Моделирование на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Статья затрагивает вопросы  моделирования и проектирования на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernaya_t.v.rar928.16 КБ

Предварительный просмотр:

Черная Татьяна Валерьевна

Районное управление образования МО Динской район

Тема:

Моделирование на уроках русского языка.

Автор опыта: Черная Татьяна Валерьевна

Учитель начальных классов

БОУ СОШ № 29

Ст. Новотитаровская 2013 год


Содержание

Актуальность опыта………………………………………………3

Теоретическое обоснование………………………………………3

Ведущая педагогическая идея……………………………………5

Технология опыта…………………………………………………5

Результативность опыта…………………………………………..11

Список используемых источников……………………………….12


3. Условие возникновения, становления опыта:

С сентября 2011 г. БОУ СОШ № 29 реализует стандарты ФГОС начального общего образования. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Это возможно при организации урочной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода.

В условиях реализации требований нового образовательного стандарта выявлена недостаточная разработанность методического инструментария для формирования универсальных учебных действий, способных удовлетворить потребность в самореализации учащихся.

         В целях удовлетворения потребности учащихся в самореализации учителю необходимо в качестве ежедневной практики создавать ситуацию, в рамках которой каждый учащийся в течение урока смог бы найти для себя интересный вид самостоятельной деятельности.

Работа по реализации ФГОС второго поколения осуществляется третий год, поэтому уже имеется достаточный практический опыт, который может помочь учителям обществознания организовать учебную деятельность учащихся, направленную на формирование познавательных УУД.  

4. Актуальность опыта 

Известно, что целенаправленно овладевать основами наук в начальной и средней полной школе учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Поэтому приоритетной задачей любой современной начальной школы является задача формирования активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Проблемой на сегодняшний день является то, что школьник при изучении правила не всегда может применить это правило на практике. Поэтому была выбрана тема: «Моделирование на уроках русского языка». С введением ФГОС необходимо строить работу на уроке так, чтобы  новые знания не давались в готовом виде, а добывались учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя, поэтому моделирование является актуальным. Чувствуя трудности детей в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, учитель обеспечивает преодоление этих трудностей последовательно динамической системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.

Цель: воспитать учебную самостоятельность и помочь ученику получить радость от самопознания, заинтересовать его  в получении всё новых и новых знаний и превратиться  в субъект процесса учения.

Задачи: учить детей сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать, выводить понятия.

5. Теоретическое обоснование опыта:

«Моделирование как особая форма научного исследования, специфическое средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов, «заместителей» (моделей) – это одновременно и обобщение многовекового опыта научного творчества»

                        В.А.Штофф

       Моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Образно-знаковая модель возникла в Х веке до нашей эры.

    В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.

      Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием.

      Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям.

       Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться учащимися, т.е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний – это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить используя метод моделирования.

     Исследования многих педагогов и психологов (В.В.Давыдов, А.А.Плешаков и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления  к понятийным, логическим формам.

     

    Л.М. Фридман предлагает классификацию моделей, используемых в науке, технике, быту и обучении.

Классификация моделей

        

        

         

Из представленных в классификации моделей возможно использование в основном образных и знаковых моделей, т.к. они требуют меньше затрат при использовании и более понятны младшим школьникам.

       С точки зрения анализа динамики познавательного процесса в школе модель выступает в качестве своеобразного элемента научной информации.  Говоря словами афоризма «познать сложное – значит, упростить его», можно констатировать, что метод моделирования как раз и обладает той эвристической силой, которая помогает сделать любой сложный объект доступным для тщательного всестороннего изучения.

      В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.

         Моделирование относится к группе практических методов обучения.

        Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.

        Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения учащимися прочных систематических знаний.

        В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность,  активизирующая учебный процесс.

       Построение схем- алгоритмов создают  у школьников наглядную основу для изучения объекта (его некий образ), что позволяет подключить к усвоению объекта не только логическое, но и более развитое образное мышление. Это особенно важно для детей с преимущественно развитым правым полушарием, которые усваивают материал в основном за счёт создания таких образов.

          Использование в процессе обучения опорных схем позволяет наглядно продемонстрировать основные характеристики понятий и усвоить их. Опорные схемы способствуют развитию способов деятельности учащихся, т.к. изучение понятий с опорой на схемы вызывает необходимость проводить ряд действий с каждым из них.

6. Ведущая педагогическая идея опыта: основана на технологии развития критического мышления, методов проектирования через развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организаций процесса познания. В основу метода проектов через моделирование положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

7. Технология опыта:

Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать схематические изображения орфограмм. Моделирование схем орфограмм входят в особую группу УУД – знаково-символические действия. Схемы,  по утверждению психолога Л. А. Венгера, эффективно помогают трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Схематическое изображение орфограммы наглядно демонстрирует «орфографическое поле», выделяет общие и частные опознавательные признаки орфограммы, а так же подсказывает возможные способы и варианты её проверки.

   Дети моделируют, т. е. преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки.

Схема – алгоритм  по теме: «Непроизносимый согласный в корне слова»

Схема – алгоритм  по теме: «Суффиксы –онок, - ёнок».

 

 

   После моделирования схемы орфограммы подвожу детей к алгоритму решения орфографической задачи. Для решения орфографической задачи М. Р. Львов предложил шесть действий,  которые должен осуществить школьник:

увидеть орфограмму в слове;

  • определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку .

   Три позиции из этого списка ребёнок выполняет ещё на этапе моделирования схемы, а решать орфографическую задачу он будет с помощью алгоритма, который будет представлять из себя знаково-символическую цепочку рассуждений.

Модель «Слово»

Детям младшего школьного возраста свойственны узость в овладении словом, слабая дифференциация его значений, но они пытаются проникнуть в смысл слов, понять переносное значение. Помочь им в этом - наша задача. Детям иногда трудно бывает установить границу между словами, т.к. долго ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, определяющую для него понимание слова. Выделение слова из речи и работа с ним устранит эту трудность.

Модели по лексике помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.

Фрагмент урока по теме «Слово». 2 класс.

Этап урока: Первичное применение новых знаний.

 Даны слова:

Собака, небо, врамбр, мы, оова, вкусно, шэхмэху, торт, чучучить, красный, бегать, ичкс, рисовать, прумбрый

1вариант

Выписать в тетрадь только слова.

2 вариант

Выписать сочетания не являющиеся словами.

Проблемный вопрос: Почему нельзя назвать словами то, что выписывал 2 вариант.

В ходе решения проблемы работаем с моделью.

Приходим к выводу, что целой модели не получается, а значит данное сочетание букв словами не является.

Модели-алгоритмы «Части речи»

  

Фрагмент урока по теме: «Слова, называющие признаки и действия предметов»».

Этап урока: Включение в систему знаний и повторение.

Пользуясь алгоритмом распределите слова по группам:

Автобус, синий, синеет, гуляет, поёт, сосна, сосновый, смотрит, бегает, растёт, волна, чайка, летает, лётчик, ученик, учиться, весельчак, весёлый, веселиться.

1группа – имена существительные

2 группа – имена прилагательные

3 группа - глаголы

Модель-алгоритм разбора предложения.

Фрагмент урока: «Характеристика предложения»

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Групповая работа:

Составьте характеристику предложений пользуясь алгоритмом .

Мы пойдём завтра в гости?

Какой замечательный подарок приготовили наши друзья!

Не перебивай товарища во время ответа!

Модель-алгоритм нахождения главных и второстепенных членов предложения.

Фрагмент урока русского языка. Тема: «Дополнение». 2 урок

Этап урока: Актуализация знаний.

- Вспомнить, что такое дополнение поможет групповая работа.

Задания для групп:

1-ая группа

Выбрать из данных вопросов (с опорой на модель), те на которые отвечает дополнение.

Где? Что делал? Чему? Куда? Какой? Кому? Зачем? Что? Кем? Кого? Что сделает? Чем? Какие? Чего? Как? О ком? Каков? О чём?

2-ая группа

Найдите правильный ответ:

Дополнение обозначает:

  • Признак предмета
  • Время действия
  • Место действия
  • На какой предмет направлено действие
  • Кому принадлежит предмет

Приведите пример предложения с дополнением.

3-ая группа

Дополните необходимые сведения в модель «Дополнение»

Схемы используются на разных этапах урока:

  • при изучении и закреплении нового материала (проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся

-  учитель строит схему – учащиеся наблюдают;

- учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу;

-  учащиеся самостоятельно создают схему.

  • при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их).

8. Длительность работы над опытом : 2 года

9. Диапазон опыта : разработана система уроков с применением моделирования на уроках русского языка с заданиями разного уровня сложности.

10. Результативность опыта.

На уроках русского языка    важным видом учебной деятельности является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока. В этом помогают игры-конструкторы, дети сами анализируют  материал и делают вывод или составляют  правило.

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е.  осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.

В учебных действиях указанные принципы разработаны и успешно реализуются в доступной для учащихся форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания:

  1. «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»;
  2. «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;
  3. «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).

В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют учащимся:

  • составлять опорные планы изучения объектов;
  • производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов.

Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Качество знаний по русскому языку по сравнению с предыдущим выпуском увеличилось.

4 д

3 а

2009-2010

58,6%

2013-2014

66,4%

В 2013 году ученица 2 класса А Овчинникова Виктория заняла 1 место в районном конкурсе «Урок письма».

Количество учеников, принимающих участие в олимпиаде «Русский медвежонок» составляет – 100%

Критериями эффективности представленного опыта является развитие компетенций учащихся:

Учащиеся умеют осуществлять отбор важного материала, самостоятельно работают в школьной и сельской библиотеке.

Умело используют ресурсы Интернет (грамотно осуществляют поиск информации)

Свободно общаются, выступают с инициативой.

Свободно работают с текстом учебника. Добывают дополнительную информацию (словари, энциклопедии).

11.  Список используемых источников.

  1. Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир //  Начальная школа. – 2006. - № 9. – С.67 – 71
  2. Иванов С.В., А.О. Евдокимова и др. Русский язык 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. – Москва: Издательский центр Вентана-Граф, 2012.- 192 с.
  3. Иванов С.В., А.О. Евдокимова и др. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. – Москва: Издательский центр Вентана-Граф, 2013.- 192 с.
  4. Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2005. - № 12. – С. 23 – 24
  5. Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С. 255 – 274
  6. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45
  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 175 с.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование на уроках русского языка.

       Начальная школа является первой ступенью общего образования, поэтому ее главной задачей стало научить детей учиться. В Типовом положении об общеобразовательном...

Моделирование на уроках английского языка (для малышей)

В работе представлен урок систематизации знаний, умений и навыков по теме «Знакомство». 1.ВСТУПЛЕНИЕ – в двух словах в шуточной форме говорится о цели создания работы.2.СПОРТИВНОЕ ПРОДОЛЖЕН...

Приём моделирования нового знания на уроке русского языка во 2 классе.

 Вашему вниманию предлагается урок русского языка во 2 классе по теме   «Образован...

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...

Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе

моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...