Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_tipy_rechi_4_kl.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Ф.И.О. учителя: Козырева Вера Геннадьевна,  учитель высшей кв. категории.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового  материала.

Тема урока: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Познакомить учащихся с отличительными признаками типов речи.
  2. Определять  роль имён прилагательных в речи.
  1. Развивающие:
  1. Развивать умение правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их  в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к предмету.
  2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.

Основные понятия: тип речи, повествование, описание.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

  1.  компьютер, проектор, маркерная доска;
  2.  презентация к уроку;
  3.  листы с заданиями для работы в парах;
  4.  раздаточный материал для проведения АМО.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Инициация (начало урока)

Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы?








Учитель: - Откройте тетради, запишите  число, Классная работа.

Учитель: - Сегодняшний урок будет проходить под девизом:

           ВОДА  КАМЕНЬ  ТОЧИТ      

Учитель: - Как вы понимаете эту пословицу?


Учитель: - Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.


Учитель: -  Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких?

А вот чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно?

Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.

Мы – умные.

Мы – дружные.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы – отлично учимся,

У нас всё получится!



Дети садятся.

Работа в тетради.



Предположения  учащихся.









Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)

Коммуникативные УУД:

высказывать и аргументировать свою точку зрения,

уметь слушать и понимать других.


Регулятивные: 

уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.


Личностные УУД:

мотивировать образовательный процесс,

осваивать личностный смысл учения,

обеспечивать личностный моральный выбор.

2.Введение в раздел.

Повторение изученного ранее материала.

Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»:

приставка в слове присоединить +

корень в слове слагаемое + (предлагать)

1 буква алфавита +

1 суффикс в слове писатель +

2 суффикс в слове сонный +

окончание  в слове знакомое


Учитель: - Какое слово у вас получилось? Учитель: - Молодцы.  Для того,  чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши  научные знания об этой части речи.

Чистописание  

Учитель: - Помощники главного редактора  читают  высказывания, если высказывание ложное, неверное,  то вы в тетради записываете строчную  букву н, а если истинное, верное  – то  строчную букву в.  















Учитель: - Сверьтесь с образцом.

- У кого такая же последовательность букв?

- У кого получились красивые, ровные буквы?  

- Молодцы.



(слайд)

По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.





- Прилагательное.






Учащиеся – помощники  зачитывают высказывания вслух, а остальные работают в тетради.  

1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное,  называется морфологией. 

2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи.

3. Имя прилагательное  обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения.

1.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч. 

2. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам.

3.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным.

1. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

2 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами.

3. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами.

Коммуникативные УУД:

использовать средства речи для передачи информации,

самовыражение,

обучение сотрудничеству.


Регулятивные УУД:

учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,

давать самооценку.


Личностные УУД:

учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.


Познавательные УУД:

учить анализировать, сопоставлять,

самостоятельно делать выводы.

3. Языковая разминка. Вхождение в тему

Учитель: - В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Составьте его из следующих словосочетаний:

день (какой?) короткий

бросил (что?) луч

луч (чей?) свой

луч (какой?) последний


Учитель: - А теперь запишите авторский вариант из стихотворения  М. Лифшица

 Короткий день свой луч последний бросил.

                                        (М.Лифшиц)


Учитель: - Выполним синтаксический разбор предложения.


Учитель: - Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?


Учитель: - Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Итог: - Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой.



Ученики вслух проговаривают варианты предложений.













1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,

2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,

остальные в тетрадях.



-украшают речь

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


Познавательные УУД:

строить речевое высказывание,

логически рассуждать,

делать выводы.

4.Изучение нового материала

(постановка проблемы)

Учитель: - Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях,  как:

                            тип речи

 

повествование       описание      рассуждение

Учитель: - Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить?

Учитель: - Итак, какие бывают типы (виды) речи? Сегодня мы работаем с двумя из них.

Учитель: - Что такое повествование? Описание? Как вы понимаете?

- Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … .

- Вы оказались правы, молодцы.

Учитель: - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (ответы детей)

Учитель: - В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты.

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний  лес. Особенно он хорош в ясный  морозный день. Солнце освещает  могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты  ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.  

Учитель: - Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему?







Ответы детей  (вид речи)







Работа учащихся со словарём.



- Будем работать над типами речи – повествованием и описание.



Учащиеся выполняют задание учителя.















Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,

объяснять смысл слов.


Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.


Познавательные УУД:

формулировать  познавательные цели, отбирать информацию,

анализировать, самостоятельно делать выводы.

5.Пути решения проблемы

Учитель: - А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования  мы сегодня и выясним.

 Учитель: - Положите текст-описание перед собой.

Учитель: - Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.









Учитель: - Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

  1. Нарисовать словами картину
  2. Рассказать о последовательности событий?


Учитель: - Какой вопрос можно поставить к данному тексту:

  1. Что происходит с предметом (человеком)?
  2. Каков предмет (человек)?


Учитель: - Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?


Учитель: - Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы.









Учитель: - К какому типу речи относятся эти строчки?


Учитель: - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?






По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу


описание

повествование

 Цель

Нарисовать словами картину.

Рассказать о последовательности событий.

Вопрос к тексту

Каков предмет (человек)?

Что происходит с предметом (человеком)?

Ключевые слова

Прилагательные

Глаголы



Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.












Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.


Рисунок опиши  любой,

Ответив на вопрос « какой?»

А чтобы не было возни,

Ты прилагательных возьми.


 О чем – то хочешь рассказать?

 Глаголов нужно больше взять,

 Что происходит, описать,

 Картинок множество создать.




- Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.


Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий,

сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.



Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации. 


Познавательные УУД:

отбирать информацию,

анализировать,

выбирать  критерии для сравнения,

строить логическую цепь рассуждения.



6.Физкульт-минутка

Учитель: - Потрудились не на шутку,

                   Отдых наш – физкультминутка.

АМО «Массаж»



Учащиеся под музыку выполняют массаж спины друг другу.

Регулятивные УУД:

снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления 

7.Закрепление

Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете  по рядам в парах.

На катке

    Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала.    

Звери зимой

    Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка - … уши.    

На лесной поляне

    Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло  … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал  их …  лапки.   Только … ветерок покачивал еловые макушки.

Учитель: - Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.


Устная работа по закреплению типов речи.

Учитель: - Ребята,  на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.



Учитель: - К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?








Учитель: - К какому типу речи относятся данные тексты? Как вы определили?









1 ряд  (розовые листочки)





2 ряд  (зеленые листочки)





3 ряд  (голубые листочки)










Ученик 1. Изобретение книгопечатания

В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.

Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.


Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний,

слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.


Регулятивные УУД: 

самостоятельно корректировать работу,

определять правильность выполненного задания.


Познавательные УУД:

сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи,

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,

строить логическую цепочку рассуждений.






Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний


Познавательные УУД:

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи

8.Итог урока. Домашнее задание.

Учитель: - Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи?

Учитель: - В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?

Учитель: - Как вы считаете, достигли  мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования?  Что нам помогло в этом?

Учитель: - А что важнее: описание или повествование?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему:  

«Как прошёл открытый урок»

«Портрет соседа по парте»

Оценивание. -  Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?








-Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным…

Ответы учащихся.








Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения.


Личностные УУД: 

оценивать личностный смысл учения,

оценивать своё отношение к процессу обучения.


Познавательные УУД: 

анализировать,

делать выводы на основе полученных знаний,

осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.





9.Рефлексия.  

Учитель: - У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете  облачко.

Для гостей:  метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску.

Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.


Регулятивные УУД:

давать оценку деятельности другим,

давать оценку своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...