Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ковбас Надежда Степановна

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание родовых окончаний имён прилагательных .

Слайд 2

Мужской род какой? - ой – ый – ий Женский род какая? - ая – яя Средний род какое? - ое -ее

Слайд 3

Лёгкая работа – нетрудная, несложная Лёгкий мороз - небольшой, слабый Лёгкое ранение - неопасное

Слайд 4

Тест Имя прилагательное Выберите правильный ответ.

Слайд 5

1.Имя прилагательное обозначает: а ) признак предмета б) предмет в) действие предмета

Слайд 6

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) кто? что? б) что делает? что сделал? что делать? в) какой? какая? какое? какие?

Слайд 7

3.С какой частью речи связано имя прилагательное? а) с глаголом б) с существительным

Слайд 8

4.Какие окончания имеют прилагательные женского рода? а) -ой, - ый , - ий б) - ая , - яя в) – ое , -ее

Слайд 9

5.Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? а) - ое , -ее б) - ая , - яя в) –ой, - ый , - ий

Слайд 10

6.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) - ое , -ее б) - ая , - яя в) –ой, - ый , - ий

Слайд 11

Контроль 1.а 2.в 3.б 4.б 5.в 6.а

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3 классе

«Правописание родовых окончаний имён прилагательных».

Учитель: Ковбас Н.С.

3 класс. Учебник Л.М. Зеленина

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Обучающая цель:

-научить правописанию окончаний имён прилагательных с основой на мягкий и  твёрдый согласный  звук через проблемную ситуацию;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;

-способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающая цель:

-развивать внимание и логическое мышление;

-расширять словарный запас уч-ся.

Воспитательная цель:

-создание атмосферы доброжелательности между  уч-ся, учителем;

- Учить  работать в группах, парах.

Ход урока

1.Орг. момент

- Прозвенел для нас звонок,

 Начинается урок.

2.Проверка д/з

- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?

( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)

 -Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?

- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?

3.Актуализация знаний.

Работа в парах.

- А что такое имя прилагательное и  что вы о нём знаете, вы расскажите друг другу по  команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на партах. На 1,2,3 вопросы отвечают ребята  1в., а на 4,5,6 вопросы отвечают ребята 2в.

(У детей на партах карточки-вопросы « Что я знаю об имени прилагательном»)

Что я знаю об имени прилагательном

1.Что такое имя прилагательное?

2.Что обозначает имя прилагательное?

3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Примеры.

4.С какой частью речи связано имя прилагательное?

5.Что образует имя прилагательное с существительным?

6.Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

4.Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

-Замените словосочетание именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите окончание.

-Сок из моркови – морковный

-Варенье из земляники – земляничное

-Кисель из молока – молочный

-Суп из гороха – гороховый

-Салат из капусты  -  капустный

-Хлеб из пшеницы – пшеничный

-Пюре из картофеля – картофельное

- Печенье из овса – овсяное

- Сок из помидоров – томатный

Проверка.

- Поменялись тетрадями, проверьте работу  друг друга.

-Какую тему вам напомнила словарная работа?

 -Ребята, обратите внимание на задание, по данному заданию сформулируйте  тему  урока. (1 слайд)

  1в.                                                               2в.

Смешн…    заяц                                         Больш…      деревня

смешн…     песенка                               больш…       город

смешн…      происшествие                  больш…       озеро

-Какую цель поставим себе на урок?

-А для чего нам это нужно?

- Как определить род имён прилагательных?

-На какой вопрос отвечают им. прилаг. мужского рода? (2 слайд)

- Какие имеют окончания? Примеры.

- На какой вопрос отвечают им. прилаг. женского рода?

Какие имеют окончания? Примеры.

- На какой вопрос отвечают им. прилаг. среднего рода?

-Какие имеют окончания? Примеры.

- Допишите окончания им. прилаг-ных.

1в.  выполняет задание  слева

2в. выполняет задание справа

-Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных?

-Как проверить правильность написания окончаний им. прилаг.?

6. Проблемная ситуация.

Работа в группах.

- Всегда ли можно проверить окончание имён  прилагательных  вопросом?

(столкновение мнения уч-ся с вопросом, уч-ся ещё раз вслух ставят вопросы и выясняют, что вопросы не всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательныхных)

- А сейчас будете работать в  группах.

- Определите, кто у вас будет спонсор знаний.

- 1-ой группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание  -ый, -ий у имён  прилагательных мужского рода?

-2-ой группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание  -яя у  имён  прилагательных женского рода?

-3-ей группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание -ее  у   имён  прилагательных среднего рода?

-У вас на партах карточки со  словосочетаниями, возьмите их  и исследуйте окончания.

1 группа

Син…   карандаш

Добр… человек

2 группа

Син…  лента

Добр… ученица

3 группа

Син… небо

Добр… сердце

Поиск решений.

Учитель ведёт диалог.

1.Выделите основу слова  имён прилагательных.

2.Посмотрите внимательно, на какой звук оканчивается основа слова.

        - определите, твёрдый или мягкий звук?

        - посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?

3. Влияет ли твёрдость и мягкость на окончание им. прилаг-ных?  

- Сделайте вывод в своей группе, составьте схему с помощью карточек.

( Представитель 1 группы показывает схему, делает вывод.)

(Представитель 2 группы показывает схему, делает вывод.)

(Представитель 3 группы показывает схему, делает вывод.)

Вывод: Если основа прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей мягкость звука.

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

7. Работа по учебнику.

с.111 упр.24

Уч-ся выполняют задание у доски с объяснением.

Вечерний туман, вечерняя заря, вечернее небо.

-В каких случаях пишутся окончания –ий,  -яя, -ее?

Вывод:  

8. Самостоятельная работа.

Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

-От данных слов образуйте имена прилагательные

-от 1 слова прилагательное  мужского рода

-от 2 слова прилагательное женского рода

- от 3 слова прилагательное среднего рода

и снова  м.р., ж.р., ср.р.

-Определите род, выделите  окончания.

-Проверка.

Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имён прилагательных?

9. Упражнение для закрепления.

Разноуровневые задания.

1 уровень

  -Посмотрите на экран, следующее упражнение для закрепления. (3слайд)

-Допишите окончания имён прилагательных, определите род, выделите окончания.

- Определите значение слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном  сочетании соответствующим  синонимом.

Лёгк… работа  -  (нетрудная, несложная)

Лёгк… мороз  - (небольшой, слабый)

 Лёгк… ранение – (неопасное  для жизни)

2уровень.

Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня ( отличн.., замечательн.., чудесн..) день.

Впереди виден ( густ.., таинствен.., незнаком..) лес.

В лесу ( высок.., зелён.., могуч..,) деревья.

Вдали ( старин.., камен.., таинствен.., ) крепость.

Мы идём по ( узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании  родовых окончаний имён прилагательных?

10. Тест. (4слайд)

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) кто?  что?

б) какой?  какая?  какое?  какие?

в) что делает?  что сделал?  что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?        

а) с глаголом

б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая,  -яя

в) – ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные  мужского рода?

а) – ой,- ый, -ий

б) –ая, -яя

в) –ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая, -яя

в) –ое, -ее

-Обменяйтесь  работами с соседом, проверьте правильность ответов.

Проверка. (5 слайд)

- Поднимите руку, кто справился с тестом.

11. Рефлексия.

Предлагаю вам закончить высказывание.

Сегодня  на уроке я:

-научился

- было трудно

- было интересно

12.Домашнее задание  стр. 111.  упр.26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Русский язык, 3 класс «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»

Русский язык, 3 класс. Программа "Школа России" Тема урока: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"технологическая карта урока, рабочий лист, презентация...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"...