Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 

Тема:    Части речи

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи

 

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Оборудование:

1. коробка со словами

2. таблички с вопросами (кто, что, что делать, что сделать, какой, чей, сколько, который по счёту, откуда, как, куда, зачем)

3раздаточные листы для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема:    Части речи

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи

 

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Оборудование:  

1. коробка со словами

2. таблички с вопросами (кто, что, что делать, что сделать, какой, чей, сколько, который по счёту, откуда, как, куда, зачем)

3раздаточные листы для детей.

                                                    ХОД УРОКА:

 

1 Организационный момент

 

2. Работа над темой

 Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы.

     Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать,                             беговой, одиннадцать, пятый, по-медвежьи, издалека, снежный, он, она, из, в, через, и, с.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Я вам предлагаю эти слова разделить.

- Может разделить их на родственные слова?

-Давайте попробуем разделить.

Медведь - по-медвежьи, даль – удалиться - издалека, веселье - повеселиться, выбегать - беговой, снег - снежный, пятый-……

-Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по другому.

-Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?)   Медведь, снег, даль, веселье.

-Что они обозначают?  (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное).

2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром  не нужны.

 -Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удаляться, повеселиться, выбегать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

 Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

4. Физ. минутка.     Давайте немного отдохнём.

           

    Заяц (прыгает)                     Медведь (топает)                  Птицы (летают)

    Рыбы (плавают)                   Скороход (бежит)                   Лягушка (скачет)

    Лентяй (подтягивается)        Спортсмен (делают разные движения)

Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.

5.Работа над темой урока

3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Беговой, снежный, медвежий).

Как зовут жителей этого домика, знаете?  (Имя прилагательное).

Что они обозначают?  (признак).

4) Ну, наши слова помогли Маше – растеряше и пошли дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем …..  (МЕСТОИМЕНИЕМ).

Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают.

                                             

      Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно.

(Указывают на предмет).    

         

5) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».

Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Одиннадцать, пятый).

-А как звали жителей этого домика.  (Имя числительное).

-Что они обозначают? (Счёт).

-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).

6) Совсем немного слов осталось. И стало им совсем грустно. Пошли они к соседним воротам, стучатся. А на улице ветер уже, дождик начался. Открывает ворота стража и спрашивает: «ОТКУДА вы? КАК вы здесь оказались? КУДА идёте? ЗАЧЕМ к нам стучитесь?»

-Как вы думаете, какие слова могли ответить на эти вопросы? (По-медвежьи, издалека).

-Кто-нибудь знает, как называются жители этого домика? (Наречие).

-Что обозначает наречие? (Признак действия).

Задание 1:

Посмотрите, наречия перепутали свои глаголы

Работать крепко.                                          Работать допоздна.

Идти шёпотом.                                             Идти пешком.

Спать пешком.                                             Спать крепко

Сказать допоздна.                                       Сказать шёпотом.  

Поставьте слова так, как нужно.

7) Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:

Задание 2.

Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».

-Вам легко было понять предложения в тексте.

 

-Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.

-Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

-Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.

-Ребята, проверим.

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

Ребята выполняют упражнение 2. Проверка. Читает один ученик.

Ну вот, получился очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.

-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие  из этих слов можно отнести к предлогам?  (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился?  (И).

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась?  (Потому что пишется всегда отдельно).

 

- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

-Служебными словами.

-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?

-Самостоятельными словами.

                                                                                                                                                         -Ну вот, наш многоэтажный дом заполнен, мы славно поработали.

-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.

6. Итог урока.

Кроссворд.

1.Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.

2.Часть речи, обозначающая действе предмета.

3.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

4.Часть речи, обозначающая предмет

5.Часть речи, обозначающая признак действия.

6.Служебная часть речи, служит для связи слов.

7.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.

8.Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.

9.Часть речи, обозначающая признак предмета.

 

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

7. Итог урока

Назовите цель урока?

Мы справились с целью урока?

8. Д.з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи»...

Конспект открытого урока по русскому языку Школа России . Тема: Части речи.

урок повторение изученого материала о частях речи для 2ого класса ....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....