Конспект и презентация по русскому языку "Произношение и написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА".
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему

Кушулинская Наталья Фёдоровна

 

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России» 

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Е.А.Литвинова.

На тему: «Произношение и написание

слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА».

1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРИЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   № 585

КИРОВСКОГО РАЙОНА

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Конспект урока

по русскому языку УМК «Школа России»  

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Е.А.Литвинова.

На тему: «Произношение и написание

слов с сочетаниями ЖИ, ШИ»

1 класс.

Учитель начальных классов

Кушулинская Н.Ф.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

Русский язык

Тема: Произношение и написание

слов с сочетаниями ЖИ, ШИ.

Цель урока: Уточнить представление учащегося о звуках [ж],[ш] как       твердых и развивать умения писать сочетания жи, ши.

Формировать представление об орфограмме.

Создавать условие для умения проверять данную орфограмму.

Оценивание и давать ученику оценить себя.

Ход урока.

1). Организационный момент. Презентация. Ежик расскажет нам сказку, послушайте.

Это сказка, а теперь исследуем на письме эти сочетания.

                               

                                                                                         

 

                                       

2). Чистописание. Наблюдение над слогами- слияниями жи, ши.

 Откройте учебник, упр. 42 стр. 86.

-Прочитайте задание.

-Пишите красиво!  

-Произнесите слог- слияния.

-Что заметили? (Звуки [ж] и [ш]твёрдые, после них слышится гласный [Ы] )

-Что их еще связывает эти два зв.  

-Звуки [ж] и [ш] составляют пару; зв. [ж] произносят с голосом.

-Сравните. (приложите руку к горлу и произнесите[ж] [ш])

-Какой звук слышим первым, твердый или мягкий? ( ТВ.)

-Звуки[ж],[ш]- всегда твердые, но после букв Ж и Ш нужно писать и. Так договорились между собой  люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.  

-Сочетания ЖИ ШИ пиши с буквой И.

-Запишем эти сочетания.

жи   [жы]   ши  [шы]

-Прочитайте слова (широкий , жил)

-Мы сразу можем записать эти слова? (Нет)

-Здесь есть орфограмма, жи ши пиши с буквой и.

-Слышим звук [ы], а пишем букву И.

-Запишем слова.

Кто хорошо написал, поставьте на полях зеленную галочку.

Кто ошибся 1 раз, синим цветом.

Что мы с вами делали?

 

3).Словарная работа.

-Новое задание, ВНИМАНИЕ!!

-Посмотрите, слоги перепутались.(Ран , ка, даш)

-Найдите, спрятанное слово.  (Карандаш)

-Это слово означает один карандаш.

-Еще слоги перепутались. (ран, ка, да, ши)      (карандаши)

Запишите, подчеркните орфограмму.

-Составьте предложение с этим словом. (У Кати цветные карандаши.)

Как пишется начало предложения?

В конце этого предложения, какой знак препинания поставим?

Слова в предложении пишутся? (раздельно)

Предлог У с словами пишется, раздельно.

Подчеркните орфограмму жи ши.

В слове, есть не проверяемые безударные гласные в корне слова. (Карандаши)

Сигнальными карточками, покажите у кого без ошибок.

С каким новым словарным словом мы познакомились?

РАН, КА, ДАШ

КАРАНДАШ

РАН, КА, ДА, ШИ

КАРАНДАШИ

 У Кати цветные карандаши.

      

4) Работа по теме урока. 

1) Посмотрите, ёжик Филя приготовил нам задание.

Подберите нужные буквы в словах.

Дети по очереди отвечают.

Почему вы вставляли букву и. (Правило жи ши)

Проверим.

Молодцы!

Давайте запишем одно слово с сочетанием жи и одно с ши.(Мыши, ежи.)

Подчеркните орфограммы в словах.

Обменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Поднимите сигнальные карточки. (Верно- зеленый цвет, не верно- красный цв.)

   

Как, одним словом сказать про них? (Животные)

А вы знаете, где живут они?

2)Работа в парах.

У вас на партах слова давайте из них составим предложение.

«Ежи живут в лесу. В лесу живут ежи»

О ком, идет речь в предложении? (еже)

Что про него сказано? (Живет в лесу)

Как пишется начало предложения?

Слова в предложении пишутся раздельно?

Есть ли предлог в предложении?

Предлог В с словами пишется. (раздельно)

В каких словах есть новые орфограммы? (ежи, живут). Правило жи ши.

-«лесу» безударная гласная в корне слова. Проверочное слово «лес».

В конце этого предложения, какой знак препинания поставим?

Подчеркните орфограмму жи ши, и безударную гласную.

Запишем предложение.

Сравните своё предложение  с написанным предложением на доске.

Что мы с вами делали.

                                        

Продолжим узнавать, кто, где живет.

Прочитайте слова в левом столбике.

Прочитайте слова в правом столбике.

Знаете ли вы кто, где живет?

Посмотрим!

Дети по одному выходят и показывают.

И называют слова  с орфограммой, которую мы изучаем.

Молодцы!

Запомнили вы, кто, где живет?

Великолепно! (Оценивает компьютер)

                                         

5)Закрепление изученного материала.

Карточки с словами на доске. «Ма..ны, камы.., стри.., ..раф.»

( Какие буквы убежали, восстановите.)

Ученики отвечают устно.

Какие сочетания вы вставили?

Какой звук второй вы слышите в них [ы], а напишем букву «и».

Почему? Да, есть правило жи ши пиши с и.

Начинаем писать с большой буквы, перечисления слов пишем через запятую, в конце ставим точку.

Подчеркивая орфограмму жи ши и безударную в корне.

Ёжик хочет раздать вам по одному ёжику, с рифмовкой, чтобы вы выучили и не допускали ошибок в этих словах.

                               

6)Рефлексия и оценивание.

УЧИТЕЛЬ. Что мы с вами сегодня делали на уроке?
УЧЕНИКИ. На какое правило находили орфограммы.

УЧИТЕЛЬ. Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом?
Ученики делятся впечатлениями о выполнении заданий и своих впечатлениях и переживаниях.
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
УЧЕНИКИ. Да!
УЧИТЕЛЬ. Как вы догадались?
УЧЕНИКИ. Филя нас хвалил, говорил, что мы все выполнили правильно!

Ученики хвалят себя сами.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши…

Запомни слоги жи и ши,

Их с буквой «И» пиши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Пояснительная записка     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самост...

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

Конспект урока по предмету «Русский язык» Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Конспект урокапо предмету «Русский язык»Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»...

Конспект урока по "Русскому языку", 2 класс, тема: Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу

Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу».Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.Задачи:...

Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...