Моделирование на уроках русского языка
материал по русскому языку по теме

Работа по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задорожная Е.А.

Моделирование на уроках русского языка

    В. В. Давыдов отмечал, что модель -  «Это форма    научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых  связях и отношениях вещественных знаковых элементов».

   Работая с 1991 года  в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я впервые столкнулась с   особым типом уроков – уроки моделирования. На таких уроках модель рождается в совместной деятельности учащихся и учителя. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм). За такой период работы я могу точно утверждать, что применение моделирования на уроках,  дает положительные результаты:  ученики учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; у учащихся формируется целостная картина мира; вырабатываются УУД; развивается абстрактное и логическое мышление; модель можно использовать для самооценки своих знаний и многое другое. Но чтобы данная работа была эффективной важно- постоянно обращаться к моделям, учить детей находить новые знания  уже в построенных моделей, а если их нет, то уметь дополнить, изменить, т.е редактировать уже построенную модель. Следует также не упускать из виду индивидуальное творчество детей при создании моделей.

            Модель «Знаний», о которой я буду сегодня говорить, мои ученики  строили с самых первых уроков обучения грамоте. Через практические задания ученики определяют, что речь бывает устная и письменная. Появляется первый шаг модели «Знаний». Следующий шаг- речь состоит из предложений. Дети дополняют свою модель «Знаний». Предложения состоят из слов. Слова могут обозначать предмет -                      ,      признак предмета-                        , действие предмета-                     и слова помощники -         

        Слова состоят из букв, звуков, которые делятся на две группы: согласные и гласные. К каждой группе прописывается характеристика. В результате получается следующая модель «Знаний»:

          При работе с темой «Знакомимся с миром слов» на уроках русского языка в первом классе, ученики находят место новой темы в нашей уже построенной модели «Знаний», выносят  блок «Слово» на отдельный листок. Результатом работы у учащихся появляется «Листок «Мои достижения».

     К  модели «Знаний»  мы обращаемся постоянно. Ученики отметили, что каждое новое знание находит место в модели. Это доказывает, что в русском языке все взаимосвязано.

Так при  изучении темы «Что мы знаем о предложениях» (второй класс), ученики определяют блок «Предложение»  в Модели «Знаний». На листочках учеников «Мои достижения» отмечаются новые знания:

В третьем классе работая по теме «Существительное», появляется новый листок «Мои достижения»- «Им. существительное», который постоянно дополнялся, изменялся. Ученики выделили несколько кластеров по данной теме:

   Следует отметить, что все модели находятся в наших «Портфолио». Каждый раз ученик может обратиться к модели, построенной в первом, во втором или в третьем классах- увидеть недостающие знания, дополнить, видоизменить модель. Листок «Мои достижения» ребенок может применить для оценивания своих знаний. В такой работе ученик может отследить степень своего успеха или  неудач, что провоцирует школьника искать дополнительную информацию по устранению пробелов в знаниях. А это и есть «умение учиться», что прописано в наших стандартах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование знаний на уроках русского языка

Слайд 2

Р П УС

Слайд 3

Р П УС .

Слайд 4

Р П УС .

Слайд 5

Р П УС . Б, З : : , . Ъ,Ь X

Слайд 6

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: интон. (!, !) цели высказ.: содержит ? просьбу вопрос в конце предложения сообщение ! точка вопросительное повествовательное побудительное

Слайд 7

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: интон. (!, !) цели высказ.: содержит ? просьбу, приказ вопрос в конце предложения сообщение ! . точка вопросительное повествовательное побудительное

Слайд 8

Р П УС . Б, З : : , . Ъ,Ь X

Слайд 9

Знакомимся с миром слов СЛОВО СМЫСЛ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО? ПРЕДМЕТ-дополнение КОГО? ЧЕГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЕМ? ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЮ? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, НАД, С

Слайд 10

Р П УС . Б, З : : , . Ъ,Ь X - - - - ;

Слайд 11

Им. существительное ч. (ед., мн.) Одуш./неодуш. Собств./нариц. п. Р. I скл. II скл. III скл . Ж.р а,я М.р- Ж.р - М.р Ср.р- о,е И.п (есть)- Кто? Что? Р.п. ( нет)- Кого? Чего? Д.п (дать)- Кому? Чему? В.п (винить, вижу) Кого? Что? Т.п . (творить, восхищаюсь) Кем? Чем? П.п .(думаю, предлагаю) О ком? О чем? Р.п . – и Р.п Д.п. е Д.п и П.п. П.п .- е П.п

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование на уроках русского языка.

       Начальная школа является первой ступенью общего образования, поэтому ее главной задачей стало научить детей учиться. В Типовом положении об общеобразовательном...

Моделирование на уроках английского языка (для малышей)

В работе представлен урок систематизации знаний, умений и навыков по теме «Знакомство». 1.ВСТУПЛЕНИЕ – в двух словах в шуточной форме говорится о цели создания работы.2.СПОРТИВНОЕ ПРОДОЛЖЕН...

Приём моделирования нового знания на уроке русского языка во 2 классе.

 Вашему вниманию предлагается урок русского языка во 2 классе по теме   «Образован...

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе

моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...

Моделирование на уроках русского языка

Статья затрагивает вопросы  моделирования и проектирования на уроках русского языка....

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...