Оптимизация учебного процесса и рационализация использования рабочего времени на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Материал содержит рекомендации по планированию и распределению рабочего времени на уроках. Предназначен в помощь начинающему учителю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

   На уроках русского языка различные упражнения занимают 80 % времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

   Упражнения по русскому языку подразделяются на:

  1. Наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства.
  2. Различные виды разбора: грамматического, фонетического, словообразовательного, морфологического, орфографического, синтаксического…
  3. Различного вида списывания с заданиями подобрать проверочные слова, изменить формы слов, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и пр.
  4. Конструирование слов по разным моделям и без них, словосочетаний, предложений, образование грамматических форм.
  5. Различные виды диктантов:
  1. Творческий (дополнение, распространение предложений, заменяя слова синонимами, по аналогии, составление текстов на заданную тему, используя группу слов с изучаемой орфограммой…)
  2. Свободный
  3. На замену
  4. «Проверяю себя»
  5. Выборочный
  6. Самодиктант
  7. Взаимодиктант
  8. Словарный
  9. Контрольный
  10. Объяснительный
  11. Комментированный
  12. Предупредительный
  13. Зрительный
  14. Комбинированный
  15. Распределительный
  16. С предварительной подготовкой ( в т. ч. и домашней)
  17. С последующей проверкой (можно с использованием копировальной бумаги)
  18. Графический
  1. Упражнения на развитие речи учащихся:
  1. По заданной теме
  2. По картине
  3. По серии картинок
  4. По данному началу, концу
  5. По опорным словам
  6. Редактирование текстов
  7. Устные рассказы
  8. Творческие пересказы
  9. Изложения

   Формы работы также разнообразны:

  1. Выборочные
  2. Распределительные
  3. Самопроверки
  4. Взаимопроверки…

   Работа на уроке проводится и коллективно, и по группам, и индивидуальная.

   Видов и форм работы существует огромное количество, они постоянно совершенствуются, появляются новые. Для эффективности, а также для поддержания детского интереса к предмету, необходимо все их включать в работу на уроках.

   На уроке в 6 классе по теме «Правописание НЕ с именами существительными» использовались следующие виды работ:

  1. Словарная работа проводилась с использованием копировальной бумаги с последующей самопроверкой.
  2. Тестовая работа на повторение по теме «Имя существительное». Дети заносят ответы в карты, которые выглядят следующим образом:

а

б

в

г

1

×

2

×

3

×

4

×

5

×

6

×

  1. Диктант «По следам наших ошибок».

Слабые учащиеся в это время работают по карточкам, куда учитель выписал слова с типичными именно для этих детей ошибками.

  1. Фронтальная устная работа с текстом, написанным на доске. Ученики объясняют орфограммы и пунктограммы, находят схему, соответствующую предложению.
  2. Работа над правилом «НЕ с существительными»:

  - повторение правила

  - выборочно-распределительный диктант

  - разгадывание кроссворда ( были включены  задания на подбор синонимов с НЕ, разгадывание слова по его лексическому значению)

   - выборочный диктант (слабые учащиеся работали фронтально, сильные – самостоятельно по карточкам)

   - комплексный анализ текста

   - самостоятельная работа по упражнению учебника

   - графический диктант (работа с перфокартой)

+ - слитное написание

-  - раздельное написание

   Все учащиеся активно работали на уроке в силу своих возможностей, т. к. задания учителем были подготовлены разноуровневые, получили за свою работу отметки, и урок , на мой взгляд, был эффективен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"...

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

"Обстоятельство времени" Конспект урока русского языка в 4 классе.

Урок русского языка разработан на основе программы Поляковой А.В. На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом обстоятельств - обстоятельством времени....

Презентация. Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку.

Презентация выступления на ШМО приемственность по теме: Сравнение примерных программ по учебным предметам начальной школы и рабочей программы "Перспектива" по русскому языку....