Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uud_rus_yaz_plis_ia.doc995 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  Плис Ирина Анатольевна

Школа  МОУ «СОШ № 4» г. Южноуральск

Учебно-методический комплект «Гармония»

Предмет Русский язык

Класс 2

Тема Значение, употребление и написание приставок

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ. Учащиеся должны  знать:

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Учащиеся должны уметь:

находить приставку среди других частей слова; формулировать учебную задачу урока, наблюдать, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и  учителем.

П –познавательные

Л – личностные

Р – регулятивные

К – коммуникативные

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент
























2. Актуализация опорных знаний











































3. Постановка учебной

задачи




4. «Открытие» учащимися нового знания»





























5.Первичное закрепление


















6. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой


























7. Включение нового знания в систему знаний

















































8. Итог урока
















9. Рефлексия



10. Домашнее задание:

1. Упр.516, упр. 518 по выбору.

2. Выделить части слова  в словах-ловушках (садовник, садовод) по желанию.

Раз, два, три –

Друга в помощь бери.


Послушайте стихотворение и проследите по тексту, есть ли в этом стихотворении родственные  слова.

(Учитель читает стихотворение)


КАК РАСТУТ СЛОВА

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

                      Е. Измайлов


- Какие слова называются родственными?








- Какое слово помогает объединить эти слова в семью?

- Выделите в этих словах корень.


- С помощью чего образуются родственные слова в русском языке?



- Продолжите предложения:

Приставка – это …

Суффикс – это …

- Какую роль выполняет окончание?


 

- Выделите известные части в словах.

Приготовьте карточки (+ , -, ?) для проверки. Что у вас получилось?








- Смогли мы до конца выполнить задание?

У слов садовник и садовод  мы поставим знак вопроса. Попробуйте самостоятельно найти правильный ответ в книжках-подсказках на перемене или дома.

-Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка?


-Какие части слова служат для образования слов?



Сегодня мы продолжим открывать тайны образования слов в русском языке. А о своем открытии вы расскажите в конце урока.



(Рисунок упр.515. Учебники детей закрыты)


- Представь себя на месте того, кто нарисован. Одним словом с корнем    -хож- ответь: Что ты делаешь?


( На экране появляются слова с «окошками»)

п.р.хожу

п.дхожу

.бхожу

з.хожу

вхожу

выхожу

ухожу

- Что можно сказать о данных словах?


- Какая часть слова придаёт каждому слову своё значение?


- А почему я оставила «окошки» в словах?



- Откройте учебники на с.96. Найдите подсказку. С помощью каких приставок образовались данные слова?

- Запомните: Большая часть приставок всегда пишется одинаково.

Советую, чтобы данная шпаргалка попала в ваш справочник.




- Запишите  слова в тетрадь, выделяя корень и приставки. Укажите в словах орфограммы.








Упр.517.

Не читая задания, вы можете предположить, что мы будем делать?



- Сколько групп слов здесь спряталось?



- I вариант: Запишите 5 слов  с корнем –ЛЕТ-.

II вариант: Запишите 5 слов с корнем – БЕГ-.

Наблюдайте, как приставки

меняют значение слов.  Постарайтесь самостоятельно выполнить последующие задания упражнения.

- Проверяем. Что ещё было необходимо  выполнить в упражнении?

- Оцени свою работу по шкале.



- Придумайте предложения с новыми словами.

- Запишите в тетрадь понравившееся предложение. Не забывайте об «окошках».  

- Подчеркните слова с приставками двумя чертами.

- На какой вопрос отвечают данные слова?

- Что называют данные слова?

- Открою маленький секрет. В русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действие.


 - РАБОТА В ГРУППАХ. Каждая группа получает конверт с 5 карточками. Запишите одним словом ответ на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?  Отметьте в словах приставки. Что необходимо помнить, чтобы правильно выполнить это задание?












КАРТОЧКА

1. Начал говорить –

2. Начал плыть –

3. Перестал цвести –

4. Закончил читать –

5. Закончил идти –


- Что называют новые слова?

- Какая часть слова придаёт  новое значение слову?

- Последний вариант многие  отметили как «ловушка». Почему? У кого есть ответ?











- Ребята, а я в начале урока не назвала тему, над которой мы работали. Подумайте, чему вы учились сегодня на уроке?

- О каких открытиях вы расскажите своим родителям и друзьям?












- Отметь смайликом своё настроение.





Учащиеся  работают в парах с текстовыделителем. На столе лист с напечатанным текстом.












- В тексте есть родственные слова: сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод.

( Слова появляются на экране)



 - Родственные слова – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.

- У родственных слов один корень.

- Поэтому их называют ещё однокоренными.


- Сад.

Дети выделяют корень в словах текста.


- С помощью  приставок и суф-фиксов.


…часть слова, которая находится перед корнем.

… часть слова после корня.

- Окончание служит для связи слов в предложении.


Дети продолжают работу в парах.

По цепочке один человек из пары  называет состав  слова. Другие пары подают сигнал (+, -, ?). На экране – правильный образец.

При разборе слов садовник и садовод возникли разногласия.)


- Нет.  


 






-  Приставка, корень, суффикс, окончание

-Приставка, суффикс


















-  перехожу

   подхожу

   обхожу

   захожу

   вхожу

   выхожу

   ухожу






- Они однокоренные, или родственные.


- Приставка.


- Мы не знаем, как пишутся приставки.


Дети читают приставки данные в таблице, проговаривая их орфографически. На экране появляется запись:

               В-      ВЫ-

               У-        ДО-

               С-         ОТ-

               НА-      ПО-

               ЗА-       ПОД-

               ПРИ-    ПЕРЕ-


Учащиеся самостоятельно записывают слова в тетрадь, опираясь на таблицу.

Дети ещё раз перечитывают слова, орфографически проговаривая приставку.

На экране в «окошки» вставляются буквы зелёного цвета.)




- Составлять слова с приставками нам поможет схема.


- Две. Родственные слова к слову ЛЕТИТ и родственные слова к слову БЕГУ.









- Выделить приставки, подчеркнуть орфограммы.

(Несколько учащихся зачитывают получившиеся группы слов.

На полях дети оценивают свою работу.)


(Выслушиваются ответы детей, по ходу учащимися корректируются  неудачные предложения.

Дети самостоятельно записывают предложения.)

- Что сделает? Что сделаю?


- Действие.




(В группе 5 человек)





- Написание приставок можно проверить по шпаргалке.

- Корень в однокоренных словах пишется одинаково.


(Карточка каждой группы появляется на доске. Представители  групп объясняют выполнение задания. Работы сверяют с эталоном.)


заговорил

поплыл

отцвёл

дочитал

дошёл


- Действие.


- Приставка.

- Здесь новое слово не однокоренное данному.











- Мы учились образовывать и писать слова с приставками.


 (Выслушиваются ответы детей.)


- С помощью приставок образуются родственные слова.

- Написание приставок надо запомнить.

- Чаще всего в русском языке  с приставками встречаются слова, называющие действие.



(Дети своих маленьких смайликов помещают под большими, помещёнными на доске.)




П: выделять существенную информацию из текста на основе ранее полученных знаний


















П: умение владеть полученными ранее знаниями

К: умение оформлять свои мысли в устной речи

















К: умение работать в парах









П: определять круг своего незнания, находить с помощью учителя или самостоятельно информацию в учебнике (словаре)


П: умение делать выводы, отвечать на простые вопросы учителя

Р: умение принимать учебную задачу














П: умение наблюдать и делать выводы




Л: формирование интереса к учению











Р: умение выделить проблему



П: умение пользоваться информацией учебника























Р: умение самостоятельно организовать учебное место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно










Л: умение адекватно оценивать свою работу






П: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя
























К: умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом







П: умение соотносить выполненное задание с образцом учителя, корректировать выполненное задание









Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать













Л: желание продолжить свою учебу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).

- дальнейшее формирование  умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение  находить безударные гласные в корне, распознавать в словах  ...

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»Цель урока: обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён су...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...