Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

Мищенко Людмила Васильевна

Урок русского языка для 4 класса по системе Занкова с использованием интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель: уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной.

Задачи:

 -конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;

 -научить находить глаголы неопределенной формы в речи;

 -обогащать и развивать речь учащихся;

 -формировать интерес к учению.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, учебник.

Краткая характеристика методов и форм работы: в основу урока положен проблемно- поисковый метод решения учебной задачи. В течение урока использованы методы: наблюдение, словесные методы (беседа, диалог, обсуждение). На уроке были использованы коллективные, групповые (работа в парах), индивидуальные формы работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средства

Комментарии

1. Организация класса.

2. Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя О. Холмза.

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему я предлагаю начать урок  с этого выражения?

- Чему оно нас учит?

Читают слова.





Ответы детей.

(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)

      Слайд 1.

  Удел знания – говорить;

  Удел мудрости – слушать.

Работа с эпиграфом помогает настроить учащихся на работу, быть внимательными, слушать друг друга.

2. Актуализация опорных знаний.

- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка?

- Назовите морфологические признаки глагола.

Я предлагаю вам небольшой тест. Надо определить морфологические признаки глаголов.




Ответы детей.

-Глаголы.


-Время, лицо, число, род.


      Дети работают с тестами.

Учащиеся, успешно справившиеся с работой, помогают остальным.

Карточки

 1 вариант          2 вариант

читает                стоят

нарисовал          прилетит

слушаю              осветило  

напишешь          буду ходить                      

играла                смотрю

будем петь         посадите

гуляете               бежишь

замолчим            посеем

буду просить      будут расти

спешили              сказал      

                                                                         

Дети вспоминают признаки глагола, повторяют ранее изученный материал. Этот этап готовит к восприятию новой темы.

3. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.

- С какой целью выполняли тест?



Эти знания нам сейчас пригодятся. Посмотрите на доску, прочтите слова. Как называются все эти слова?



-Какое задание я вам предлагаю?





Что заметили? Какая возникла проблема?

- Почему?

- Почему у этих глаголов нельзя определить время?



-Какова тема нашего урока?


- Какова цель нашего урока?





Итак, сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши знания о глаголах неопределенной формы и узнать что-то новое.







-повторили морфологические признаки глаголов;

Вспомнили, что знаем о глаголах.


Эти слова называются: глаголы.






Записать глаголы в три группы.

Дети выполняют задание самостоятельно

Проверка. На доске три ученика распределяют глаголы на три столбика.

Остались глаголы: прочитать, ходить.

Нельзя определить время.

Они отвечают на вопросы по которым нельзя определить морфологические признаки.


Неопределенная форма глагола.


- Узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы;

- Находить глаголы неопределенной формы;

- Учиться употреблять глаголы в речи.





Слайд 2:

  смотрим  гулял  нарисуем  ходить  читал   пишет   напишет    прочитать

 н.в.    п.в.      б.в.


























Слайд 3.

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Задачи:

- узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы;

- находить глаголы неопределенной формы;

- учиться употреблять глаголы в речи

Учитель создает проблемную ситуацию. При работе с языковым материалом

учащиеся сталкиваются с проблемой: у глаголов «ходить» и «прочитать» не могут определить морфологические признаки. Делают вывод, что знаний, которыми они владеют недостаточно.

Дети определяют  тему, цели и задачи урока.

Учитель обобщает ответы детей, помогает осознать, сформулировать и зафиксировать возникшую проблему.

Выделив проблему, дети  определяют тему урока и его содержание.











4. Составление схемы. Решение учебной задачи.Получение новых знаний.

-Что мы уже можем сказать о глаголах неопределенной формы?


-Имеет ли неопределенная форма глагола            

 другие морфологические признаки?

- На какие вопросы отвечают глаголы

 неопределенной формы?


-Кто может дать определение  неопределенной форме глагола по полученной схеме?

-Давайте обратимся к учебнику. Возможно, мы там найдем дополнительные знания о неопределенной форме глагола.

-Какие новые знания обнаружили?                      


 

- Кто даст новое определение неопределенной форме глагола с учетом вновь полученных знаний?

- Не изменяются по временам.                        

 



Дети отвечают на вопросы:


Не имеют.



Что делать?

Что сделать?







Дети дают определение.



Дети самостоятельно изучают страницу 71, находят новую информацию и делятся ею с соседом.

     

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти или оканчиваются на чь


Дается новое определение

                                                                       

  на доске схема: (слайд 2)

                                                                                Н.ф.г.

                                                                             В. Ч. Л. Р. (данные закрыты прямоугольниками, после дополнения детьми, открываются)














 Дополняется схема: (слайд 2) (данные закрыты прямоугольниками, после дополнения детьми, открываются)

                                                                                    Инфинитив

                                                                                      ть    ти     чь



Обобщаются знания детей, их наблюдения за языковым материалом. Дети сами дают определение, какие глаголы являются глаголами неопределенной формы.



Дети учатся работать с информацией учебника.

Учащиеся, работая в паре, самостоятельно работают с текстом определения, которое дано в учебнике, находят и выделяют новые знания.

На слайде открываются новые данные к схеме.

5. Применение открытого способа для решения учебно-практичес-

кой задачи


Попробуем применить полученные знания.

Работать будем в группах.

1группа придумывает и записывает по 2 глагола неопределенной формы на ть, ти, чь;

2 группа находит данные глаголы на страницах учебника, стр 69 – 72.

1ученик работает у доски со слайдом, распределяет глаголы в три группы.





- Зачем мы выполняли эту работу?

Дети работают самостоятельно по группам.











Проверка. Те дети, которые справились быстро, помогают соседу.

Все проверяют работу, выполненную у доски.


Чтобы  уметь находить неопределенную форму глагола.









Слайд 4:

  нести     стеречь     играть     полоть     мести      найти

  стричь  печь     бегать


Учащиеся учатся использовать полученные знания на практике.

Самостоятельная работа  имеет три уровня сложности, чтобы каждый ребенок мог справиться с полученной задачей.


Самопроверка.

Дети подводят итог своей работе.

6. Физминутка.

Детям предлагаются упражнения на дыхание ( глубокий дох через нос и быстрый выдох), упражнения для снятия напряжения с глаз (движения зрачками вправо, влево,  вверх, вниз,  круговые движения)




Упражнения направлены на снятие мышечной усталости.

7. Развитие творческих способностей

- Какие задачи, поставленные на урок, мы уже решили?



-Над чем нам осталось поработать?



Предлагаю вам следующее задание.

- Что написано на доске?

- Что это такое?

- Предлагаю заменить их глаголами неопределенной формы.







-Чему научился каждый, выполняя это задание?

Давайте вернемся к словам, с которых начинался наш урок. (Слайд1)

- Прочтите текст орфографически. Назовите орфограммы. Запишите по памяти.(Слайд закрывается шторой)

Дали определение неопределенной форме глагола, научились их находит в речи.


Учиться употреблять глаголы неопределенной формы.




Фразеологизмы

Устойчивые выражения в речи.


(самостоятельная работа учащихся в парах)

Проверка. Каждая пара читает по одному варианту, остальные дополняют.

Дети сравнивают свой вариант с доской.

Ответы детей.


Употреблять глаголы неопределенной формы в речи.





Самостоятельная работа детей.

Взаимопроверка.(Слайд открывается)









Слайд 5 

  Дать слово-

Пускать пыль в глаза-                  Зарубить на носу-  

 Держать язык за зубами –

Вешать нос –                 Мозолить глаза –                 Наговорить с три короба -











Слайд 1

Удел знания – говорить;

Удел мудрости – слушать.


На этом этапе дети учатся употреблять глаголы в речи, расширяют словарный запас, обогащают свою речь.

Учащиеся работают в парах.








Самопроверка.

Учащиеся дают оценку своей учебой деятельности.

Сопоставляют  выполненную работу с запланирован- ной, делают выводы.

Проверяют полученные знания на практике. Оценивают работу друг друга, обсуждают результаты в паре.



8. Итог урока.

Посмотрите, все ли поставленные задачи мы решили.

_Все ли мы узнали о неопределенной форме глагола? Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.

Мнения детей

Слайд 3

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Задачи:

- узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы;

- находить глаголы неопределенной формы;

- учиться употреблять глаголы в речи.


Учащиеся подводят итог своей работе, определяют, чему они научились, какие новые знания  и умения получили

9.Домашнее задание:

Дети знакомятся с заданием по учебнику, задают вопросы.

Слайд 6:

Стр. 70 правило,

1группа –стр.69 №106(1)

2группа – стр.70 №107 (1)

10. Рефлексия:

Предлагаю детям закончить высказывание

Дети заканчивают высказывание.

Слайд7

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было трудно…

-было интересно…


Этот этап помогает учащимся проанализиро-

вать свою работу, выделить тот материал, над которым ещё надо поработать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...