Оптимизация учебного процесса и рационализация использования рабочего времени на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме
Материал содержит рекомендации по планированию и распределению рабочего времени на уроках. Предназначен в помощь начинающему учителю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
На уроках русского языка различные упражнения занимают 80 % времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.
Упражнения по русскому языку подразделяются на:
- Наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства.
- Различные виды разбора: грамматического, фонетического, словообразовательного, морфологического, орфографического, синтаксического…
- Различного вида списывания с заданиями подобрать проверочные слова, изменить формы слов, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и пр.
- Конструирование слов по разным моделям и без них, словосочетаний, предложений, образование грамматических форм.
- Различные виды диктантов:
- Творческий (дополнение, распространение предложений, заменяя слова синонимами, по аналогии, составление текстов на заданную тему, используя группу слов с изучаемой орфограммой…)
- Свободный
- На замену
- «Проверяю себя»
- Выборочный
- Самодиктант
- Взаимодиктант
- Словарный
- Контрольный
- Объяснительный
- Комментированный
- Предупредительный
- Зрительный
- Комбинированный
- Распределительный
- С предварительной подготовкой ( в т. ч. и домашней)
- С последующей проверкой (можно с использованием копировальной бумаги)
- Графический
- Упражнения на развитие речи учащихся:
- По заданной теме
- По картине
- По серии картинок
- По данному началу, концу
- По опорным словам
- Редактирование текстов
- Устные рассказы
- Творческие пересказы
- Изложения
Формы работы также разнообразны:
- Выборочные
- Распределительные
- Самопроверки
- Взаимопроверки…
Работа на уроке проводится и коллективно, и по группам, и индивидуальная.
Видов и форм работы существует огромное количество, они постоянно совершенствуются, появляются новые. Для эффективности, а также для поддержания детского интереса к предмету, необходимо все их включать в работу на уроках.
На уроке в 6 классе по теме «Правописание НЕ с именами существительными» использовались следующие виды работ:
- Словарная работа проводилась с использованием копировальной бумаги с последующей самопроверкой.
- Тестовая работа на повторение по теме «Имя существительное». Дети заносят ответы в карты, которые выглядят следующим образом:
а | б | в | г | |
1 | × | |||
2 | × | |||
3 | × | |||
4 | × | |||
5 | × | |||
6 | × |
- Диктант «По следам наших ошибок».
Слабые учащиеся в это время работают по карточкам, куда учитель выписал слова с типичными именно для этих детей ошибками.
- Фронтальная устная работа с текстом, написанным на доске. Ученики объясняют орфограммы и пунктограммы, находят схему, соответствующую предложению.
- Работа над правилом «НЕ с существительными»:
- повторение правила
- выборочно-распределительный диктант
- разгадывание кроссворда ( были включены задания на подбор синонимов с НЕ, разгадывание слова по его лексическому значению)
- выборочный диктант (слабые учащиеся работали фронтально, сильные – самостоятельно по карточкам)
- комплексный анализ текста
- самостоятельная работа по упражнению учебника
- графический диктант (работа с перфокартой)
+ - слитное написание
- - раздельное написание
Все учащиеся активно работали на уроке в силу своих возможностей, т. к. задания учителем были подготовлены разноуровневые, получили за свою работу отметки, и урок , на мой взгляд, был эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)
Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...
Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...
"Обстоятельство времени" Конспект урока русского языка в 4 классе.
Урок русского языка разработан на основе программы Поляковой А.В. На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом обстоятельств - обстоятельством времени....
Презентация. Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку.
Презентация выступления на ШМО приемственность по теме: Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку....