урок обучения грамоте по теме "Заглавная буква Д"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Этот урок проводится в 1 классе по УМК " Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по обучению грамоте120.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   Учитель начальных классов

                                                                                                                                         Зайцева Т.В.

                                                                                                                                                                                   УМК – «Планета знаний»

                                                                                                                                                                                   урок по обучению грамоте

                                                                                                                               1 класс

Тема урока: « ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Д»

Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.

Тип (вид) урока: урок- открытие

 Цели:

  1. развивать навык письма заглавной буквы Д, соединения этой буквы с другими;
  2.  работать над выработкой умения писать  предложения (большая буква в начале, точка в конце);
  3. развивать умения подбирать проверочные слова к словам со звонкой – глухой согласной на конце слова;
  4. повторять правила написания слов с большой буквы ( имена, названия городов, рек);
  5.  воспитывать положительное отношение к письму, чувство дружбы

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  1. создание проблемной ситуации;
  2. частично-поисковый;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. словесный
  5. наглядный

Формы организации деятельности:

  1. парная
  2. индивидуальная
  3. фронтальная
  4. групповая

Средства обучения:

  1. рабочая тетрадь – пропись №3 В.А. Илюхиной
  2. мультимедиа проектор
  3. наглядные пособия

Этап

Деятельность учителя

  Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм урока

–Психологический настрой обучающихся.

 Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Поделитесь улыбкою своей  и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

1-2-3 слушай и смотри,

3-2-1 мы начнём сейчас.

– Пусть урок принесёт нам всем радость общения!

- Покажите, дети, с каким настроением вы пришли на урок?

Давайте так поработаем, чтобы такое настроение осталось до конца рабочего дня.

Организовывают рабочее место

Подготовка класса к работе








Дети показывают смайликов с лицом радостным и грустным

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний

обучающихся


-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока,

нужно попробовать отгадать загадку.

Кто в беретке ярко – красной,

В чёрной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит. стучит. ( дятел)

- У: Какой звук слышим в начале слова? (д)

Дайте характеристику звука. ( Согласный, парный , звонкий, бывает твёрдый и мягкий, это зависит от того, какой звук идёт после него)


Обучающиеся отгадывают загадку и выделяют новый звук ( д), дают ему характеристику

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III Постановка учебной задачи








































V Первичное закрепление.






























































V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.





















































































VI Рефлексия деятельности

( итог урока)






  1. Работа с образцом буквы Д.

- Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами? ( буквы)

- Разделите их на две группы: (согласные и гласные)

_ Все ли буквы изучали? ( нет)

- Какая же буква вам незнакома? ( буква Д)

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Письмо заглавной буквы Д.)

- Зачем нам нужны заглавные буквы?

Помни, пишутся всегла

С большой буквы города,

Реки, страны и моря

Имя и фамилия моя!

  1. Работа по теме урока.

а) Пальчиковая гимнастика;

б) Каллиграфическая работа

- правила посадки;

- работа в прописи.

в) Алгоритм написания буквы Д   (Ставлю ручку на середину вспомогательной строки, веду вниз наклонную линию до нижней границы рабочей строки, укороченная петелька влево, задерживаемся, поднимаюсь до наклонной, пишу полуовал, плавно закругляю линию, опускаюсь, перехлёст с верхней линией, затем с наклонной линией до середины рабочей строки)


– Запишите букву в воздухе.

– Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–ой строчке. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, напоминает правила посадки и положения тетради.

Считаем себе при записи Д:- раз. и – два)

 Организация работы в парах

- Анализ графических ошибок в написании буквы Д ( телеграмма от дятла)

- Найдите правильно написанную букву Д, обозначьте её.


 Работа с соединениями и словами.

– Прочитайте соединения: дв  да  дм

- Запишите их в тетрадь

Организация групповой работы

-Игра «  Угадайте, как  зовут этих детей?»

 А поможет вам табличка , если по первой букве возьмете у нарисованных предметов.






о

р

а

с

м

б

п

т

и

у

к

р

к

з

а

а

( Предметы: домик, арбуз, шапка, астра)

- Имя: Даша.






ы

г

ы

и

н

л

л

с

я

а

о

т

( Предметы: дыня, игла, мыло, аист)

-Имя: Дима


– Что общего во всех словах? (Слова начинаются с буквы Д. Названия рек,имена пишутся с большой буквы.)

– Это имена полные или краткие? Назовите полные имена ребят.

- Запишите имя мальчика.


Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

- В каких словах услышали звук Д ( дует, деревцо)

- Одинаково ли слышится в 1 и 2 словах?

( Нет. В словах дует – твёрдый, деревцо –мягкий)

  1. Создание проблемной ситуации.

- Игра « Буква потерялась»

У: Посмотрите на доску – записано предложение.

Дом у дуба, ду.. у дома.

- Какой звук слышим ( п ) ?

- Как, ребята, правильно писать это слово?

- Что надо сделать? ( подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: дуб – дубы – дубок)

– Анализ предложения.

а) начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставиться точка);

б) подчеркните все буквы д



Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

А сейчас мы отдохнём,

И опять писать начнём.

для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ). Открыть. Посмотреть вдаль ( считая до 5 ). Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, глаза повернуть – направо, налево, вверх, вниз.

4. Игра « Наоборот»

-Подберите к словам антонимы:

нет – да

злой – добрый

короткий – длинный

ночь – день

враг – друг

-Подумайте, что общего в этих словах?  (Слова начинаются с одного звука – (д) )

- Ребята, а у кого из вас есть друзья?

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

-А кто ещё может быть другом?  (четвероногие друзья)

5. Чтение и запись  предложения

У Данилки был друг?

Ответы:

У Данилки – друг Бимка,

У Данилки – друг Роман.

Работа с анаграммами. Игра « Собери слово»

В жизни , ребята, существует пословица:


Друг познаётся в беде.

– Подберите проверочное слово? ( ищу друга) 

- Самостоятельно пропишите предложение.


Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие
.

- Какие знаете пословицы о дружбе?

Организует рефлексию

Я начну предложение, а вы продолжите его:

- Мы сегодня познакомились с буквой …..

-Мне было трудно …………………………

-Мне было интересно ………………………


Сравните настроение с тем, какое было в начале урока.

А сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью « светофорчика»

( получится «салютик» для гостей)

  1. Если работали активно, и всё удавалось, было интересно на уроке , поднимите зелёный круг.
  2. Если старались работать, но не всё получалось, поднимите жёлтый круг.
  3. Если было неинтересно на уроке или вы не поняли тему, поднимите красный круг.


- Всем спасибо! Урок закончен.

.









Ставят цели, формулируют

 тему урока










Обучающиеся выполняют под счёт упражнения для развитии мелкой моторики рук, вспоминают правила посадки во время письма, положение тетради.





Дети просматривают образец написания буквы Д. Затем в прописях под контролем учителя прописывают эти буквы.


Дети вспоминают правило, затем по команде учителя вписывают букву д в слова.











Работают в парах, обмениваются мнениями

Дети анализируя буквы, ведут поиск такой же комбинации букв, затем подчеркивают ее простым  карандашом.





Класс делится на две группы: мальчики и девочки


















Дети вспоминают правило написания слов с большой буквы.














После выполнения этого задания, обучающиеся записывают полное имя мальчика
























У доски работает один ученик, остальные дети у себя в прописях.


Выполняется деформированная работа




































Ребята рассказывают о том, кто может быть в их жизни другом, какими качествами обладают они.









 Дети  рассказывают о своих друзьях – детях, о четвероногих друзьях – собаках, кошках.



Самостоятельно придумывают предложения.

Все обучающиеся участвуют в игре

(работа в прописи на с.19)


( С друзьями всегда весело, хорошо, можно поиграть ) Игра « Ладошки»













Дети называют пословицы:

Нет друга ищи, а нашёл  - береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех, и все за одного.







Дети поднимают смайлики и сравнивается настроение обучающихся




Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности., соотносят цель и результаты, степень их соответствия
















































Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.










Познавательные: синтез как составление целого из частей.











Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.









Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.













Личностные: самоопределение



Регулятивные:





Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение
















Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные















Регулятивные

































Познавательные













Коммунивативные – умение выражать свои мысли











Личностные





























Познавательные









Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...