?

(оглушаются)

сейчас мы проверим, как вы это усвоили. На доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, почему я выделила последнюю букву? Какой звук даст в каждом слове последняя буква?

Давайте составим к этим словам звуковые схемы.

Морж, удав, лев. 

Теперь внимательно посмотрите на написание слов и на их звуковые схемы. Как вы думаете, можем ли мы ошибиться в написании этих слов?

  1. Физкультминутка.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами научимся узнавать, какую букву нужно писать на конце слова, если на месте парных согласных мы всегда слышим только глухие звуки?

Для того чтобы узнать какую букву парного согласного нужно написать, надо слово изменить так, чтобы после буквы согласно обязательно стояла буква гласного. А теперь давайте, наглядно посмотрим, как это происходит.

Глаз [с] – глазу, глазом, …

Таз [с] – тазом, тазу, …

Рог [к] – рогами, рогом, …

Кот [т] – (с) котом, коту, …

Читаем каждую строчку и прислушиваемся к себе. Помогает ли нам буква гласного определить букву согласного? Попробуйте устно по очереди дополнить каждую строчку ещё одной проверкой.

Ребята, для того, чтобы поверить букву парного согласного на конце слова, можно выделить 3 способа проверки.

  1. сапог [к] – сапоги.
  2. ног [к] – нога
  3. рог [к] – рога, рогу, о роге.

Откройте учебник на стр. 66, прочитайте правило, выделенное жирным шрифтом.  (Затем чтение одним учеником).

Многие слова звучат совершенно одинаково, а пишутся по-разному.    

Например: великий маг [мак]- волшебник; алый мак [мак]- цветок.

Древний род [рот] – поколения людей от одного предка; маленький рот [рот] – очертание и разрез губ.

Проверим устно написание каждого из этих четырех слов. А письменно покажем, как можно сделать проверку к этим словам.

Например: маг – маги, мага; и т.д.

Ручки отложили, сложили ладошки вместе – «Доброе утро».

  1. Закрепление нового материала.

Работа с учебником. На стр. 67 нашли упражнение №38. Прочитайте задание. (Один читает вслух)

Итак, нам нужно подобрать проверочные слова, например: хвойный лес (леса), …

Выполняем: один у доски комментирует, другие записывают вместе с ним в свои тетради.

  1. Подведение итогов.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Как можно проверить написание букв парного согласного на конце слов?

А теперь, ребята, на второй половинке альбомного листа нарисуйте, пожалуйста, одно из этих личиков, чтобы посмотреть изменилось ли у вас эмоциональное настроение после урока.

Вы сегодня очень хорошо поработали, молодцы. Но особенно мне понравились ……

А теперь все встаньте. Урок окончен. Всем спасибо. Все свободны.

                                                                 

                                                                                                     Учитель: Перова Н.И.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Проверка написания слов с парными согласными на конце слова

Развивать у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце, разбирать предложение по членам; повторить правила обозначение мягкости согласных звуков на письме гл...

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)

В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....