Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлагается на учителей начальной школы, т.к.их уроки способствуют развитию воображения, смекалки ребёнка. Они раскрепощают мысль и заставляют ребёнка посмотреть на мир другим взглядом. В статье "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения" я делаю попытку, используя разнообразные приёмы развития творческих способностей развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить рассуждать. Я стремлюсь пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты посредством урока и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Вопрос о развитии умственных способностей ребёнка, о его одарённости – сегодня один из самых актуальных вопросов в современной школе. Основной задачей для школы  является формирование личности активной, стремящейся к решению любых задач подходить творчески.

 А задача учителя –  пробуждать интерес к  постоянному поиску нового, не принуждать к учению, и для этого он должен правильно организовать  учебный  процесс,  должен  помнить, что человеку с творческим складом ума в дальнейшем легче будет ориентироваться в современной жизни, находить правильные пути решать возникшие проблемы, вносить в свою деятельность что –то новое, интересное.

Не секрет, что проблема современной школы в том, что у детей пропал интерес к учению вообще, и к изучению  русского языка, литературному чтению в частности. Отсюда низкая грамотность, нежелание читать художественную литературу, подмена книги компьютером. Огромное количество детей не посещают театры, не работают со словарями, дополнительной литературой. Результат – неразвитая речь, память, воображение, неумение анализировать, делать выводы, дополнять.  Поэтому на школу возложена большая ответственность по становлению творческой личности.

Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области имеют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык и литературное чтение.

Вот почему я уже несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети научились  выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремились высказывать своё мнение, отстаивать его, умели анализировать ответы учащихся, находить ошибки и уметь объяснить их.

Главная задача моей работы с детьми – научить их мыслить, удивляться, познавать, открывать новое и осознавать свой опыт.

Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, для того, чтобы он мог проявить свои способности и таланты, нужно умелое руководство как со стороны учителя, так и родителя. Особая роль, конечно, возлагается на учителя.

Каждый урок его должен быть для ребёнка открытием, и этому, конечно, способствует занимательная форма их проведения, творчество оживляет учебный процесс, активирует и формирует личность.

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся на протяжении всех лет обучения. При этом очень важно учитывать индивидуальные способности учащихся. Так, например, при изучении темы «Правописание приставок» я  предлагаю учащимся следующие задания:

- Спиши текст, найди слова с приставкой, выдели их.                                     -   Из предложенных слов составь предложения, выдели приставки: заметает, белый пурга, путь, хочет, мягких, в, потонуть, снегах, отдохнуть. (Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах отдохнуть).                                                                                                       - Составь связный текст на тему «Зима», используй слова с приставками.

Учащиеся выбирают задания в соответствии со своими возможностями и желаниями. Эта работа никого не оставляет равнодушным , так как она даёт возможность выбора.

 Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?»,  особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов.  Например: Се –рё - жа, Ма –ри – на, Та – ма – ра и др.

      Большим интересом  у ребят  пользуется игра «Подбери пару».   Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.                                                                  

     У  каждого ученика  на парте карточка, на которой  в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.

Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик  , кто первым составит пары слов.

Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок- праздник, урок –игра, урок - исследование.

Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды  , сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки :«Мои сказки»  , «Загадки», «Кроссворды»

Вот некоторые  кроссворды, сказки, четверостишия ,  которые вошли в книжки-малышки .

Кроссворд  «Заполни пропущенные клеточки»  

  1. Напиток белого цвета, полезный взрослым и детям.
  2. Стебли пшеницы и ржи.
  3. Столярный инструмент.
  4. Предмет, которым вытирают руки.

о

л

о

о

л

о

о

л

о

о

л

о

 Сочинение «Сказка о пропавшей букве».                                                             Пропала буква  «р»  в слове крот.  Вчера эта буква была, а сегодня её нет. Крот, который стал котом, плачет: «Как же я теперь буду жить? Кто украл букву?»  А букву потерял Петя, он отвлекался на уроке с соседом , разговаривал и не заметил, как обидел крота. (Чечухина  К. 3 класс)

Сочинение по пословице «Делу время, а потехе час».                                               Коля пришёл из школы и пошёл играть в футбол. Он забил один гол, другой и забыл, что надо делать уроки. Когда он пришёл домой, было поздно. Петя лёг спать. Он подумал: «Может быть, не вызовут к доске?»  Но вызвали. Петя допустил много ошибок, в словах « сорока, вокзал, помидор» он написал «а», и учитель поставила ему «два». Она сказала: «Ты хорошо играешь в футбол, но «Делу время, а потехе –час», «Сделал дело –гуляй смело». (Поляков Р.  3 класс)

Четверостишия:

Мама, мамочка моя,

Очень я люблю тебя.

Подарю на день рожденья,

Сваренное мной варенье.

Очень вкусное!

У меня сестрёнка есть,

Ей всего лишь восемь лет.

Мы вместе с ней играем,

Вдвоём мы не скучаем.

Дети очень любят сочинять сказки, с удовольствием работают  над редактированием текста, отгадывают загадки .

Так, проводя  работу  по  обогащению словарного   запаса,  использую следующие виды работ: «Отгадай загадку и запиши словарное слово» .  Например:

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься,  скажу.   (Дневник)

Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого, что  рисовал,

Я  поменьше ростом стал.     (Карандаш)  

«Угадай последнее слово и запиши».

Ты  надел совсем не то :

Нужна не шуба, а … .

Не поедет без бензина

Наша быстрая … .  

Солнышку послушна звонкая капель,

Ожила природа, на дворе…  

     

Работая над  закреплением правописания слов с сочетаниями ча-ща   , использую игру « Отрицай»

Класс делится на три группы, каждой предлагается     столбик слов, записанных на доске .Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет,  например: плащ- нет плаща  

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них,  которая  первой  выполнила  задание,  не сделав при этом ошибок.

 Примерный материал. Слова :плащ, грач , врач, луч,  товарищ,  трубач.

Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

развитие творческих способностей обучающихся на уронах русского языка и литературного чтения

Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности: это и уроки ИЗО, и уроки трудового обучения, и уроки математики, но, я считаю, что огромные возможности в этой области ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка

Выступление на педагогическом совете. Виды работ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...