Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС
рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме

Огарцева Наталья Владимировна

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от  6 октября 2009г.)  и  авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                                                                          Пояснительная записка

К    РаБОЧЕй    ПРОгРАММЕ    по  РУССКому  яЗыКу

3 класс

         Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от6 октября 2009г.)  и  авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова). Программа разработана на основе основной образовательной программы НOO  МБОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов»

       Рабочая программа «Русский язык» адресована учащимся 3Б класса БМОУ «СОШ№27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково Саратовской области.

       Концепция (основная идея) программы.

       Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, основной организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:

-обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

-ведущую роль теоретических знаний в обучении;

-быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

-осознание школьниками процесса обучения;

-систематическую работу над развитием каждого ребёнка, включая самого слабого.

         Эти принципы обуславливают расширение в курсе объёма инвариативного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучений учебного материала.

      Образовательная область «Филология» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений представлена двумя образовательными компонентами: «Русский язык» и «Литературное чтение».

      Роль курса в обучении. Курс «Русский язык» составлен по  авторской программе А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. Полякова А.В.) по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Курс обеспечен программой, новыми учебниками и пособиями. Издательство М.; Просвещение.

     Основные цели обучения:

– развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;

– формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;

– наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности.

    Задачи:

 -речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно – нравственное развитие младших школьников;

-формирование у них основных видов речевой деятельности (умение читать, писать, слушать, говорить);

-формирование системы первоначальных знаний и умений по русскому языку и литературе, опыта анализа и  обобщения фактов и закономерностей родного языка;

-воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей учащихся

         Срок реализации программы: согласно  федеральному базисному учебному плану в соответствии  с  ФГОC НОО  на изучение «русского языка» в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).  

        Основные принципы отбора материала:

- учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция – установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий;

- педагогическая поддержка как сильным, так и неуспевающим учащимся;

-учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

        Общая характеристика учебного процесса:

Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Программа русского языка отличается логичностью, глубиной, стройностью изложения. Разнообразные ребусы, кроссворды, загадки, эвристические вопросы, позволяющие развивать творческий потенциал учащихся, активизировать их умственные процессы.

Гармоничное сочетание различных форм работы с учащимися – самостоятельной, индивидуальной, коллективной, работы в парах – позволяет детям более успешно усвоить учебный материал, повысить качество успеваемости.

Методы и приемы обучения.

         Широко применяются следующие методы: дифференцированное обучение,  исследовательский, научно-практический, частично-поисковый, информативный, метод наблюдения. Приемы: комментирование, практическая работа, изобразительная деятельность, игровые приемы.

        Форма работы: индивидуальные, групповые, работа в парах.

        Формы реализации программы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

        Логические  связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

- с уроками литературного чтения: составление и запись предложений, мини – текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- с уроками изобразительного искусства: описание картины, портретов художников и.т.д.

- с музыкой: произношение, распевание звуков речи.

        Предполагаемые результаты.

        Обучающие научатся:

Различать и сравнивать:

- основные понятия (термины): звук (гласный, согласный), слог (ударный, безударный), интонация, слово, предложение; существительное, прилагательное, глагол, союз, предлог; единственное и множественное число; мужской, женский, средний род; настоящее, прошедшее, будущее время;

- существительные в единственном и множественном числе (на материале слов, представленных в лексическом минимуме);

- род существительных, различия по полу, по формальным признакам;

 – признаки предложения; виды предложений по цели высказывания;

– роль предлога в речи;

– названия падежей и вопросы к ним;

– алгоритм определения склонения существительного;

– окончания имен существительных при склонении;

– части речи;

– части слова;

– виды предложений по цели высказывания;

- правила правописания: безударных гласных в словах, гласных после шипящих и ц, глухих и звонких согласных в словах, слов с разделительными ъ и ь знаками, большой буквы;

- правила пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при однородных членах предложения, правила переноса слов.

Решать практические и учебные задачи:

- читать повествовательные и описательные тексты из 5-10 предложений со снятыми языковыми трудностями;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, выделять в тексте главную мысль;

- различать в потоке речи звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;

- понимать речь учителя и сверстников;

- понимать прослушанное краткое сообщение (продолжительность звучания 1-2 минуты);

- общаться в семейно – бытовой и учебной сферах;

- рассказывать о себе, своей семье, своих товарищах, школе;

- строить диалоги по заданной ситуации;

- кратко описывать человека или природу (2-4 предложения);

- писать изложения (3-7 предложений);

- писать диктанты (40-60 слов);

- отвечать письменно на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе,

    Ожидаемые результаты.

        Программа обеспечивает достижение учеников  личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  3. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичное единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств  других людей и сопереживания им;
  7. развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
  8. овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества;
  12. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

     Предметные результаты:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношение к правильной устной и письменной речи как показателюобщекультуры и гражданской позиции человека;

         владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка  

         (орфоэпических,      лексических, грамматических) и признаках речевого этикета; умение ориентироваться в

          целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

         коммуникативных задач;

  1. осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
  2. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

       Система оценки достижений учащихся:

        С учётом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится пятибалльная система

       цифровых оценок.

      Инструментарий для оценивания результатов:

- самоконтроль, взаимоконтроль;

- словесная оценка;

- письменная оценка;

         Используемые в тексте программы условные обозначения:

- «БУП» - базисный учебный план;

- «УМК»- учебный методический комплект.  

       

     

 

                                                                       

                                                                       Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

(предмет)

Класс  3

Учитель Огарцева Наталья Владимировна

Количество часов

Всего 170 часов; в неделю 5 час.

Плановых контрольных уроков     , зачетов      , тестов     .;

Административных контрольных уроков   ч.

Планирование составлено 

 на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык» (2007 г.) рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л. В. Занкова) в соответствии   ФГOC  НОО «Русский язык».

               

     Программа по русскому языку в соответствии с требованиями Стандарта предусматривает:

  1. осознавать безошибочное письмо, как одно из проявлений соответствующего уровня культуры;
  2. применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи   собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
  3. первоначальное представление о системе и структуре русского и родного языков, познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразования;
  4. в объеме содержания курса находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, как звук,    буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных универсальных учебных действий с языковыми единицами.

                                                           

                                                                       

Тематическое планирование

по русскому языку, 3 класс

№ п/п

Система уроков

Вид
деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информа-

ционно-методическое обеспечение

Дата

проведения

Корректи-

ровка

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Речь. Текст

Фронтальный

Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения

Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации

Уметь распознавать предложения в тексте

Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.:

Педагогика, 1990

03.09

04.09

2

Предложения по цели высказывания

3

Побудительные, вопросительные, повествовательные предложения

05.09

4–5

Подлежащее и сказуемое.

Грамматическая основа предложения

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения

Должны уметь определять части речи подлежащего
и сказуемого

Уметь работать с пред-ложением, выделять основу. Составление предложений по схемам

Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2001

06.09

07.09

6–7

Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже,
и сказуемые, выраженные глаголами

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения

Должны уметь осознавать, что подлежащие, выраженные существительными, должны стоять в именительном падеже

Словарно-орфографи-ческая работа

10.09

11.09

8–11

Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме

Фронтальный

Должны получить общее представление о второстепенных членах, устанавливать связь слов в предложении

Должны получить представление о том, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и личным местоимением

Работа над предложением. Словарно-орфо-графическая работа.

Работа с фразеологизмами

12.09

13.09

14.09

17.09

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

12

Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием

Индивидуальный

Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

18.09

13

Работа

над ошибками

Индивидуальный

Должны уметь анализировать свои ошибки

Должны уметь группировать ошибки по видам орфо-графии

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками

Памятка работы над ошибками

19.09

14–18

Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Суффикс

Фронтальный

Должны иметь представление о корне; уметь его выделять, определять проверяемое слово по слабой

и сильной позиции гласного

Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса

Схема «Состав слова»

Шкатова, А. Подумай
и ответь

20.09

21.09

24.09

25.09

26.09

19

Чередование соглас-ных в корне слова

Групповой

Должны получить представление о чередованиях согласных в корне слова

Должны получить представление о способе проверки безударной гласной
в суффиксах -
ик, -ек

Алгоритм способа про-верки гласных в суффиксах

27.09

20–25

Правописание суффиксов -ик, -ек,
-очк-, -ечк-
. Словообразующая роль суффиксов

Фронтальный

Должны уметь изменять форму имен существительных по вопросам и числам;

образовывать новые слова при помощи суффиксов, распределять слова по частям речи;

должны знать о правописании сочетаний -чк, -чн

28.09

01.10

02.10

03.10

04.10

05.10

26–28

Приставка. Образование слов с приставками. Словообразующая роль приставки. Правописание приставок от, об, о, по, про, до, под. Словообразовательная роль приставки

Групповой

Должны получить представление о приставке

как о части слова; знать словообразующую роль приставки.

Уметь образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку

Должны уметь понимать переносное значение фразеологического оборота,
в результате наблюдения сделать вывод, что приставки употребляются преимущественно в глаголах

Наблюдение за употреблением приставок;

звучание и написание приставок

Попов, П. П. Современный русский язык

08.10

09.10

10.10

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

29

Определение порядка разбора слова
по составу. Подготовка к сочинению

Фронтальный

Должны уметь:

– вывести алгоритм разбора слова по составу;

– подбирать однокоренные слова;

– определять часть речи

Должны понимать и уметь употреблять фразеологические обороты

Алгоритм разбора слова по составу

Картины осенней природы. Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

11.10

30–31

Сочинение на тему «Уж небо осенью дышало». Редактирование сочинения

Индивидуальный

Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы

Стихотворения об осени А. Майкова, А. Твардовского, И. Бунина,
А. Пушкина

Картины осенней природы, словари

12.10

15.10

32

Деление слов по морфологическому составу

Фронтальный

Должны уметь анализировать структуру слова,

определять части речи

Должны уметь использовать в речи разные фразеологические обороты

Работа по словарю
со словарной статьей

Словарь юного филолога под редакцией М. Панова

16.10

33–34

Перенос слов с приставками. Словообразовательная роль приставок

Индивидуальный

Должны уметь делить слово на морфемы, составлять предложения с данными словами

Должны уметь анализировать структуру слова.

Знать смысловые оттенки суффиксов и приставок

17.10

18.10

35

Контрольная работа по темам «Состав слова», «Синтаксический разбор»

Индивидуальный

Уметь выполнять тематическую контрольную работу, применяя полученные знания

19.10

36

Работа над ошибками. Состав слова

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

Памятки в работе над ошибками

22.10

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

37–38

Правописание предлогов и приставок

Фронтальный

Должны уметь различать предлоги и приставки, правильно их писать

Должны уметь анализировать состав слова, подбирать слова, и синонимичные фразеологические обороты

Работа со словарем
и статьей

Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

23.10

24.10

39

Проверочная работа по теме «Предлог
и приставка»

Индивидуальный

Уметь работать над орфографической зоркостью

25.10

40

Работа
над ошибками

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

26.10

41

42

Состав слова. Окончание. Роль окончания в речи

Групповой

Должны иметь представление об окончании как о части слова, о начальной форме существительного

Уметь выделять в словах окончания

Схема «Состав слова»

Справочное пособие для начальной школы

06.11

07.11

43

Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных

Фронтальный

Должны уметь изменять существительное по вопросам, составлять алгоритм выделения окончания у существительного

Должны уметь четко работать по алгоритму

Работа с алгоритмом

08.11

44

Контрольный диктант

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

09.11

45

Работа над ошибками

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

Должны уметь анализировать ошибки самостоятельно

Памятка «Работа над ошибками»

12.11

46

Состав слова. Основа. Различие основ по составу. Сравнение основ слова
и корня

Фронтальный

Должны иметь представление об основе как о части слова; уметь сравнивать основы по составу; выполнять морфемный разбор слова; выделять корень
и отличать его от основы

Должны уметь дописать фразеологизм

Схема «Состав слова»

Справочное пособие для начальной школы

13.11

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

47-

49

Деление слов по морфемному составу

Групповой

Должны уметь соотносить слова со схемой слов, грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова

Должны развивать познавательный интерес к русскому языку

Работа по схеме

Шкатова, Л. А. Подумай
и ответь

14.11

15.11

16.11

50-

53

Слова с двойными согласными. Образование однокоренных прилагательных с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными

Фронтальный

Должны уметь сопоставить на основе звукового анализа написание и значение слова, переносить слова с двойными согласными

Должны уметь образовывать слова с помощью различных морфем, ведущих
к удвоению согласных

Словарно-орфографи-ческая работа на материале фольклора (загадки, пословицы)

19.11

20.11

21.11

22.11

54-

55

Сложные слова
и их образование

Групповой

Должны иметь представление об образовании сложных слов путем сложения двух слов или их частей при помощи соединительных гласных о, е; уметь образовывать сложные слова

Уметь работать с правилом; комментировать письмо; объяснять орфограммы и лексическое значение слов

Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку

23.11

26.11

56-

57

Правописание соединительных букв
в сложных словах. Морфемный состав сложных слов

Индивидуальный

Должны уметь определять вид текста и выявлять изобразительные средства

Должны уметь на основе наблюдений осмыслить разнообразие морфемного состава сложных слов

Деформированный текст

27.11

28.11

58

Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного
в середине слова

Групповой

Должны уметь пользоваться правилом написания парного согласного в середине слова

Должны уметь выделять парный согласный звук
в слабой позиции в конце и в середине слова

Работа с пособием

Справочное пособие по русскому языку в начальной школе

29.11

30.11

59

Образование слов
с парными согласными в середине
с помощью суффикса

Индивидуальный

Должны уметь находить парный согласный звук
в слабой позиции в конце и в середине слова, определять проверяемое и проверочное слово

Должны уметь понимать смысл устаревших слов

Работа с текстами

Наруше-вич, А., Попова, Е.

Тесты по рус-скому языку.  М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

03.12

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

60-

62

Правописание парных согласных
в корне слова

Индивидуальный

Должны уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова

Должны уметь распознавать антонимичные прилагательные

04.12

05.12

63

Состав слова. Классификация слов по раз-личным орфограммам

Фронтальный

Должны уметь определять морфемный состав слова, выполнять фонетический анализ слова

Справочное пособие
по русскому языку

06.12

64-

65

Правописание безударных гласных и парных согласных в кор-не слова. Правописание удвоенных согласных

Фронтальный

Должны уметь списывать текст, выделяя изученные орфограммы; подбирать проверочные слова; выполнять синтаксический разбор предложения

Должны уметь закончить фразеологизм и использовать его в речи

Жуков, В. П.

Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980

07.12

10.12

66-70

Правописание слов
с непроизносимыми согласными

Фронтальный

Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными

Должны уметь сделать вывод о способе проверки слов с непроизносимым согласным; анализировать звуки речи, различать произношение и написание слов, использовать знания и умения в практической деятельности, соблюдать орфографические нормы

Работа с текстом

Шкатова, Л. Подумай
и ответь

11.12

12.12

13.12

14.12

71

Словоизменение

Фронтальный

Иметь представление о новом разделе в русском языке

Знать, что изучает данный раздел русского языка

Упр. № 1–3

17.12

72

Словообразование

Групповой

Знать, как образуются слова, для чего они необходимы

Уметь пробовать работать со словообразовательным гнездом

Работа со схемой

Упр. № 5–7

18.12

73

Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам

Фронтальный

Уметь изменять имена существительные по падежам

Знать об истории образования названия падежей.

Уметь определять, какие

Работа со схемой

Схема

19.12

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

74-

75

Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных.

1-е склонение

Групповой

Уметь распознавать типы склонений в различных словах

существительные относятся к первому, второму склонению; правильно склонять их

Творческая работа

Упр. № 12–15

20.12

21.12

76

2-е склонение имен существительных. Словарный диктант

Парный

Творческая частично

поисковая работа

Упр. № 17–19

24.12

77

Распознавание типа склонения в косвенном падеже

Индивидуальный

Уметь распознавать типы склонений в словах с косвенными падежами

Уметь находить в тексте любой тип склонения

Работа с памятками

Памятка

25.12

78

Зрительное изложение

Индивидуальный

Уметь писать изложение по картине

Составление плана текста

26.12

79-80

Именительный и винительный падежи существительных
1-го склонения

Фронтальный

Знать особенности падежей существительных
1-го склонения

Уметь определять падежи в любом типе склонения; отличать существительные в именительном падеже
от существительных в винительном падеже; определять предлоги, употребляемые с существительными

в косвенных падежах

Объяснение орфограмм по алгоритму; работа
с правилом; письмо
по памяти

Упр. № 30–32

27.12

28.12

81-82

Родительный падеж имен существительных 1-го склонения

Групповой

Упр. № 35–37

14.01

15.01

83-84

Дательный и предложный падежи имен существительных
1-го склонения

Парный

Упр. № 39–40

16.01

17.01

85

Составление текста на основе представлений и стихотворения Т. Белозерова

Индивидуальный

Уметь составлять текст
на основе представлений
и опоры на стихотворение

Составление плана текста

20.01

86

Сравнение падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Парный

Уметь находить падежные окончания

Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах

Работа с памятками

Упр. № 44–46

21.01

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

87

Творительный падеж имен существительных

Индивидуальный

Знать особенности творительного падежа

Уметь определять вопросы
и окончания имен существительных в творительном падеже

Контрольное списывание

Упр. № 48–50

22.01

88

Сравнение падежных окончаний имен существительных 1-го склонения

Индивидуальный

Уметь сравнивать окончания существительных в косвенных падежах

Работа с таблицей

Упр. № 52–55

23.01

89-

90

Множественное число имен существительных 1-го склонения

Фронтальный

Знать, как образуется множественное число имен существительных

Уметь образовывать слова во множественном числе

Работа с перфокартами

Упр. № 57–60

24.01

27.01

91

Диктант по теме «Имя существительное»

Индивидуальный

Уметь писать окончания имен существительных, выполнять грамматическое задание, самопроверку

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум,

28.01

92

Именительный, родительный, винитель-ный падежи имен су-ществительных 2-го склонения

Парный

Знать особенности падежей существительных
2-го склонения

Уметь определять падежи в любом типе склонения

Работа с перфокартами.

Предупредительный диктант

Разноуровневые задания

29.01

93-

94

Творительный и пред-ложный падежи имен существительных
2-го склонения

Упр. № 66–69

30.01

31.01

95

Выборочное изложение (описание бурундука)

Фронтальный

Уметь передавать содержание текста, использовать навык написания существительных

Составление плана текста

03.02

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

96

Родительный, творительный и предложный падежи имен су-ществительных 2-го склонения

Групповой

Уметь определять окончания существительных 2-го склонения

Уметь находить падежные окончания в словаре

Работа с памятками; наблюдение за окончаниями существительных 2-го склонения

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

04.02

97

2-е склонение. Склонение имен существительных с основой на -й

Парный

Знать особенность склонения существительных с основой на -й

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода с основой на

Работа со схемой

Упр. № 72–76

05.02

98-

99

Правописание о и е
в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц

Фронтальный

Знать особенность правописания о и е в падежных окончаниях

Уметь объяснять правописание о и е в окончаниях существительных

Работа с памятками

Упр. № 77–80

06.02

07.02

100-

101

Составление текста-описания «Русская зима»

Индивидуальный

Уметь составлять текст-описание

Составление плана текста

10.02

11.02

102-

104

Второстепенный член предложения – дополнение

Фронтальный

Знать, что называют дополнением и как подчеркнуть его в тексте

Уметь находить дополнение в предложении; углубить знания учащихся
о второстепенных членах

Работа с памятками

Памятки

12.02

13.02

14.02

105-

106

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе

Индивидуальный

Уметь склонять имена существительные мужского рода во множественном числе

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода во множественном числе

Работа по алгоритму

Упр. № 82–85

17.02

18.02

107-

108

Составление текста-повествования. Пись-мо текста с продолжением

Индивидуальный

Уметь составлять текст-повествование

Составление плана текста

19.02

20.02

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

109-

110

Склонение имен существительных среднего рода в единственном и во множественном числе

Индивидуальный

Уметь склонять имена существительные среднего рода во множественном
и единственном числе

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

21.02

24.02

111-

112

Имена существительные 1 и 2-го склонений. Обобщение, сравнение, опора

Индивидуальный

Уметь работать с существительными 1 и 2-го склонений

Уметь работать по алгоритму

Работа со схемой

Разноуровневые задания

25.02

26.02

113

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Индивидуальный

Уметь применять полученные знания по теме

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

27.02

114

Работа над ошибками. Словарный диктант

Индивидуальный

Уметь выполнять самостоятельно работу над ошибками

28.02

115-

116

Составление текста. Сочинение после экскурсии

Индивидуальный

Уметь составлять текст, передавать его содержание

Составление плана текста

03.03

04.03

117-

119

Определение. Сравнение членов предложения

Групповой

Иметь представление о но-вом второстепенном члене – определении

Уметь сравнивать различные члены предложения

Работа по схемам

Упр. № 88–91

05.03

06.03

07.03

120-

122

Однородные члены предложения

Групповой

Уметь находить однородные члены предложения
в тексте

Уметь определять части речи у второстепенных членов предложения

Работа со схемами предложений с второстепенными предложениями; составление

схем

Разноуровневые задания

10.03

11.03

12.03

123-

125

Однородные члены предложения с союзами

Индивидуальный

Знать особенность правописания второстепенных членов предложения с союзами

Уметь составлять предложения с второстепенными членами

Упр. № 93–95

13.03

14.03

17.03

Продолжение табл.

1

2

4

5

6

7

8

126-127

3-е склонение имен существительных. Сравнение

Парный

Знать особенность написания окончаний существительных третьего склонения

Уметь сравнивать существительные разных склонений

Работа по алгоритму

Алгоритм, упр. № 9–99

18.03

19.03

128-

130

Множественное число имен существительных 3-го склонения

Парный

Знать написание окончаний существительных во множе-

ственном числе 3-го скло-нения

Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го скло-нения во множественном числе

Работа с правилом

Упр. № 101–104

20.03

21.03

01.04

131-

133

Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения

Парный

Знать, когда пишется мягкий знак в существительных 3-го склонения

Уметь выделять окончания существительных 3-го скло-нения

Упр. № 105–108

02.04

03.04

07.04

134

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»

Индивидуальный

Уметь находить в предложении однородные члены, распознавать предложения
с однородными членами

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.:

Аквариум, 1997

08.04

135-

136

Работа с текстом. Описание

Индивидуальный

Знать особенности написания текста-описания

Уметь писать текст-опи-сание

Составление плана текста

Иллюстрации картин

09.04

10.04

137

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

Индивидуальный

Уметь применять полученные знания, умения

Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Контрольны

11.04

138

Работа над ошибками

Индивидуальный

Уметь самостоятельно работать над ошибками

14.04

Окончание табл.

1

2

4

5

6

7

8

139

Имя числительное

Фронтальный

Познакомиться с новой частью речи

Уметь отличить числительное от других частей речи

Работа с перфокартами

Волина, В. Учимся играя –

М.: Новая школа, 1994

15.04

140-

142

Порядковые и количественные числительные. Контрольное списывание

Фронтальный

Знать основные группы числительных

Уметь употреблять виды числительных по назначению

16.04

17.04

18.04

143-

 149

Текст. Анализ текста. Восстановление текста. Типы текстов. Структура текста. Контрольный словарный диктант.

Парный

Знать определение текста, типы и структуру текстов. Уметь восстановить текст

Учиться анализировать
и составлять текст

Работа с текстом

Разноуровневые задания

21.04

22.04

23.04

24.04

25.04

28.04

29.04

150

Контрольный диктант.

Индивидуальный

Узорова О. В., Нефедова

30.04

151

Работа над ошибками

Индивидуальный

02.05

152-

154

Изложение с элементами сочинения

Индивидуальный

Уметь предавать содержание текста, проявлять твор-чество, самостоятельно раз-вивать орфографическую зоркость

05.05

06.05

07.05

    155-

  170

Резервные уроки

Фронтальный, индивидуальный

08.0512.05

13.0514.05

15.0516.05

19.0520.05

21.0522.05

23.0526.05

27.0528.05

                                                                  Содержание курса

                                                   « Русский язык»  3 класс 170 часов

         Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков  и способов деятельности:

-интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом --     самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

-организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

         Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических  чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

           Обоснованность курса -  реализация принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения; максимальное использование внутренних ресурсов предмета в целях формирования личности ребенка и его творческих возможностей. Предлагается много заданий и упражнений на развитие устной речи на основе имеющегося речевого опыта детей, а работа с текстом – залог успешного обучения по любому предмету; предлагаются алгоритмы, памятки определений частей речи; делается попытка осуществить деятельностный подход в обучении, вооружить учащихся общим способом действий при решении языковых задач.

       

№ п/п

Наименование разделов  

Всего часов

                            Содержание программы

1.

 

 

   

   

   2.

  3.

  4.

Синтаксис

Словообразование

Орфография

Морфология

                     

                         Итого

17

   

   

    47

41

65

170

    Текст.
 Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.    Подлежащее, выраженное существительным  в именительном  падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах.
     Состав слова.  Корень, приставка, суффикс. Правописание отдельных суффиксов (-ик,-ек). Правописание парных согласных в середине слова. Слова с непроизносимыми согласными  Правописание слов с двойными согласными Однокоренные глаголы с приставками.
    

Части речи.

     Понятие о склонении имен существительных, падежи.
     Обзор трех типов склонения существительных  в единственном числе.
     Первое склонение имен существительных (единственное число).
     Правописание безударных падежных окончаний.
     2-е склонение имен существительных (единственное число).
     Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием. Склонение существительных  среднего рода с окончаниями на о, е.
     Правописание безударных падежных окончаний, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
     3-е склонение имен существительных (единственное число), одинаковые окончания в родительном, дательном и предложном падежах, мягкий знак после букв шипящих на конце существительных 3-его склонения в именительном и винительном падежах.
     Склонение существительных во множественном числе.
     Имя числительное, понятие об имени числительном
.    

               

 Требования к уровню подготовки учащихся,  обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

-  предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
    - главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
    - однородные члены предложения;
    - состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
    - правописание парных согласных в корне;
    - правописание непроизносимых согласных;
    - правописание слов с двойными согласными;
    - изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
    - правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
    - имя числительное, правописание количественных числительных

 Учащиеся должны уметь:

   - распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
     -ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
    - устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
     -выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
     -производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
    -производить разбор слова по составу;
    - обозначать парные согласные в корне;
     -писать слова с непроизносимыми согласными;
    - писать слова с двойными согласными;
    - изменять имена существительные. по падежам;

     -склонять существительные, писать падежные окончания существит. в форме един. и множественного числа;
     -писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
    - писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
    - использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
     -пользоваться словарями и справочной литературой.

Четверть

Всего часов

Контрольные работы

Развитие речи

Диктант

Словарный диктант

Списывание

Изложения

Сочинения

1 четверть

44

3

2

1

2 четверть

35

3

1

1

3

1

3 четверть

49

3

2

3

4 четверть

42

2

1

1

1

1

Всего

170

11

2

2

8

6

Формы и виды контроля

Учебник

 Полякова, А. В. Русский язык: 3 класс. Части 1, 2. – М.:, Просвещение, 2006.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Методическая литература.

-Росланова О.В.Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой.-Волгоград: Учитель,2008.

-Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом. – М.: Просвещение, 2004

-Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт.- сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.

-Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 3 класс, Литвинова Е.А. «Интеллект – Центр» Москва 2008.

-Беседы с учителем 3 класс. Л.Е.Журова. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2007.

Оборудование

Интерактивное оборудование в классе представлено следующими устройствами:

комиьютер, интерактивная доска, проектор, принтер.

Технологии:

информационные (ИКТ), здоровьесбережение,  деятельностный подход

Список литературы ( основной и дополнительный)

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. Книга для учащихся. Москва. Просвещение, 1995.
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Дидактические игры и

 занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы - М.: «Просвещение». - АО «Учебная литература», 1995.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
  2. Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  3. Ерёмина О.А. Всякому мила родная сторона. Тематический словарь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 48 с.
  4. Ерёмина О.Е. От макушечки до пят. Тематический словарь. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 64с.
  5. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1981.
  6. Литвинова Е.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект центр», 2007. -97с.
  7. Львов МР. Школьный словарь антонимов русского языка. Издательство «Просвещение», 1981.
  8. Львов Т.Р. Словарик синонимов и антонимов. Москва. Издательство «Вентатаграф», 1995.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «русский язык». 1989.
  10. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1983.
  11. Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное, - М.: РИО «Самовар», 1994.
  12. Рик Т. Здравствуй, дядюшка глагол! - М.: РИО «Самовар», 1995.
  13. Рик Т. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар», 1994.

12.Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках русский язык. 1-4, Издательский центр «Взгляд», 2002.

13 Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся 3 класс. – М., Верум – М, 2001. – 96 с.

14. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пояснения для учителя. Москва, 1998.

15. Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка в 3 классе. Методическое пособие.–Самара:Издательский дом «Фёдоров», 2008.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.

Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....

Рабочая программа по русскому языку по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс

В материале представлена пояснительная  записка, составленная по всем требованиям ФГОС и тематичемкое планирование для 3 класса по системе Занкова...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку УМК система Занкова

В программе представлены  - пояснительная  записка, содержание, планируемые результаты и тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку образовательная система Л.В.Занкова 4класс

Программа разработана на основе  авторской программы  «Русский язык» В.А.Поляковой, Н.А.Песняевой...