конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Коньшина Татьяна Александровна

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диалог между одним учеником и учителем в классе при традиционной организации обучения происходит нечасто: в классе редко случается возможность многократного обмена репликами с одним учащимся. Использование на уроке технологии диалогового взаимодействия даёт возможность учащемуся участвовать в диалоге в роли учителя и ученика. Каждый ребёнок за время одного урока непосредственно общается , участвует в диалоге не менее 10 минут.Технология предполагает выполнение ребёнком до урока ( в качестве домашнего задания) одной карточки с заданием. Учитель проверяет работу ученика, консультирует. Таким образом, к началу урока у каждого учащегося на руках есть одна выполненная и проверенная карточка. На уроке дети обмениваются карточками, проверяют работу друг друга, оценивают. Учитель не вмешивается в процесс, т.к. дети работают в парах по алгоритму, меняются партнёрами по изученной ранее схеме. На проведение работы по технологии диалогового взаимодействия предполагается 10-15 минут урока, но за это время дети успевают выполнить не менее 8 карточек, что говорит о большой продуктивности использования данной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Адмиралтейский район



Гимназия №278



Начальная школа





























Урок русского языка для 3 класса с использованием



технологии



диалогового взаимодействия







Тема: Упражнения в определении падежей имён существительных













Учитель начальных классов



Коньшина Т.А.





















Санкт-Петербург





 

Основная цель: закреплять умение определять падеж имени существительного.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. закреплять знания алгоритма определения падежей имён существительных;
  2. формировать умение определения падежей по вопросу и предлогу;
  1. Развивающие:
  1. развитие умения аргументировать свою точку зрения;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. в диалоговом общении развивать речь детей;
  1. развивать УУД

                общеучебные:

  1. смысловое чтение текстов различных жанров, извлечение информации;
  2. осознанное построение речевого высказывания;

              коммуникативные:

  1. планирование учебного сотрудничества,
  2. лидерство и согласование действий с  партнером

             регулятивные:  

  1. контроль;
  2. коррекция;
  3. оценка

             личностные:

  1. нравственно-этическое оценивание
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать чувство взаимопомощи;
  2. воспитывать культуру поведения

Оборудование:

  1. - карточки с заданиями по теме (8 вариантов);
  2. - листы учёта;
  3. - маршрутные листы;
  4. - алгоритм определения падежей имён существительных;
  5. - алгоритм работы в парах;
  6. - двусторонние красно-зелёные кружки – «светофоры».

  1. Ход урока:

Этапы урока,

Содержание урока

Примечание

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

  1. Организационный: подготовка учащихся к работе.




Сегодня на уроке русского языка мы будем работать в парах сменного состава.

Дети рассаживаются таким образом, чтобы в каждой колонке было по восемь человек

В классе 24 человека

1______2

3______4

5______6

7______8

  1. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме...

*Какое было домашнее задание?

*Что это значит «просклонять»?

* На что необходимо ориентироваться при изменении по падежам?

*Просклонять существительные.

*Изменить по падежам.


* Необходимо помнить вопросы падежей.

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).


ЧИСТОПИСАНИЕ:

Обратите внимание на сочетание букв. Подумайте, что вспоминается?

СЛОВАРЬ:

Прошу также обратить внимание на запись словарных слов. Что необычного вы замечаете?

Название падежей





Словарные слова записаны с предлогами. Можно определить падежи.

  1. Работа по теме урока


















































Технология диалогового взаимодействия

*Определим падежи в словарной работе.

*Что для этой работы необходимо помнить?

*Учитель открывает таблицу с алгоритмом определения падежей.

Делаем вывод: какая тема сегодняшнего урока?



Проверьте, что лежит у вас на столах.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы уже проработали одну карточку каждый, получили мою консультацию. Покажите мне карточку. Рассмотрим ещё раз задания на карточке. Какое главное задание нужно выполнить? (определить падеж). Посмотрите на алгоритм определения падежей. Какое действие хочется добавить для правильного выполнения карточки?  

 

                             

Какое слово добавим в алгоритм?

Учитель подставляет в алгоритм на доску слово «изменю».

Итак, ещё раз назовём все шаги выполнения работы





Переходим к работе в парах.

Назовём алгоритм работы в парах:

Учитель открывает таблички с этапами алгоритма работы

*Необходимо помнить алгоритм определения падежей.

*Дети называют этапы алгоритма.



Определение падежей имён существительных



Карточки, листы учёта, «светофоры»














Раскрыть скобки, изменить слово по смыслу.


Изменю.





Изменю

Найду

Поставлю

Определю



*поменяться карточками

*выполнить задание своего товарища

* проверить работу

*поставить отметку на лист учёта

*поменяться парой

Как только пара занимает место, на середину парты выкладывается «светофор» красной стороной. После выполнения работы выкладывается зелёной стороной.


*найду




*поставлю




*определю








































Пересадка :

1______2

3______4

5______6

7______8

  1. Подведение итогов.

Рефлексия.

Вы закончили работу. Сколько карточек успели выполнить?

Поднимите руки, кому не понравилось работать в парах, кто ссорился  со своими партнёрами?

А кому понравилось? Выскажите своё мнение.


Семь карточек.





Дети высказывают своё мнение.

  1. Организационное завершение урока

При проверке работ учитывается объективность выставления отметки в работах своих партнёров.

Дети сдают тетради с вложенными листами учёта.

  1. Оформление доски.

Алгоритм

определения падежей:


*НАЙДУ


*ПОСТАВЛЮ


*ОПРЕДЕЛЮ


Алгоритм

работы в парах:

*поменяться карточками

*выполнить задание своего товарища

* проверить работу

*поставить отметку на лист учёта

*поменяться парой



Словарь: в..рона,

без т…тради, к …беду, в р..кету, перед яг..дой, о к..ртине.

  1. Оформление записей в тетради учащегося.


Дата.



Классная работа.







Словарь:ворона, без тетради, к обеду, в ракету, перед ягодой, о картине.



С.р.        Гулял по (чему?) лесу Д.п., сидел за (чем?) столом Т.п.                          



№5



…………………………………………………………………………………………..






Маршрутные листы для учащихся с номерами карточек от 1 до 8.

8,7,5,4,3,2

2,8,6,4,7,3,5

2,4,6,8,7,5,3

1,8,7,6,5,4,3

1,3,5,7,4,8,6

4,6,8,7,5,3,2

2,1,8,7,6,5,4

4,2,8,6,5,1,7

6,8,7,5,3,2,4

3,2.1,8,7,6,5

3,5,7,1,2,6.8

8,7,5,3,2,4,6

4,3,2,1,8,7,6

6,4,2,8,3,7,1

7,5,3,2,4,6,8

5,4,3,2,18,7

5,7,1,3,8,4,2

5,3,2,4,6,8,7

6,5,4.3,2,1,8

8,6,4,2,1,5,3

3,2,4,6,8,7,5

7,6,5,4,3,2,1

7,1,3,5,6,2.4

1,8,7,6,5,4,3

        Лист учёта по технологии диалоговой взаимопомощи

Фамилия, имя

отвечающего

Номер

 карточки

оценка

Фамилия

выставляющего

оценку

Варианты карточек

1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

У черники зимой нет листьев.

На лесном болоте под снегом зимует клюква.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

На полях, на лугах и в лесу – повсюду земля как будто лишена жизни.

Сегодня по телевизору покажут весёлую комедию.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу

слово

вопрос

падеж

На опушке леса росли ели.

Шёл я с сумкой за плечами…

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

Около рощи находилась дача.

Зашумел в лесу золотой дождь.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

Дети играют во дворе.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

Плотник проснулся,

 взялся за дело, слышится, как зазвенела пила.

В чурбаке топор увяз – не расколешь вязкий вяз.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу.

слово

вопрос

падеж

Лиса погналась за зайцем.

На поляне растут жёлтые одуванчики.

  1. Определи падеж выделенных существительных. Заполни таблицу

слово

вопрос

падеж

Под камнем прячутся от солнца ужи.

На лугу пасутся кони.

Алгоритм работы в паре:

1.Поменяться карточками

2.Выполнить задание

3. Проверить работу

4. Поставить отметку

5. Поменять пару


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"

Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....

Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода

Урок развивающего контроля по русскому языку в технологии деятельностного метода. Урок проводится после контрольной работы, состоящей из диктанта и грамматических заданий....

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное"  урок зак...