Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Фаловская Евгения Олеговна

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) УМК "Школа России" 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_pismo.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (письмо)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

Программа по обучению грамоте построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.

Цель программы:

  1. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  2. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  3. воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.

Рабочая программа рассчитана на 116 учебных часов (+ 1 ч – резерв).

Количество часов в неделю – 5.

Количество часов в I четверти – 45.

Количество часов во II четверти – 35.

Количество часов в III четверти – 36.

Используется учебно-методический комплект:

Горецкий, В. Г., Федосова, Н. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке». – М.: Просвещение, 2007.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2005.

Тематическое планирование


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подготовительный этап – 20 часов (4 недели)

Пропись 1

1

История возникновения письма

1

Комбинированный

Возникновении письменности

Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку

Индивидуальный опрос

Гигиенические требования при письме

2

Знакомство с новым предметом

1

Комбинированный

Подготовка к письму. Правило письма

Уметь обводить по контуру предметы

Индивидуальный опрос

Гигиенические требования при письме

3–4

Гигиенические правила письма

2

Комбинированный

Гигиенические правила письма. Письмо наклонных прямых

Знать гигиенические правила письма

Фронтальный опрос

Нахождение схожих элементов в рисунке

5–6

Рабочая строка

2

Комбинированный

Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк

Знать рабочую
строку

Индивидуальный опрос

Нахождение схожих элементов в рисунке

7

Письмо наклонных прямых

1

Комбинированный

Письмо по образцам

Уметь писать по образцу элементы букв

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв к, н, п, т, ю


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

1

Комбинированный

Звукобуквенный анализ слова «дома». Письмо по образцу элементов букв. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Уметь делить слова на слоги.

Знать гигиенические правила письма

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв А, Т, р

9

Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу

1

Комбинированный

Письмо элементов согласных букв. Деление слов на слоги

Уметь делить слова на слоги

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв г, п, т

10

Письмо удлиненной петли вверху и внизу

1

Комбинированный

Анализ слов «корзина», «мешок». Письмо линий с петлей

Уметь делать анализ слов.

Знать гигиенические правила письма

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв з, д, у

11

Письмо полуовалов «левых» и «правых

1

Комбинированный

Письмо полуовалов. Развитие фонематического слуха

Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв э, х, ж

12

Письмо овалов

1

Комбинированный

Обведение овалов и письмо. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку; делить слова на слоги

Фронтальный опрос

Анализ и выделение общих элементов букв о, а, ю


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пропись 2

13

Строчная буква а

1

Комбинированный

Анализ начертания строчной буквы а

Знать формы всех изученных письменных букв

Чтение наизусть

Сочинение сказки по рисункам

14

Прописная буква А

1

Комбинированный

Знакомство с написанием прописной буквы А. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Фронтальный опрос

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы

15

Строчная буква о. Прописная буква О

1

Комбинированный

Письмо буквы О по образцу

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Чтение наизусть

Игры со словами.

Развитие фонематического слуха

16

Строчная бук-
ва
и

1

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «сливы», «нитки». Письмо буквы и

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Фронтальный опрос

Многозначные
слова

17

Прописная буква И

1

Комбинированный

Написание заглавной буквы И

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Фронтальный опрос

Развитие фонематического слуха


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Письмо буквы ы

1

Комбинированный

Написание буквы ы. Письмо под диктовку: а, и, о

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Чтение наизусть

19

Строчная буква у

1

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «утка», «бусы». Письмо предложения «Ау!»

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Фронтальный опрос

Звуки и буквы: гласные

20

Прописная буква У. Письмо изученных букв

1

Комбинированный

Написание предложений. Анализ предложений

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Фронтальный опрос

Гласные буквы у, и, о, а

Буквенный анализ – 82 часа (16 недель)
Пропись 2

21

Строчная буква н

1

Комбинированный

Написание слогов и слов с буквой н. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Фронтальный опрос

Ребусы

22

Прописная буква Н

1

Комбинированный

Письмо слогов, слов и предложений с буквой Н

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Фронтальный опрос

Игры со словами. Согласные звуки


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

23–24

Строчная и прописная бук-
вы
с, С

2

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой С

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы

Выразительное чтение

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы

25

Строчная буква к

1

Комбинированный

Запись слогов и слов, предложения

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы

Фронтальный опрос

Многозначные
слова

26

Прописная буква К

1

Комбинированный

Написание заглавной буквы К

Уметь писать и узнавать изученные буквы

Фронтальный опрос

Сочинение сказки по рисункам

27–

29

Строчная и прописная буквы т, Т. Письмо изученных букв

3

Комбинированный

Письмо букв т, Т, слов и предложений с ними

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Чтение наизусть

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения рук

30–

32

Строчная и прописная буквы л, Л

3

Комбинированный

Письмо слогов, имен и предложений

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Фронтальный опрос

Сочинение загадки. Многозначные
слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33

Строчная буква р

1

Комбинированный

Письмо слов и предложений

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Выразительное чтение

Анализ и выделение общих элементов букв п, р, г

34

Прописная буква Р

1

Комбинированный

Письмо слов и предложений

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Фронтальный опрос

Многозначные
слова

35–

37

Строчная и прописная буквы в, В

3

Комбинированный

Письмо слов и предложений с буквами в, В. Составление рассказа «Вратарь». Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Фронтальный опрос

Ребусы

38

Строчная буква е

1

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов: «ел», «сел»

Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного и звук [э].

Фронтальный опрос

Омонимы. Игры со словами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

39

Прописная буква Е

1

Комбинированный

Буква Е в начале слова, после согласного

Уметь соотносить печатную и письменную буквы

Пропись 3

40–

42

Строчная и прописная буквы п, П

3

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела». Письмо слов и предложений.

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений.

Звуки и буквы: гласные и согласные

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Фронтальный опрос

Офографы. Ребусы

43–

45

Строчная и прописная буквы м, М

3

Комбинированный

Письмо слов и предложений с буквами м, М. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Чтение наизусть

Ребусы. Многозначные слова

46–

48

Строчная и прописная буквы з, З

3

Комбинированный

Письмо букв, слов и предложений. Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Их различение. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить печатную и письменную буквы

Фронтальный опрос

Ребусы. Омонимы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

49–

52

Строчная и прописная буквы б, Б

4

Комбинированный

Написание строчной буквы б и заглавной Б, слов и предложений. Звуки и буквы: гласные и согласные. Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Их различение

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить пе чатную и письменную буквы

Индивидуальный опрос

Ребусы. Игры со словами

53–

56

Строчная и прописная буквы д, Д

4

Комбинированный

Письмо букв д, Д. Название рек, городов. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Фронтальный опрос

Ребусы. Паронимы

57–

60

Строчная и прописная буквы я, Я

4

Комбинированный

Письмо букв я, Я, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яблоко», «Зоя». Запись предложений с проговариванием

Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука,
а после согласного – мягкость согласного

Индивидуальный опрос

Слова с двойными согласными. Игры со словами. Многозначные слова

61–

63

Строчная и прописная буквы г, Г

3

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «гуси», «гляди». Распознавание звука в словах. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Фронтальный опрос

Игры со словами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

64–

66

Строчная и прописная буквы ч, Ч.

Сочетания ча, чу

3

Комбинированный

Письмо букв ч, Ч, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «часы», «туча», «учу». Запись предложений

Знать правописа-
ние
ча, чу.

Уметь соотносить печатную и письменную буквы

Индивидуальный опрос

Игры со словами

67–

69

Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова

3

Комбинированный

Письмо слов с Ь

Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука

Чтение наизусть

Игры со словами. Ребусы

Пропись 4

70–

72

Строчная и прописная буквы ш, Ш

3

Комбинированный

Письмо букв ш, Ш, слов и предложений с ними. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Фронтальный опрос

Многозначные
слова

73–

76

Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов жи-ши

4

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «лужа», «жук», «ежи». Написание жи-ши, слов и предложений

Знать правописание жи-ши

Индивидуальный опрос

Ребусы

77–

79

Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после согласных

3

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ёжик», «ёлка». Письмо слов и предложений

Знать, что буква Ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и перед гласной, после Ь

Фронтальный опрос

Звукобуквенный анализ слов с буквой ё

80–

81

Буква й. Слова с буквой й

2

Комбинированный

Письмо буквы й, слов и предложений

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву

Фронтальный опрос

Сочинение сказки по рисункам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

82–

85

Строчная и прописная буквы х, Х

4

Комбинированный

Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Чтение наизусть

Анализ и нахождение общих элементов букв х, с, Х, С

86–

88

Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных

3

Комбинированный

Письмо букв ю, Ю, слов и предложений. Анализ и запись слов «юла», «юг». Запись предложений после анализа. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Знать, что в начале слова буква Ю обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного

Фронтальный опрос

Игры со словами

89–

91

Строчная и прописная буквы ц, Ц

3

Комбинированный

Письмо букв Ц, ц. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Письмо слов и предложений

Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв И, Ы после Ц, слова-исключения

Индивидуальный опрос

Ребусы.

Слова-исключения

92–

93

Строчная и прописная буквы э, Э

2

Комбинированный

Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов: «Эдик», «Эмма». Письмо предложений

Знать, что Э не пишется после Ч, Ш,
Ц, Ж

Чтение наизусть

Сочинение сказки по рисункам

94–

96

Строчная и прописная буквы щ, Щ. слог ща

3

Комбинированный

Письмо букв щ, Щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Фронтальный опрос

Игры со словами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

97–

98

Строчная и прописная буквы ф, Ф

2

Комбинированный

Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. Запись предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных

Индивидуальный опрос

Ребусы

99

Буквы Ь, Ъ

1

Комбинированный

Правописание разделительный Ь и Ъ

Знать, в каких
случаях пишется
разделительный
Ъ,
а в каких разделительный
Ь

Фронтальный опрос

Ребусы

100

Алфавит

1

Комбинированный

Алфавит. Гласные и согласные звуки

Знать алфавит. Уметь соотносить печатную и письменную буквы

Фронтальный опрос

Сочинение сказки. Создание рукописной азбуки

101

Повторение по теме «Парные согласные звуки».

Списывание текста (15 мин)

1

Комбинированный

Гласные и согласные звуки. Парные согласные звуки. Списывание текста

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв, соот-

носить печатную и письменную буквы

Самостоятельная работа

Игры со словами

102

Словарный диктант (15 мин)

1

Запись под диктовку слов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Диктант (15 мин)

Развитие орфографической зоркости


Продолжение  табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Послебуквенный этап – 15 часов (3 недели)

103

Оформление предложений в тексте

1

Комбинированный

Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь составлять предложения из слов

Фронтальный опрос

Ребусы

104

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1

Комбинированный

Анализ предложения. Орфографическая работа. Слова, обозначающие предметы. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь находить имена существительные в тексте

Фронтальный опрос

Слова-антонимы

105

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1

Комбинированный

Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие действие предмета

Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предмета

Индивидуальный опрос

Слова-синонимы

106

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (15 мин)

1

Комбинированный

Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие признаки предметов

Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов

Индивидуальный опрос

Слова-антонимы

107

Слуховой диктант (15 мин)

1

Комбинированный

Запись под диктовку текста. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Диктант

(15 мин)

Слова-синонимы. Использование их в речи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

108-109

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Комбинированный

Подбор проверяемых слов для безударных гласных букв в корне слова

Уметь подбирать проверочные слова

Индивидуальный опрос

Сочинение сказки

110-111

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

2

Комбинированный

Подбор слов для проверки написания парных согласных на конце слова

Уметь проверять написание парных согласных на конце слова

Самостоятельная работа

Паронимы

112

Правописание

жи-ши

1

Комбинированный

Запись текста по вопросам. Сочетание жи-ши

Знать правописание сочетаний жи-ши

Фронтальный опрос

Ребусы

113

Правописание

ча-ща

1

Комбинированный

Запись и анализ предложений. Сочетание ча-ща

Знать правописание сочетаний ча-ща

Фронтальный опрос

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча-ща

114

Правописание

чу-щу

1

Комбинированный

Запись и анализ предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «щука», «чудеса»

Знать правописание

сочетаний чу-щу

Фронтальный опрос

Игры со словами. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями чу-щу

115

Правописание

чк-чн, щн

1

Комбинированный

Запись и анализ предложений. Сочетания чк-чн, щн

Знать правописание

сочетаний чк-чн, щн 

Самостоятельная работа

Ребусы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

116

Заглавная буква в именах собственных

1

Комбинированный

Письмо предложений с именами собственными

Знать правописание имен собственных

Фронтальный опрос

Сочинение сказки

117

Контрольное списывание (15 мин).

Заглавная буква в именах собственных

1

Списывание текста с доски. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь списывать слова без искажений, замены и пропусков букв, соотносить печатную и письменную буквы

Списывание текста

Ребусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо). ФГОСы второго поколения

Рабочая программа составлена с  краткой пояснительной запиской в соответствии с требованиями к тематическому планированию Федерального компонента государственного стандарта начального образования...

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа". Автор Агаркова Н. Г....

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса. УМК "Школа России"

) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В....

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по Обучению грамоте - письмо 1 класс

Пояснительная записка            Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основны...

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")...