"Конкурс грамотеев" внеклассное занятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Пичугина Наталия Ивановна

В конкурсе применяются нетрадиционные задания по русскому языку. расчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_gramoteev.docx21.13 КБ
Файл konkurs_gramoteev.pptx940.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс грамотеев

       К конкурсу готовятся нетрадиционные задания по русскому языку, рассчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов.

       В процессе предварительной работы микроколлективы придумывают друг для друга интересные задания, готовят все необходимое для проведения конкурсов: ручки, карандаши, фломастеры, бумаги.

Цель занятия:  Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.

Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.

Способствовать развитию творческих способностей.

Конкурс «Угадай букву»

Ведущий читает стихотворение, игроки должны на слух определить, какая буква встречается в стихотворении чаще других.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел

Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

-Дятел, в дереве – дыра,

Перестать давно пора! (буква Д)

 

-Кра ! – кричит ворона. Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор пробрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

- Стой, ворона не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

-Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-раул!

Кар-рман укр-рали! (буква А)

Бахвалился как – то бодливый баран:

- Безумно храбростью я обуян-

Быка я встретил, побил бы быка,

Быку беспощадно помял бы бока.

Бродягу - волчище бы я забодал,

Барбоса боднул бы,

Бобру бы поддал.

А с барсом бы встретился – что ж из того?

Бесстрашно бы бросился я на него!

Но тут прошуршал под бараном листок.

И бросился в страхе

Храбрец наутек! (буква Б)

Конкурс «Домашнее задание»

Микроколлективы предлагают свои задания другим микроколлективам.

Конкурс «Волшебная буква»

Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:

«Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное.

Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.

Если прибавить к той же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое.

С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Догадались. Какая это буква?»

(Буква К. К - рот, К – лен, К – омар, К – ремень, К – лещи.)

Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночки для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле-…» (см.в конце стихотворения) и в чистых листочков. Ведущий:

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под елки фыркнул еж:

-Все грибы ты растеряешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ко-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

КА-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзины или лежать  сверху. Кто быстрее наполнит кузовок грибами? «Грибы» - карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение 2-х минут и вручает его жюри. (масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка)

Конкурс «Сколько слов?»

На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов – имен существительных  - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд.

ОСАДОК: оса, док, коса, садок, сад, ода, ад, око, код, сок  

Когда время  истечет (1 минута), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

Конкурс «Ключи к крылатым фразам»

На столик, стоящий в центре игровой комнаты, кладутся предметы, являющиеся «ключами» к крылатым фразам. Игрокам дается 3-4 минуты, чтобы назвать как можно больше фраз и объяснить их значение.

Шляпа – «Дело в шляпе» (Все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего- либо)

Дудка – «Плясать под чужую дудку». (Действовать не по собственной воле).

Пилюля.- «Подсластить пилюлю». (Сдобрить дурную весть сладкими словами)

«Проглотить пилюлю». (Испытать неприятность, услышать горькую истину)

Удочка -  «Попасться на удочку» (Дать себя обмануть)

Иголка – «С иголочки» (Новая, только что и очень хорошо сшитая вещь. О безупречно одетом человеке)

«Как иголка в стогу сена» (О том, что нельзя, невозможно разыскать, обнаружить.

«Как на иголках» (В состоянии крайнего волнении)

Ключ – «Бить ключом»  (Бурно, с неистощимой силой проявляться)

Очки – Очки втирать» (Надувать, обманывать)

Конкурс «Полиглот»

Русский язык очень любит сравнивать человека с животными: силен, как бык; труслив, как заяц.

И в этом наш язык не исключение. Подобное происходит и в других языках, вот только животные порой упоминаются другие. Так, англичанин  в сходно случае скажет: силен, как лошадь; труслив, как  крыса. В этом конкурсе называется животное, а игроки должны восстановить русскую поговорку или сравнение.

Там, где испанцы упоминают дрозда, мы вспоминаем ворону.

Белая ворона. У испанце – белый дрозд.

Там, где  у немцев фигурируют мухи, мы говорим про зайцев.

Убить двух зайцев. У немцев – убить двух мух одной хлопушкой.

Когда англичанин помянет мокрую курицу, мы будем говорить про собаку.

Злой, как собака. У англичан – злой, как мокрая курица.

Там, где француз будет говорить про карпа, англичанин - про устрицу, немец и русский вспомнят про рыбу.

Нем, как рыба. У англичан – нем, как устрица, у французов – нем, как карп.

Там, где у испанца фигурирует бык, мы говорим про воробья.

Стреляный воробей. У испанцев – бык, который участвовал в корриде.

То, что немец изготавливает из комара, русский сделает из мухи.

Делать из мухи слона. У немцев – делать из комара слона.

Там, где англичанам нужна утка, русские обходятся гусем.

Как с гуся вода. У англичан – как вода с утки.

Там, где немец скажет про медведя, русский упомянет волка.

Голодный,  как волк. У немцев -  иметь медвежий голод.

Когда англичанин упоминает  пчелу, мы  будем говорить о белке.

Вертеться как белка в колесе. У англичан – быть занятым, как пчела.

Там, где у французов спрятали зайца, у нас находится собака.

Вот, где собака зарыта. У французов – вот, где зарыт заяц.

Конкурс «Загадочный диктант»

Ведущий называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составит из первых букв ответов фразу

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

    По горам, по долам

    Ходят шуба да кафтан.

    (Овца)

На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

(Ноты)

    Ох, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (Крапива)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка)

    Под водой живет народ,

    Ходит задом наперед.

    (Раки)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

    Ящик на коленях скачет-

    То поет, то громко плачет.

    (Гармонь)

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

    Листья клена пожелтели,

    В страны юга улетели быстрокрылые стрижи.

    Что за месяц, подскажи?

    (Август)

Рогатый, а не бодается

(Месяц)

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут.

    (Облака)

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

    Зимой и летом

    Одним цветом.

    (Ель)

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ежиха)

    Кто зимой голодной

    Бродит злой, голодный?

    (Волк)

На этом конкурс грамотеев заканчивается. Подводится итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс грамотеев

Слайд 2

Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил. Дятел, дятел Дуб долбит, В щепки дерево дробит. -Дятел, в дереве – дыра, Перестать давно пора! у гадай букву Буква Д

Слайд 3

- Кра ! – кричит ворона. Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор пробрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! - Стой, ворона не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! -Как!- Подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. Что ж вы раньше не сказали? Кар-раул ! Кар-рман укр-рали ! Буква Р

Слайд 4

Бахвалился как – то бодливый баран: - Безумно храбростью я обуян- Быка я встретил, побил бы быка, Быку беспощадно помял бы бока. Бродягу - волчище бы я забодал, Барбоса боднул бы, Бобру бы поддал. Буква Б

Слайд 5

о к с о а д оса док коса садок сад сок ода ад око код Сколько СЛОВ?

Слайд 6

Волшебная буква Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное. К-рот К-лен Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево. к к

Слайд 7

К-ремень К-лещи С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Если прибавить к той же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое. К-омар к Догадались. Какая это буква? » к к

Слайд 8

По тропинке во весь дух Мчится по лесу петух. Он кричит: Ку-ка-ре-ку ! Честь и слава грибнику! Я наполнил кузов мой И бегу скорей домой. Из-под елки фыркнул еж: -Все грибы ты растеряешь! Ежик прав: у петуха В кузовке одна труха: Ко-ро-мас-ле-сы-еж-вик , Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик , КА-сич-ли-под-ре-бе-зо-но , Нуш-ик-ка-ин-пе-мок - вол-ов-о . Грибной кузовок М асленок Подосиновик Волнушка

Слайд 9

Сыроежка Подберезовик Рыжик Опенок Лисичка

Слайд 10

Ключи к крылатым фразам «Дело в шляпе» «Плясать под чужую дудку» «Подсластить пилюлю». «Проглотить пилюлю».

Слайд 11

«Попасться на удочку» «С иголочки» «Как иголка в стогу сена» «Как на иголках» «Очки втирать»

Слайд 12

Полиглот Белая ворона. У испанцев – белый дрозд. Убить двух зайцев. У немцев – убить двух мух одной хлопушкой. Злой, как собака. У англичан – злой, как мокрая курица Нем, как рыба. У англичан – нем, как устрица, у французов – нем, как карп. Стреляный воробей. У испанцев – бык, который участвовал в корриде.

Слайд 13

Как с гуся вода. У англичан – как вода с утки. Голодный, как волк. У немцев - иметь медвежий голод. Вертеться как белка в колесе. У англичан – быть занятым, как пчела. Вот, где собака зарыта. У французов – вот, где зарыт заяц. Делать из мухи слона. У немцев – делать из комара слона

Слайд 14

Загадочный диктант По горам, по долам Ходят шуба да кафтан. На пяти проводах Отдыхает стая птах. Ох, не трогайте меня, Обожгу и без огня. Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Закутан ребенок в сто пеленок. к апуста о вца н оты к рапива у литка Под водой живет народ, Ходит задом наперед. На сучках висят шары, Посинели от жары. р ак с лива

Слайд 15

Ящик на коленях скачет- То поет, то громко плачет. Зубов много, а ничего не ест. Листья клена пожелтели, В страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи? Рогатый, а не бодается Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. Зимой и летом Одним цветом. Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Кто зимой голодной Бродит злой, голодный? м есяц е ль о блака а вгуст т елевизор е жиха в олк р асческа г армонь

Слайд 16

МОЛОДЦЫ ! МБОУ « Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» Учитель первой квалификационной категории Пичугина Наталия Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Данное занятие проводится с учащимися 1 - х классов. Цели: в игровой и соревновательной форме способствовать расширению и  углублению знаний по русскому языку,  прививать любовь к русскому я...

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев»

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев» направлено на формирование у обучающихся с задержкой психического развития положительной мотивации к изучению...

Конкурс грамотеев внеклассное занятие по русскому языку 2 класс

Материал для внеклассного занятия по русскому языку к предметной неделе...

Конкурс грамотеев ( внеклассное занятие по русскому языку)

    Задачи:·                          развитие интере...