урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Русанова Ольга Ивановна

Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_russkiy_yazdoc.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Русанова О.И. МОБУООШ № 23

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №23 г.Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

                 Всероссийский  конкурс  профессионального  мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению начальная школа                 2011-2012 учебный год

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

в 4 классе

тема: «Повторение изученного

                об имени прилагательном и

                 имени существительном.

                 Склонение имен прилагательных

                  во множественном числе».

           Учитель начальных классов:    Русанова Ольга Ивановна   

г.Новокубанск

2011-2012 уч.г.

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

в  4  классе

                 

Тема урока:   Повторение изученного об имени прилагательном и имени

                       существительном. Склонение имен прилагательных

                       во множественном числе.

Цель: Продолжить работу над формированием у учащихся умения

определять падеж прилагательных во множественном числе.

Закрепить навыки определения грамматических категорий прилагательных.

Работать над развитием орфографической зоркости.

Воспитывать внимание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Учитель:

Сколько правил,

Правил сколько.

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только,

Будь старательным и только,

Все запомнишь, все поймешь.

2. Сообщение темы урока

  Чтобы узнать тему нашего урока, надо выполнить тест. Работаем в парах.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

Тест:

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой какая какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу      л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя       о) ое ее       и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным                 н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову   “ старательный”?

а) вежливый      е) аккуратный       о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным    т) с глаголом       с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка     И) вода     е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова     И) член предложения    е) часть речи.

Какова цель этого задания?

(Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово)

Как будете выполнять задание?

(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу)

Учитель: Желаю удачи!

(дети работают в парах)

Учитель: Какое ключевое слово вы получили?

Дети: склонение.

Какая тема нашего урока?

Склонение имен прилагательных

Учитель: что такое склонение?

Дети: изменение окончаний по падежам называется склонением

3. Закрепление изученного материала.

а) Чистописание.

Сегодня    поупражняемся     в   нижнем      соединении     букв.

На доске:

ая  яя  ый  ий  ой  ое  ее  ые  ие

- Что напоминает вам первая строка? (окончания прилагательных)

- Разделите их на три группы. (карандашом)

- Объясните. (ж.р., м.р., ср.р., мн.ч.)

- Напишите первую строчку в тетрадь.

Отгадайте название учебного предмета из расписания уроков с помощью ребуса.

(русский язык)

Запишите вторую строчку чистописания.

Какими частями речи представлено это название? Докажите.

(Повторение правил о сущ. и прил.)

б) Сегодня на уроке  мы послушаем маленькую сказку. Но сказку  с заданием. Я читаю, а вы внимательно слушаете и в тетрадь записываете только имена прилагательные.

                                          Какая бывает зима?

   Спросили однажды  у животных, какая бывает зима.

-Зима бывает трудная, голодная,- ответил снегирь. Синичка добавила: «Очень длинная зима».

-Холодная, морозная зима,- пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима короткая, тянется всего одну ночь».

  Проверим какие прилагательные вы услышали.

(Трудная, голодная, длинная, холодная, морозная, короткая)

 А почему  у всех оказались разные ответы? )Медведь зимой спит – для него зима короткая).

  А для чего нам нужны прилагательные?

Послушайте  текст.

1) Наступила  весна. Тает  снег. Журчат  ручьи. Светит  солнце. Летят  птицы.

1) Наступила  ранняя  весна. Тает  последний  снег. Журчат  говорливые  ручьи. Светит  ласковое  солнце. Летят  голосистые  птицы.

О чем был  первый  текст? (о  весне)

О чем  был  второй  текст? (тоже  о  весне)

Можно  ли  считать  эти  тексты  одинаковыми?

Что  же  отличает  первый  текст  от  второго? (Наличие  имен  прилагательных. С  ними  текст  становится  красивее. Имена  прилагательные  нужны  для  красоты  описания.)

Во  втором  тексте  используются    прилагательное  последний  для  описания  снега. Но  это  прилагательное  не  такое  уж  красивое. Ведь  можно  было  взять, например, слово  пушистый  или  слово  серебристый. (Прилагательное  последний  более  точно  описывает снег.)

Вывод: имена  прилагательные  нужны  для  точности  описания.

в)Давайте  попробуем  наиболее  точно  описать  зимний  и  весенний  снег. (Каждому  ученику  дается  карточка, дети  ставят  стрелки)

СНЕГ

Зимний  весенний

Последний

Искристый

Мокрый

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

Серый

г) За зимой обязательно  придет весна. Все проснется, запоют птицы, зацветут цветы, зазеленеют деревья. Об этом  и наш следующий текст, с которым мы будем работать.

 

  Проснулся  лес.  Взд_хнул   и   пробудился   резвый   в_терок.  Он   сорвал  лист  с  мол_дой   осинки 3,   запутался  в густых   к_лючках   старой   ели. Елочка  в з_леном   фартучке  растет   около   опушки..  Стоит   б_реза        в   белых   носочках..   На    п_лянке   цв_тет   незабудка.

  В народе говорят: тот кто сорвал незабудку, никогда не забудет дорогу домой. Устно объясните какие  буквы вы  вставите на месте пропусков?

     В тексте есть цифра 3.  Что обозначает? Сделать разбор  слова как часть речи.

Осинки – сущ. осинка (что?), ж. р., 1 скл, Р.п., мн.ч., втор. член

д). Работа с текстом (на доске).

        Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.

  Подбор синонимов.

- О каких цветах шла речь в тексте? (о первоцветах)

- Какие первоцветы еще знаете? (ветреница, подснежник, гусиный лук,  

 хохлатка)

- Эти растения занесены  в Красную книгу,  

 находятся под охраной, многие из них лекарственные.

.А сейчас выпишете из текста словосочетания существительных с  

       прилагательными.

 Самостоятельная работа.

е)  Прочитайте словосочетания, совместите подходящие по смыслу,:

  игривые                                          дни

 дружные                цветы

морозные              одуванчики

мудрые              котята

пушистые              старики

синие           ребята

- Прочитайте словосочетания.

- Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

Запишите эти словосочетания в творительном падеже

ж) - Просклоняем словосочетание  морозные дни.                     

 -Что вы заметили?

 - Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

 - Какие окончания?

4. итог урока

5. Домашнее  задание.

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму  (Моя мама  красивая,  умная ….)

Приложение 1


СНЕГ

Зимний                                 Весенний

Последний

Искристый

Мокрый

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

                          Серый


СНЕГ

Зимний                                 Весенний

Последний

Искристый

Мокрый

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

                          Серый


   Проснулся  лес.  Взд_хнул   и   пробудился   резвый   в_терок.  Он   сорвал  лист  с  мол_дой   осинки 3,   запутался  в густых   к_лючках   старой   ели. Елочка  в з_леном   фартучке  растет   около   опушки..  Стоит   б_реза        в   белых   носочках..   На    п_лянке   цв_тет   незабудка.


  Проснулся  лес.  Взд_хнул   и   пробудился   резвый   в_терок.  Он   сорвал  лист  с  мол_дой   осинки 3,   запутался  в густых   к_лючках   старой   ели. Елочка  в з_леном   фартучке  растет   около   опушки..  Стоит   б_реза        в   белых   носочках..   На    п_лянке   цв_тет   незабудка.

 

  Проснулся  лес.  Взд_хнул   и   пробудился   резвый   в_терок.  Он   сорвал  лист  с  мол_дой   осинки 3,   запутался  в густых   к_лючках   старой   ели. Елочка  в з_леном   фартучке  растет   около   опушки..  Стоит   б_реза        в   белых   носочках..   На    п_лянке   цв_тет   незабудка.


  Проснулся  лес.  Взд_хнул   и   пробудился   резвый   в_терок.  Он   сорвал  лист  с  мол_дой   осинки 3,   запутался  в густых   к_лючках   старой   ели. Елочка  в з_леном   фартучке  растет   около   опушки..  Стоит   б_реза        в   белых   носочках..   На    п_лянке   цв_тет   незабудка.

                                                       

Приложение 3

   

Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


   Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


  Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


   Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


   Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


   Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.


   Пробудились весенние цветочки. Солнечным днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.

Приложение 4

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

 игривые              дни                            

дружные              цветы

морозные            одуванчики

мудрые                старики

пушистые           котята

синие                  ребята               

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

Приближается  праздник  8 марта. Опишите  с  помощью  имени  прилагательного  свою маму

 (Моя мама красивая, ….)

                                                          Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Зависимость имени прилагательного от имени существительного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным. Планируемые результаты...

Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...