Описание методики применения диктанта "Проверяю себя"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Калинкина Ульяна Андреевна

В данном материале описана работа с  диктантом  "Проверяю себя", который является,на мой взгляд, эффективным средством развития орфографической зоркости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktantkak.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант  как средство развития

орфографической  зоркости

учащихся 3 классов.

                                             Калинкина У.А.

г. Москва

2013

полезности этого правила для решения задачи – проблемная  ситуация.

-       Нужно постараться вывести правило в ходе общего рассуждения , а не вводить правило в готовом  виде.

-        Сама формулировка правила  должна  появляться  как  результат   проведённого   обобщения. Если можно, то перед обобщением давать схему, модель. Чтение по учебнику правила может выполнять требование проверки, контроля.

-              Завершаться работа должна ответом на вопрос: как  надо  действовать,  чтобы  правильно  написать.

      Четвёртое умение – умение  контролировать. Необходимо осуществить самоконтроль, проверку написанного.

        Для формирования комплекса этих орфографических умений используются различные упражнения. Одним из них являются диктанты. Например, объяснительный и предупредительный. В объяснительном диктанте –объяснение после записи. В момент письма можно ставить «дырки», либо отмечать сомнения «?» над написанной буквой. Писать диктант, отмечая все орфограммы. Предупредительный диктант – объяснение до записи.

       Самым эффективным из диктантов является диктант «Проверяю себя», он может выполнять как контролирующую, так и обучающую функции.

Организация работы по обучению диктанту

«Проверяю себя».

     

     После повторения понятия «орфограмма» и разведения понятий «орфограмма» и «правило», началась целенаправленная работа по обучению диктанту «Проверяю себя».

      При обучении были использованы следующие упражнения:

  1. Запишите предложения, пропуская все орфограммы (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

Ч . дес . н , . каз . ч . н  ру .. к . й  ле .  з . мой.

             Затем следующий ученик вставляет пропущенные буквы     (если пропущенная орфограмма не изучена, то букву помогает вставить учитель).

  1. Сосчитайте, сколько орфограмм вам встретиться в предложении

Н . ступил  перв . й  зимн . й  ден . . (4 орфограммы).

     3)    Упражнения, развивающие «орфографическую зоркость» и готовящие ребят к диктанту есть и в учебнике.

             __________________________________________________

             __________________________________________________

       При выполнении упражнений необходимо знать правила проверки безударного гласного в корне и уметь применять данное правило на практике.

       Методика проведения диктанта строится на основе упражнений подобного характера.

  1. Диктую предложение.

Наступил первый зимний день.

  1. Запишите предложение, пропуская все орфограммы.

Н . ступил  перв . й  зимн . й  ден .  .

       3)     Сколько орфограмм пропустили?  (4).

       4)     Как записали слово наступил?

               -  Наступил, записали слитно, т.к. на – это приставка, приставка является частью слова. После н буква а, т.к. приставка на.

               -    Хорошо!

        5)     Проверьте запись слова первый, после буквы в буква ы, это окончание прилагательного. О написании окончаний разных частей речи мы поговорим в дальнейшем. В слове зимний после буквы н вставьте и – это тоже окончание прилагательного.

        6)      Как записали слово день?

                  -  На конце слова ь – показатель мягкости согласного.

                  -  Правильно!

        Затем идет запись второго предложения. Перед тем, как диктовать, еще раз напоминаю детям о том, что необходимо пропускать все орфограммы.

        Мы  п . шли  на  л . сны .  . зер .  .

        После записи предложения опять разбираем каждое слово с точки зрения орфограмм и изученных правил. На месте пропусков вставляем нужную букву зеленой ручкой.

        Эта работа проходит над каждым предложением диктанта. Она помогает детям «видеть» орфограммы в тексте, учит разграничению – «знаю» - «не знаю».

         Диктант «Проверяю себя» помогает детям развивать творческое воображение и вместе с тем формирует у них орфографические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические методики применения ИКТ

Данный материал раскрывает понятие "активные методы обучения" и их применение в образовательном процессе....

Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»

Цель методики:формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здровья....

Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...

Описание методик для выявления уровня развития творческих способностей.

Даётся описание трёх методик  "Наборщик", "Три слова", "Составь рассказ о несуществующем животном", по которым можно выявить уровень развития творческих способностей...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...

Описание методики работы над составной задачей

Описание методики работы над составной  задачей...