СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели урока:

  • Предметные:

- закреплять навык различения парных звонких и глухих согласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать умение соотносить произношение и написание слов;

  • Метапредметные:

- расширять опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по русскому языку;

- формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;

  • Личностные:

- развивать ориентацию учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях;

- формировать личностные универсальные учебные действия.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, абаки  «Парные согласные», индивидуальные дощечки для работы фломастером, светофоры, словари русского языка (этимологический, толковый, орфографический и др.).

Ход  урока

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

II. Минутка чистописания

На экране:

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

- Прочитайте вслух написанные на доске стихотворные строчки. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует?

(Сегодня мы будем писать буквы т, д. Они обозначают [т], который встречается четыре раза. Он есть в словах: бегемот, утра, отправились, поход.)

- Охарактеризуйте звук [т], который имеется в данных словах.

(В словах бегемот, утра, отправились, поход звук [т] — согласный, глухой, парный, твердый.) 

- Что вы знаете о парных согласных?

 (Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие - без голоса.)

- Назовите все парные согласные.

(Парные согласные: б—п, вф, гк, дт, з—с, жш.)

- Напишите цепочку парных согласных по памяти.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Отгадайте загадку.

Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Сапоги)

- Что такое сапоги? (Обувь)

- Чем они отличаются от другой обуви?

(Они высокие, их делают из кожи, резины, других материалов.)

- Что вы можете рассказать о слове «сапоги»? (Ответы)

- Какой словарь русского языка нам поможет узнать о происхождении данного слова? 

Один учащийся выбирает нужный словарь и читает этимологическую справку:

Слово «сапоги» - древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова «соп» - печная труба, так как сапоги напоминают ее по форме; другие - от слова «сапати», то есть сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает.

  • Какая версия вам кажется более убедительной?

-          Откройте тетрадь, запишите новое словарное слово.

  • Произнесите слово «сапог» по слогам.
  • Определите ударный слог.
  • Какие орфограммы обозначим в слове? (безударный гласный, парный согласный.) 
  • Какое предложение зашифровано? (Шагать в сапогах.)
  • Запишите предложение. Выделите орфограммы.
  • Прочитайте фразеологические обороты и объясните их значения.

На экране:

Два сапога пара (разг. ирон.) - о двух людях, вполне сходных, подходящих друг другу, в особенности по своим недостаткам.

Сапоги всмятку (разг. шутл.) - бессмыслица, чепуха.

Сапоги каши просят - износились, требуют ремонта.

Лизать сапоги - угодничать, унижаться.

Быть под сапогом - быть в полном подчинении.

IV. Актуализация опорных знаний.

  • Найдите в словаре двусложные слова с парным согласным на конце слова.

           (адрес, город, квадрат, компот, морковь, пирог, платок, сапог)

На экране:

           Гор..д, м..рковь, п..рог, с..пог

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

(Взаимопроверка)

Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените (светофоры) работу вашего товарища.

На экране:

           Город,  морковь, пирог, сапог

Для выполнения следующего задания нам нужно быстро определить порядковый номер буквы в алфавите.

VI. Физминутка

(Видеоролик «Запоминай-ка». Дети поют песенку «Алфавит», сопровождая слова движениями)

- Работа по рядам. (Учащимся каждого ряда выдаётся карточка с заданием)

- Расшифруйте слова и постройте к ним звуковые схемы.

4

16

18

16

5

17

10

18

16

4

19

1

17

16

4

(1 ряд - город, 2 ряд - пирог, 3 ряд - сапог)

(дети отгадывают слова и составляют звуковую схему на дощечках)

Коллективная проверка.

  • Почему на конце слов буквы глухих согласных звуков?
  • (Звонкие звуки на конце слов оглушаются.)

VII. Проблемная ситуация. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Вы забыли, какая буква пишется на конце этих слов. Ваши действия.

 (спросить у взрослых, взять любую книгу и найти слово;

 воспользоваться Интернетом в телефоне или компьютере; найти слово в словаре)

Давайте проверим, какой способ нам больше подходит:

1 группа: работает со словарями;

2 группа: решает проблему с помощью компьютера;

3 группа: находит в книгах такое слово, чтобы было понятно, какую букву нужно писать;

Проверяем. 1 группа. Как справились с заданием?

(Мы нашли слово в ….. словаре.

«Плюс» в нашем способе: в словарях можно найти любое слово,

«минус»: не всегда удобно носить с собой все словари)

2 группа.

(1. Мы воспользовались  программой Word. Зашли в  «Сервис», затем в «Правописание». Если в слове допущена ошибка – на экране появляется волнистая линия.  

2. Мы нашли слово в компьютерном словаре.

«Плюс» в нашем способе: быстро и удобно, компьютер есть у всех,

 «минус»: нужно электричество, компьютер может «зависнуть» или полететь нужная программа.)

3 группа.

(Мы нашли слово …. в книге…. «Плюс» в нашем способе: если помощь взрослых исключена, нет выхода в Интернет, словарей, то в книгах можно всегда найти любое слово, «минус»: может потребоваться много времени и мы нашли не все слова.)

А какие слова вы искали?

(Такие слова, чтобы было понятно, какую букву нужно писать. Можно точно такое же слово, а можно и родственное. Например: город – города, пирог – пироги. Легче такие слова самим подбирать….)

То есть, вы предлагаете подбирать слова для проверки? Как такие слова будем называть?

(Проверочные)

Какие проверочные слова вы находили?

(Нужно подбирать такие слова, чтобы после согласного стоял гласный)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(нахождение проверочных слов для слов с парными согласными на конце)

- Верно. Тема урока: Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.  

- Определите цели урока.

(научиться проверять парные согласные на конце слов; писать красиво и аккуратно; соблюдать правила посадки; отвечая, не перебивать товарищей)   

IIX. Изучение нового материала.

1. Игра  «Доскажи словечко» (работа с абаками)

Запишите слова-отгадки в тетрадь, покажите, какую букву вы написали на конце слова:

                             Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется ...

(Глаз)

- Как определили? Назовите проверочное слово.

(З – глаза, глаза)

                             Все перетрут терпение и ...

                                                           (Труд)

(Д – труды, труда)

                               Как прекрасно все вокруг,

                               Если рядом верный ...

                                                            (Друг)

(Г – друга, другу)

- Какие слова подбирали для проверки?

(Вывод: парные звонкие звуки на конце слов заменяются глухими, поэтому нужно подбирать такое проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный. Для этого изменяем слово: называем множественное число, отвечаем на вопрос: нет кого? чего?)

  • Сравним наш вариант ответа с тем, который дала Волшебница (с. 80, учебник).

Парные согласные –

Самые опасные!

б—п, вф, гк, дт, з—с, жш

(Дети показывают телобуквы по «Русской Азбуке – Зарядке»

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй:

Уж - ужи, труд - труды,

Еж - ежи, мост - мосты.

 IX. Закрепление изученного материала.

На странице 42 прочитайте задание к упр.2.

Упр. 2.

    Читай текст по одному предложению. Сначала пиши в скобках проверочные слова, затем вставляй пропущенные буквы. Подчеркни букву парного согласного. Например: снег (снега).

Выполняем.

Сне_ (______) укутал деревья. Ду_ (_______) стоит в мохнатой шапке. Ёлочка спряталась в сугро_ (______).

 (Самостоятельная работа учащихся. Коллективная проверка с помощью абаков и экрана)

X. Итог урока.

-          Что нового узнали на уроке?

  • Как проверить слово с парным согласным на конце?  
  • Как найти проверочное слово?

Оцените свою работу на уроке. (Самооценка. Раскрашивание «Смайлика» в тетради.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 1 класс Бендерская Екатерина Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №10 г.Челябинска»

Слайд 2

Слон, лев, шакал и бегемот С утра отправились в поход.

Слайд 3

Слон, лев, шакал и бегемо [ т ] С у [ т ] ра о [ т ] правились в похо [ т ] .

Слайд 4

Парные звонкие и глухие согласные з г в д ж б с к ф т ш п

Слайд 5

Два сапога пара (разг. ирон.) - о двух людях, вполне сход­ных, подходящих друг другу, в особенности по своим недо­статкам. Сапоги всмятку (разг. шутл.) - бессмыслица, чепуха. Сапоги каши просят - износились, требуют ремонта. Лизать сапоги - угодничать, унижаться. Быть под сапогом - быть в полном подчинении.

Слайд 6

Гор ..д , м .. рко вь , п .. ро г , с .. по г

Слайд 7

Гор од , м о рко вь , п и ро г , с а по г

Слайд 8

4 16 18 16 5 19 1 17 16 4 17 10 18 16 4

Слайд 9

4 16 18 16 5 г о р о д 19 1 17 16 4 с а п о г 17 10 18 16 4 п и р о г

Слайд 11

С не … (______) укут а л д е рев ь я. Д у … (______) ст о ит в м о хнат о й ша п к е . Ё л очк а спрят а л а с ь в сугро … (______).

Слайд 12

С не г (сне г а ) укут а л д е рев ь я. Д у б (ду ба ) ст о ит в м о хнат о й ша п к е . Ё л очк а спрят а л а с ь в сугро б (сугро ба ).

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...

Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.

Конспект урока по русскому языку для 1 класса....

Написание парных согласных в конце слов. Урок-исследование по русскому языку во 2 классе.

На уроке используются активные формы работы учащихся: коллективное исследование и работа в паре....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова - урок русского языка во 2 классе

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

Проверка написания слов с парными согласными на конце слова

Развивать у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце, разбирать предложение по членам; повторить правила обозначение мягкости согласных звуков на письме гл...

Правописание парных согласных в конце слов. Русский язык, 2 класс.

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание парных согласных в конце слов", 2 класс. Программа «Школа России» Кузнецова Татьяна Николаевна. МОУ «Дубовская СОШ с уиоп» ЦЕЛ...