Родительный падеж имен существительных во множественном числе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Нуриева Гульчачак Рустамовна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родительный падеж имен существительных во множественном числе.

Цель: 1. Научить  учащихся  правильному   употреблению окончаний       существительных   множественного числа  в родительном падеже.

            2. Развитие умений и навыков учащихся по применению усвоенных падежей и развитие устной, письменной речи.

            3. Воспитание любви к птицам и интереса к русскому языку.

Оборудование:  Индивидуальные  карточки,  компьютер,  музыкальный центр,  диски,  мягкие    игрушки.

Материал:  Русский язык, 4 класс  Р. Х. Ягафарова, стр.69, Русский язык, 4класс  Т. Г. Рамзаева, стр.128.

Форма: Объяснение нового  материала.

    План урока.

  1. Оргмомент.
  1. Чтение в жужжании
  2. - Доброе утро, дети! К нам приехали сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (здравствуйте.)

-Будем отвечать активно,

       Хорошо себя вести,

       Чтобы гости дорогие

        Захотели к нам прийти?

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Ответы на вопросы.(вывешиваются правила)

- Мы с вами проходили тему « Изменение имен существительных в единственном числе».  Давайте, вспомним сколько падежей есть в русском языке? И на какие вопросы  они отвечают?(по очереди дети отвечают и просклоняется слово «зима»)

- Хорошо. А теперь мы с вами начали тему «  Изменение имен существительных во множественном числе».

- Как отличить сущест. во множ. числе от сущ. в ед. числе?

               - Во множественном числе  имена существительные   различаются                                

по склонениям?

-Какие окончания имеют сущ-ые ж.р. в им. падеже мн. числа?

- Какие окончания имеют  сущ-ые  с.р. в им. падеже мн. числа?

- Какие окончания имеют  сущ-ые  м.р. в им. падеже мн. числа?

- Скажите, пожалуйста, слова птицы по татарски.

- Какой вопрос ставится к нему на татарском языке?

-В каком числе могут быть вопросы кем? нәрсә?

- А на русском языке это так?

(Дети отвечают на вопросы и правила вывешиваются на доске)

Имена существительные

 во множественном числе  обозначают два или несколько     предметов

Во множественном числе  имена существительные

не различаются по склонениям


В именительном падеже множественного числа имена существительные женского рода имеют окончания – ы, -и: горы, брови.

В именительном падеже множест-венного числа имена сущест-вительные среднего рода имеют окон-чания –а, -я: сёла, поля, но ухо -  уши, плечо –плечи

В именительном падеже множест-венного числа имена существительные мужского рода имеют  окончания -ы, -и,   -а, -я: ветры, воробьи, города, учителя.

В русском языке к именам существительным во множественном числе ставятся такие же падежные вопросы, как и в единственном числе: кто? – парень, кто? – парни

                                               

  1. Работа с компьютером

- Мы с вами на прошлом уроке проходили тему « Дательный, творительный, и предложный  падежи  имен  существительных во мн. числе»  Сейчас  смотрим на монитор. Составим предложения, а эти картинки помогут вам в этом. Определим окончания найденных слов.

Лампочки висят над партами.                      Тракторы работают на полях.                              

 Я играю   с друзьями.                                    Зимой мы катаемся на лыжах.

- Вспомним правила

Во множественном числе в творительном падеже все имена существительные имеют  окончание  -ами, (ями): отцами, землями, степями.

Во множественном числе в предложном падеже все имена существительные имеют  окончание -ах, -ях: отцах, землях, степях.

  - Смотрим на монитор. Продолжим.    

        Снегирям не страшен холод, а страшен голод.

        Дятлам не страшна кора любого дерева, так как у них клюв острый.

Во множественном числе в дательном падеже все имена существительные имеют  окончание -ам, -ям: отцам, землям, степям.

           

- Дятлы, снегири они какие птицы? Что вы можете о них сказать?

- Да, ребята. Зимующим птицам нужно дать  корм.  Им  найти корм зимой

очень трудно.                           3. Проверка д/з.

III. Объяснение нового материала

1.Работа  с книгой. Стр. 69. Упр.111 - Заполнение таблицы.

- Открыли книжки. Упр.111. Задание прочитает … . И на доске заполним вот эту таблицу.

Мужской и средний род

Женский род

                 

Выводится правило.

Существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ов, -ев, - ей  или нулевое окончание: помидоров, овощей, яблок.

Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания – ей  или нулевое окончание: площадей, улиц.

2.Физкультминутка

IV.Закрепление

  1.  Чистописание.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

-  Это что такое? Еще  какие пословицы вы знаете?

  1. Работа с компьютером. Морфологический разбор.

- Смотрим на монитор. Прочитаем предложения и выбираем существительные только родительного падежа во множественном числе. И сделаем морфологический разбор.

1 ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях.

1.Тихо и плавно падают из облаков легкие снежинки.

Из облаков -  …

2.На снегу видны следы зверей.

Зверей – …

3.Каждое утро мы насыпали для синиц крошки и крупу.

Для синиц- …

4.Лиса поедает мышей, зайцев.

Мышей – …

Зайцев-  …

  1. Игра «Найди лишнее слово»

- Надо найти лишнее слово в каждой группе и составить с ними рассказ(устно)

        Рыба, зима, лиса, кошка

Скорость, тень,  день, ночь

        Волк, слон, тигр, снег

Земля, птицы, гараж, мяч

        Казань, корм, Пушок, Аня

 

  1. Самостоятельная работа. Индивидуальные карточки.

Карточка №3. Просклоняй существительное в единственном и во множественном числе. Слово книга, друг .(индивидуально)

Детям раздаются карточки  с ответами, сами проверяют свои работы по этим карточкам. И сами вставляют оценку.

  1. Игра «Теремок»

-  Сейчас мы   играем в одну игру. Вы определите своего героя с помощью этих карточек. / Лягушка, мышка, лисица, зайчик, медведь/ Вы будете этими героями. А наш класс будет Теремком.  Хозяин этого Теремка Родительный падеж. Он пускает в Теремок только тех, кто назовет себя в родительном падеже мн. числа.

  1. Проверка знаний. Карточка №2.

Определить падеж выделенных сущ.-х.

Человек без друзей, что дерево без корней. Жизнь красна не прожитыми днями, а хорошими делами. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Двое пашут, а семеро  руками машут.

  1. Итог урока.
  1. -Что мы узнали нового?
  2. Д/з. Упр.112
  3. Выставление оценок.

Приложение:

  1. Правила
  1. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов
  2. Во множественном числе имена существительные не различаются по склонениям
  3. В именительном падеже множественного числа имена существительные женского рода имеют окончания – ы, -и: горы, брови.
  4. В именительном падеже множественного числа имена существительные среднего рода имеют окончания –а, -я: сёла, поля, но ухо -  уши, плечо –плечи, небо – небеса.
  5. В именительном падеже множественного числа имена существительные мужского рода имеют  окончания -ы, -и,         -а, -я: ветры, воробьи, города, учителя.
  6. В русском языке к именам существительным во множественном числе ставятся такие же падежные вопросы, как и в единственном числе: кто? – парень, кто? – парни
  7. Во множественном числе в творительном падеже все имена существительные имеют  окончание  -ами, (ями): отцами, землями, степями.
  8. Во множественном числе в предложном падеже все имена существительные имеют  окончание -ах, -ях: отцах, землях, степях.
  9. Во множественном числе в дательном падеже все имена существительные имеют  окончание -ам, -ям: отцам, землям, степям.
  1. Карточка №2

Обозначь падеж выделенных существительных.

Человек без друзей, что дерево без корней. Жизнь красна не прожитыми днями, а хорошими делами. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Из облаков падают снежинки. Летом мы часто приходили к старым липам.

  1. Карточка №3.

Просклоняй существительное в единственном и во множественном числе.

Книга, друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительный падеж имён существительных во множественном числе

Открытый урок по русскому языку 4 классЦели:Познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.Формировать умение употреблять имена существи...

Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс

Этот материал содержит  презентацию для работы учеников с нетбуками....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Трудные случаи образования форм слова. Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Данный материал поможет в подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку, научит правильно употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа....

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...