Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Иванова Наталия Анатольевна

Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и  соответствующие требованиям нового образовательного стандарта (второго поколения). Практический материал полезен как опытным, так и начинающим учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:


Задачи:

  1. познакомить со звуками [ф'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами;
  2.  развивать фонематический слух ;развивать наглядно-образное мышление;
  3. формировать навыки клавиатурного письма; формировать универсальные учебные действия:
  1. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
  2. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
  3. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков;
  4. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие;
  5. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;
  6. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука;
  7. Характеризовать заданный звук, называя все его признаки;
  8. Самостоятельно находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;
  9. Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами;
  10. Читать слоги с изменением буквы гласного;
  11. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

                                Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор;
  2. Компьютер учителя;
  3. Интерактивная доска;
  4. Компьютеры учащихся;
  5. Презентации «Буква Ф», «Алфавит загадок», «Физминутки  «Повторяй! Не зевай!»;
  6. Учебник «Букварь»;
  7. Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать»;
  8. Фишки красного, синего и зеленого цветов для доски;
  9. Индивидуальные папки с фишками красного, синего и зеленого цветов.

                                   Ход урока:

  1. Орг.момент:

                            - Прозвенел звонок и смолк,

                              Начинается урок.

                              Все за парты тихо сели,

                              На меня все посмотрели.

  1. Постановка учебной задачи:

- Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: фартук, вафли, фундук, фазан, фокус, конфета. (Звук  [ф]).

- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке  [ф]).

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»).

Слайд 1

  1. Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф],  их характеристика.

- Откройте учебники на стр. 119 и приготовьте папки с фишками. Что изображено на рисунках? (Фартук и филин.) Рассмотрите схемы под рисунками. Выполним звуковой анализ слов.

Двое учащихся выполняют у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.

- С какого звука начинается это слово? ([ф] ).

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

 - Какой второй звук в слове ?( [ф а-а-а] ).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку).

- Произнесите третий звук. ([фа р-р-р].

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий звук. ([фар т-т-т]).

- Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий  звук. ([фарт у-у-у]).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку.)

- Произнесите последний звук. (фарту к-к-к).

-Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку.)

- Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин».

- Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? ([ф'] и [ф]). Сравните эти звуки. (Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий).

На доске появляется карточка с буквой Ф.

- На что похожа буква Ф?

  1. Знакомство с буквой Ф,ф. Расположение Ф,ф  на ленте букв.

                                                 

                                                          Слайд 2

- Посмотрите на экран.  Верно ли на доске составлена схема  данного слова?

 

(Нет, последний звук мягкий, обозначается зеленой фишкой. Дети исправляют. )

                                                       

                                                        Слайд 3

- Рассмотрите картинки и назовите, где спрятался наш звук? Охарактеризуйте  этот звук. (Фасоль, фрукты, фотоаппарат, фея, формочки-

 во всех словах  согласный, твердый, глухой звук, кроме слова фея).

                                                       Слайд 4

- Какой мультипликационный герой изображен на экране? (Фунтик.) Что необычного в написании этого слова следует знать? (Имена  пишутся с заглавной буквы.)

                                                       Слайд 5

- Прочитать предложение и назвать слово с буквой Ф. Какой звук обозначает данная буква? (Согласный, мягкий, глухой звук.)

                                                       Слайд 6

  1. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворения  Генриха Сапгира «Футбол»:

- Прочитать слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук; прочитать слоги, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук.

- Прочитать слова первых двух столбиков парами; объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много).

- Прочитать третий столбик слов; прочитать слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;

- Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются  слова в парах.

Физминутка «Пингвины»

- Составить слова, следя за направлением стрелочек; прочитать слова еще раз  (фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика); придумать предложения с этими словами.

- Прочитать стихотворение Генриха Сапгира «Футбол»;

Прочитать это стихотворение по ролям у доски.

  1. Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.

-  Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.

- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным  прибором: Раздался звонок.)

7. Чтение рассказа Якова Тайца «Волк». 

  1. Чтение рассказа учителем.
  2. Работа после чтения:

- О ком прочитали рассказ?

- Кого узнала Маша в зоопарке?

- Как повел себя волк и почему?

8. Разгадывание ребусов и загадок на данную букву.

В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: ножка, пирог,семья.  (презентация с загадками)

Физминутки для пальчиков и глаз «Снеговик».

  9. Работа на клавиатурном тренажере:

1 вариант – работа на компьютере (урок №4):

  1. На доске -  видеоинструкция  «Как поставить руки» (образовательное пространство  класса: нулевой блок)
  2. Самостоятельное  выполнение упражнений   (образовательное пространство класса: блок № 16,уроки 7, 8, 9)

После выполнения упражнений на клавиатурном тренажере  учащиеся приступают к работе по тетради.

2 вариант – самостоятельное выполнение заданий в тетради «Я учусь писать и читать» на стр. 61:

  1. Закрасить части рисунка, в которые вписана буква ф;
  2. Вписать буквы  в указанные клеточки, назвать как можно больше признаков сходства и отличия слов филин и футбол;
  3. Вписать заглавные буквы Ф в слова предложений, доказать, что нужно было вписывать именно заглавную букву, подумать, в этих двух предложениях говорится об одном и том же событии или о разных.

После выполнения заданий в тетради учащиеся приступают  к работе на клавиатурном тренажере.

10. Итог урока.

- Что новое вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

   Вы – молодцы! Хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"

Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...