Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Васильева Наталья Владимировна

Пояснительная записка.

Направление: начальная школа

Урок русского языка: 3 класс

УМК «Школа России»

Программа: «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

Количество часов: в неделю 5 часов, год 170 часов.

Темя урока: «Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи»

Оборудование урока: презентация к уроку; записи музыкального произведения, памятки, книги о зиме, рисунки, орфографические словари.

Характеристика класса: в классе 20 учеников, 10 девочек и 10 мальчиков. Большая часть ребят имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, активно работают на уроке, имеют средний уровень готовности к школе. Для слабых детей в урок включены задания по выбору разного уровня, как того требует современный урок.


Открытый урок русского языка в 3 класса  по теме:

«Формирование ключевых компетентностей  учащихся в начальной школе»

Предмет: русский язык     

Тема урока: Употребление  имён прилагательных в устной и письменной речи.

 Тип урока:  урок закрепления.

 Цели урока:

        Обучающие:      

1. Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы.

2. Формировать умение работать с орфографическим словарём в процессе выполнения творческой работы.

        Развивающие:    

1 . Развивать устную речь учащихся через построение  собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения.

2.  Развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности.

         Воспитывающие:    

1. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели  и критерии знаний.

2. Воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.


Задачи урока:

1. Развивать творческие способности учащихся через овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста, составление собственных высказываний.

2. Развивать навык самооценивания через умение выбрать задание того уровня сложности, которое соответствует возможностям учащегося, умение контролировать выполнение каждого задания.

3. Формировать следующие общеучебные умения и навыки: организовать своё рабочее место, умение поставить  тему урока и учебные задачи, умение работать со словарём и текстом, умение работать самостоятельно,  умение оценивать свои возможности и  выбирать задание по степени сложности, умение выполнять работу по алгоритму, определять последовательность действий по решению поставленной учебной задачи, пользуясь памятками и инструкциями.

Методы и приёмы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, постановка проблемной ситуации, ИКТ, применение опорных слов, оценивание уровня сложности, приём словесного рисования, рассуждение.

Дидактические средства:  

                 1. Презентация «Творческая деятельность учащихся на уроке».

                 2. Запись музыкального произведения А. Вивальди «Зима».

                 3.Памятки.

                 4. Выставка книг.

                 5. Выставка детских рисунков.

                 6. Орфографические словари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_3_klassa.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение СОШ п. Демянск

Урок русского языка в 3 классе по теме «Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе»

Тема урока: «Употребление  имён прилагательных в устной и письменной речи».

                                                                                                                                  Составила: Васильева Наталья Владимировна

учитель начальный классов

Демянской средней школы.

2012 год


Пояснительная записка.

Направление: начальная школа

Урок русского языка: 3 класс

УМК «Школа России»

Программа: «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

Количество часов: в неделю 5 часов, год 170 часов.

Темя урока: «Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи»

Оборудование урока: презентация к уроку; записи музыкального произведения, памятки, книги о зиме, рисунки, орфографические словари.

Характеристика класса: в классе 20 учеников, 10 девочек и 10 мальчиков. Большая часть ребят имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, активно работают на уроке, имеют средний уровень готовности к школе. Для слабых детей в урок включены задания по выбору разного уровня, как того требует современный урок.


Открытый урок русского языка в 3 класса  по теме:

«Формирование ключевых компетентностей  учащихся в начальной школе»

Предмет: русский язык     

Тема урока: Употребление  имён прилагательных в устной и письменной речи.

 Тип урока:  урок закрепления.

 Цели урока:

        Обучающие:      

1. Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы.

2. Формировать умение работать с орфографическим словарём в процессе выполнения творческой работы.

        Развивающие:    

1 . Развивать устную речь учащихся через построение  собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения.

2.  Развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности.

         Воспитывающие:    

1. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели  и критерии знаний.

2. Воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.


Задачи урока:

1. Развивать творческие способности учащихся через овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста, составление собственных высказываний.

2. Развивать навык самооценивания через умение выбрать задание того уровня сложности, которое соответствует возможностям учащегося, умение контролировать выполнение каждого задания.

3. Формировать следующие общеучебные умения и навыки: организовать своё рабочее место, умение поставить  тему урока и учебные задачи, умение работать со словарём и текстом, умение работать самостоятельно,  умение оценивать свои возможности и  выбирать задание по степени сложности, умение выполнять работу по алгоритму, определять последовательность действий по решению поставленной учебной задачи, пользуясь памятками и инструкциями.

Методы и приёмы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, постановка проблемной ситуации, ИКТ, применение опорных слов, оценивание уровня сложности, приём словесного рисования, рассуждение.

Дидактические средства:  

                 1. Презентация «Творческая деятельность учащихся на уроке».

                 2. Запись музыкального произведения А. Вивальди «Зима».

                 3.Памятки.

                 4. Выставка книг.

                 5. Выставка детских рисунков.

                 6. Орфографические словари.


План урока:

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Минутка чистописания.

3 этап. Словарная работа.

 4 этап. Сообщение темы урока, целей и задач.

5 этап. Постановка контрольного вопроса.

6 этап. Самостоятельная работа.

7 этап. Разбор слова по составу.

8 этап. Творческая работа учащихся.

9. Выбор учащимися задания.

10.  Самостоятельное выполнение творческого задания.

11. Зачитывание нескольких работ.

12. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.

14. Домашнее задание.  

Ход урока:

  1. Организационный момент. (знакомство с картинным планом)

      2.    Минутка чистописания.

      3.   Словарная работа.

А)  Прочитайте слова:    сирень, апельсин, берёза, лимон, смородина

Б)  Задача перед учащимися:   правильно списать слова и вставить пропущенные буквы.

    - Что нужно знать, чтобы правильно списать слова? ( Памятка «Как правильно списывать»)

В)  Проверка.

Г)  Самооценка.

Д)  Работа над словарными словами.

        - Посмотрите внимательно на слова. К какой части речи они относятся?

        - Образуйте с помощью суффиксов от этих слов имена прилагательные.

        - Запишите новые слова: сиреневый, апельсиновый, берёзовый, лимонный, смородиновый.

        - Выделите орфограммы. С помощью, каких суффиксов образовались прилагательные? Выделите эти суффиксы.

        - Сформулируйте тему нашего урока.

4.  Сообщение темы урока, целей и задач.

5. Постановка контрольного вопроса.

        - Для чего необходимо использовать в своей речи имена прилагательные?

6. Самостоятельная работа.

   Расшифровать слова, переставив буквы. Записать.

             ЗМИЯНЯ            МОЗНЫРОЙ                   ПУЫЕСТШИ              

        - Подобрать к словам имена прилагательные. Определить род имён прилагательных.

7. Разбор прилагательного ПУШИСТЫЕ  по составу (по алгоритму)

8. Творческая работа на уроке (разноуровневая, на выбор учащихся)

        - Посмотрите на картинный план. Какой следующий этап работы? (творческая работа)

         - Что же такое творческая работа? (Это работа, в которой мы составляем предложения, тексты, учимся говорить, писать сочинения и изложения) Постановка учебной задачи: (задача написана на доске)

     1. Будем учиться рисовать словесные картины.

     2. Составлять предложения, текст.

     3. Описывать явления природы.

     4. Правильно использовать в письменной речи имена прилагательные.

     5. Работать с орфографическим словарём.

        -  А тему нашего творческого задания вы узнаете, отгадав загадку:

                                                      Закружила, завьюжила,

                                                      Белым всё запорошила.

                                                      Холодная красавица,

                                                      Детям очень нравится.

           - Правильно. Зима.

           - Нравится ли вам зима? Чем?

           - Где мы могли насладиться зимней красотой?  (высказывания детей)

        Зима- любимое время года не только детей. О ней слагали стихи, сочиняли музыку, рисовали картины.

        А)  На уроке музыки мы уже слушали музыку итальянского композитора 19 века Антонио Вивальди о зиме. Назовите эти произведения. («Вьюга», «У камина»)

        А сейчас послушайте его концерт для скрипки с оркестром из цикла «Времена года», который так и называется «Зима».

        Микроцель перед прослушиванием:

         Какие картины природы вы представляете, прослушивая это музыкальное произведение? Свой рассказ начните со слов: «Я представил …»

        Б)  Высказывания детей, словесные иллюстрации.

        Итог: С помощью чего композиторы передавали красоту зимы? (через музыку)

         В)  - А ещё где можно полюбоваться зимними пейзажами?( через картины)

        - О зиме сочиняли не только композиторы. Очень много художников посвящали зиме свои картины. (показ презентации)

            - Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изобразил художник?

            - Как вы убедились, что это зима?

            - Эта картина так и называется «Зима». Художник И.Шишкин.

            - Какие краски он использовал, чтобы передать зиму?(белые, серые, фиолетовые краски, холодные тона)

           - Какие ощущения возникли у вас при рассматривании картин? (одновременно холодно и мрачно, завораживающе и красиво, необычно)

        На уроке рисования некоторым ребятам удалось передать красоту зимней природы (выставка детских рисунков).

 Итог: С помощью чего смогли передать красоту зимы художники? (через картины)

        Г)-  А кто ещё и каким образом может показать нам зимнюю природу? Вспомните урок литературного чтения. ( Поэты и писатели )

        -  Вспомните стихи поэтов о зиме? (дети читают несколько отрывков из изученных стихотворений о зиме)

        - Показ презентации. Прочитайте несколько строк из стихотворения А. Блока.            Снег да снег. Всю избу занесло.

 Снег белеет кругом по колено.

 Так морозно, светло и бело!                                 

                                   (А. Блок)

        - С помощью, каких  слов автору удалось передать состояние зимы? (дети называют слова из строчек, а я подчёркиваю)

  Итог: - С помощью чего передают красоту зимней природы поэты и писатели? ( слово)

            - А ещё где мы видели с вами зимние картины природы? (на экскурсии)

          - Что мы наблюдали на экскурсии? (какое небо зимой, где лежит снег, какого он цвета, как выглядят деревья зимой)

        Итог наблюдений: Обобщим всё сказанное. С помощью чего можно передать красоту зимней природы? (появляются слова: звуки, краски, слово, личные наблюдения)

        Микроцель:  Сейчас мы попробуем самостоятельно описать зимнее утро, использовав в тексте имена прилагательные.

        Вам предлагается 2 варианта заданий на выбор

1 вариант.

        -  Посмотрите на 1 вариант задания. Что здесь написано? (вопросы и слова для справок).

         - Сформулируйте задачу. ( Составить с помощью вопросов и слов  текст на тему «Зимнее утро» и записать его).

         -А теперь мы познакомимся с алгоритмом выполнения 1 задания, т.е. в какой последовательности  и как выполнять задание.

        Алгоритм. ( лежит на парте у каждого ученика)

  1. Прочитай вопрос.
  2. Прочитай слова для справок.
  3. Составь устно предложение, используя, где нужно, слова для справок.
  4. Запиши это предложение. Помни памятку «Как правильно списывать текст»
  5. При необходимости пользуйся орфографическим словарём.
  6. Проверь.

        - Когда вы будете пользоваться орфографическим словарём? (если не знаем, как пишется слово)

Зимнее утро.

                       Слова для справок

  1. Какое время года наступило?
  2. Какое было утро?                                    чудесное, морозное
  3. Какой  снег укрывал землю?                   пушистый,  свежий
  4. Как он ложился  на  крыши домов?      белой скатертью
  5. Какое состояние было кругом?             торжественная  тишина
  6. Кто нарушал иногда это безмолвие?   белобокая
  7. Ваше отношение к зимнему утру.

        - Как вы понимаете слово «торжественная»? (высказывания детей)

        - Куда нужно обратиться, чтобы узнать значение слова? (толковый словарь)

        Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: « Торжественный- важный, величавый, серьёзный»)

2 вариант.

        - Посмотрите на 2 вариант задания. Что здесь написано? (словосочетания). Что их объединяет? (зимняя тема и наличие имён прилагательных)

        - Сформулируйте задачу. ( Составить небольшой рассказ на тему «Зимний денёк», используя данные словосочетания)

        - А теперь мы познакомимся с алгоритмом выполнения 2 задания.

              Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)

  1. Прочитай словосочетания.
  2. Составь устно первое предложение, используя первое словосочетание. Запиши его.
  3. Составь устно второе предложение, используя второе словосочетание. Запиши его.
  4. Далее действуй также.
  5. При необходимости используй в тексте имена детей.
  6. Пользуйся орфографическим словарём.
  7. Проверь.

Зимний денёк.

        Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играли  в снежки, весёлый снеговик

9. Выбор учащимися задания.

   - Покажите сигнальными карточками, какое задание вы выбрали. Если вы выбрали 1 задание, покажите зелёный цвет. Если – 2 задание, то красный цвет.

10.  Самостоятельное выполнение творческого задания.

11. Зачитывание нескольких работ.

12. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.

13 . Рефлексия.

14. Домашнее задание. Выполнить творческое задание, которое учащиеся не выбрали на уроке.


Методическая литература:

  1. Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников: сборник методических материалов / под ред. Н.В. Калининой, А.Я.Горбылёвой.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  2. Калинина Н.В. Диагностика общих учебных навыков и способов учебной деятельности в начальной школе.- Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
  3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития.- М.: Просвещение, 2000.
  4. Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа.- 2000.-№2.
  5.  Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова. Развитие учебной самостоятельности младших школьников Ульяновск: УИПКПРО, 2006.


Приложение.

Стихотворения о зиме для детей

  1. Афанасий Фет.                                                  

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

  1. Сергей Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

  1. Фёдор Тютчев.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

  1. Александр Сергеевич Пушкин.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

Роль дистанционных проектов в формировании ключевых компетентностей учащихся

Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учителем названы основные задачи и особенности дистанционных проектов, представлен собственнй опыт работ...

«Развитие критического мышления через чтение и письмо в формировании ключевых компетентностей учащихся»

Использование элементов в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, как средства для развития мыслительной деятельности учащих...

Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры

Формирование компетентности учащихся является одной из актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Компетентностный подход в образов...

Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»

Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.Роджер Л...