«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
материал по русскому языку на тему

Толстых Светлана Николаевна

Выступление на августовской секции учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystplenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная

школа с  углубленным изучением отдельных предметов № 3

г. Алексеевка Белгородской области

        

Выступление

на августовской секции учителей начальных классов

Тема: «Использование дифференцированного обучения  на  уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»

                                                                                          Толстых С.Н.                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                               

                                                                         

                                                               

г. Алексеевка

2012  -  2013 уч.год

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

(слайд 2) В.А.Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». 

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется и уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

(Слайд4) Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

(Слайд5) О  том,  как  лучше  организовать обучение детей рассуждал  К.  Д.  Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном  значении».  К. Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи  в

учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование  которого

может привести к печальным результатам. Ребенок не только  узнает  что-то, усваивает материал,  но  и  переживает  свой  труд,  выражает  личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

      В  этой  работе  К.Д.Ушинский  пришел  к  выводу,  что  только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении  знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда  в  учении,  не  переживший гордости от того,  что  трудности  преодолены,  теряет  желание  интерес учиться. Первой  заповедью  воспитания  К.  Д.  Ушинский  считал необходимость дать детям радость труда, успеха  в  учении,  пробудить  в  их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

      (Слайд 6) Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что  методы,

используемые в учебной деятельности, должны вызывать  интерес  у  ребенка  к

познанию  окружающего  мира,  а  учебное  заведение  стать  школой  радости. Радости  познания,  радости  творчества,  радости   общения. Это определяет главный  смысл  деятельности  учителя:  создать  каждому  ученику ситуацию успеха.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников.

Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе

(слайд 7) Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология  дифференцированного обучения.

Принципы  дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.

Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. (слайд 8) цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. (слайд 9) Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

(слайд10)  В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще всего выделяются три группы учащихся. Приведем краткие характеристики каждой из трех групп.

(слайд11)  Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание правил в применении их к написанию слов, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения

Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей учащихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокие уровни развития.

(слайд12)  Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

(слайд13)  Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. .

Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.

Можно выделить несколько этапов дифференцирования.

( слайд14 ) Первый этап – дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). Трем группам определяются три разных задания. Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.

При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.

( слайд15 ) Второй этап – организация базового повторения. Что включается в такое повторение? Заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и ошибок в самостоятельных и контрольных работах.

При разборе каждого упражнения учащимся предлагаются, например, такие задания:

  1. «Выберите верный вариант ответа из предложенных»,
  2. «Исправьте ошибку в данном слове» (для 1-й группы),
  3. «Назовите правило, с помощью которого писали слово»,
  4. «Закончите упражнение» (для 2-й группы),
  5. «Поясните причину ошибки»,
  6. «Дайте определение основным понятиям, использующимся в данном упражнении» (для 3-й группы).

( слайд16 ) Третий этап – проверка усвоения пройденного материла. Третьей группе можно предложить режим работы – «самоконтроль». Учащиеся 2-й и 1-й группы поочередно работают у доски. В течение урока у доски могут работать несколько учащихся.

Есть еще вариант проверки усвоения пройденного материала: к доске никого не вызывают, но учащиеся рассаживаются по группам: первые две парты в каждом ряду – 1-я группа, затем – 2-я и последние – 3-я группа, члены группы опрашивают друг друга по заранее составленным вопросам.

( слайд17 ) Четвертый этап – изучение нового материала. Каждая тема требует особого подхода к ее объяснению. Первый урок, при изучении нового материала, обращен одинаково ко всем учащимся. Задания для 3-й группы переходят от обязательных к творческим, 2-я группа сосредотачивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1–2 логических шага в направлении развития этих положений. Задания для 1-й группы возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы.

( слайд18 ) Пятый этап – самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы можно разделить на три вида: выполнение по образцу (для 1-й группы); выделение нужного ответа из нескольких (для 2-й группы); работа с дополнительным материалом (для 3-й группы).

На одной и той же контрольной работе учащиеся из 3-й группы решают вариант, где предлагаются задания, хоть и соответствующие программе, но повышенной сложности.

Такие элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание должно быть построено с учетом особенностей группы учащихся, объединенной «одинаковым» уровнем знаний и умений по предмету (теме, разделу) и уровнем их освоения.

(слайд 19) В соответствии с группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываю варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика

(слайд 20) Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы: 

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы:

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету;
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  4. Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
  5. Развивать интеллектуальные умений учащихся

Для третьей группы:

  1. Развивать обобщенный интерес к предмету;
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

Заключение

Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности

(слайд 21) И в заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.

(слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....


 

Комментарии

Фаловская Евгения Олеговна

Большое спасибо. Информация очень интересная и конкретная.