Урок развития речи. Изложение "Первые школы"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Хужахметова Наталья Анатольевна

Урок разработан по программе "Школа 2100" и сопровождается презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение «Первые школы»

Слайд 2

Он построил город на болоте. Создал армию и флот . Он стал первым императором, наше государство стали называть империей. Учил студентов за границей. С XVIII века ввел новый календарь. О ком идет речь?

Слайд 3

Петр I

Слайд 4

“ Люблю тебя, Петра творенье …” А.С.Пушкин.

Слайд 6

Открытие первых школ. Школа в Серпухове. В школу под ружьем. Сами в школу бегут. Визит Петра. План.

Слайд 7

Буквы, ц и фры, гра мм атика, а р и фметика, г ео графия. Открылась, ребята не идут, отцы не верят. Ра сс ердился, в ое вода, г о сударю напишу, в е лел. Привыкли, н е деля, см и рились, пишут, слушают, д о волен, складывают. Т ула, решил зайти, п о хв а лил, худо без знающих людей. Ключевые слова.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Изложение  «Первые школы" по программе "Школа 2100" 4-й класс

Цели:

  учить подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык;

развивать речь, память, мышление, умения видеть и объяснять орфограммы;

оформлять устную речь в письменном виде.

Оборудование:

  1. электронное приложение к уроку;
  2. учебники “Русский язык” (4 класс) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Образовательная система “Школа 2100;
  3. проектор,компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение. Что значит написать изложение?(Подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык.) 

(Слайд 1) О ком идёт речь?

Он построил город на болоте – Петербург.

 Создал армию и флот.

Он стал первым императором, наше государство стали называть империей.

Учил студентов за границей.

С XVIII века ввел новый календарь.

(Слайд 2)

А что еще вы знаете о царе Петре I?

(Слайд 3)

 Эпиграфом нашего урока мы возьмем слова А.С.Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…” 

А.С.Пушкин называл Санкт-Петербург творением Петра. А кто из вас бывал в этом городе?

(Слайд 4)

-Ребята, как вы думаете, почему люди поставили ему памятники в разных городах? За что мы благодарны ему?

– А вы, в наше время, за что можете быть благодарны Петру I?

– Текст сегодняшнего изложения напрямую связан с периодом правления Петра I.

3. Слушание текста.

– Слушая текст, постарайтесь определить: тему, тип, жанр.

Первые школы

Во времена Петра 1 на Руси открываются первые школы. Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией.

Открылась такая школа и в городе Серпухове. Приехал учитель, а ребята в школу не идут. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения.

Рассердился учитель. Пошел к воеводе и кричит: “Не хочешь помочь? Тогда я самому государю напишу!” Испугался воевода. Велел солдатам с ружьями приводить в школу ребят.

Прошла неделя. Привыкли дети, стали сами в школу бегать. И отцы смирились. Пишут ученики буквы, складывают цифры, слушают про моря и земли. Доволен учитель.

Однажды через Серпухов в Тулу проезжал сам Петр 1. Решил зайти в школу. Приходит он в класс, а там полно ребят. Похвалил их царь и говорит: “Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей”. (По С. Алексееву)

4. Беседа.

- Какова тема текста? (История появления первых школ в России)

- Определим тип текста (Повествование)

- Какие иллюстрации  можно сделать к каждой части?

- А его жанр? (Рассказ)

- Почему вы так решили? (События в тексте излагаются последовательно)

5. Чтение текста учащимся и работа по содержанию.

– Откроите учебники на стр.93, упр. 291.

– Самостоятельно прочитайте текст.

– Какие слова в тексте вам не знакомы?

Где можем найти объяснение этих слов? (“Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова)

– Что стали изучать дети в первых школах?

– В каком городе открылась школа?

– Почему отцы не пускали детей в школу?

– Какое решение принял воевода, чтобы заставить ребят посещать школу?

– Почему настроение учителя улучшилось, через некоторого время?

– Как царь Петр I оказался в этой школе?

– Почему царь посетил школу в Серпухове?

– Прочитайте фразу высказанную Петром.

– Как вы ее поняли?

6. (Слайд5)

Чтение текста по частям и составление плана. Выбор ключевых слов.

(план записывается в тетрадь)

  1. Открытие первых школ
  2. Школа в Серпухове
  3. В школу под ружьем
  4. Сами в школу бегут
  5. Визит Петра I

(Слайд 6)

Ключевые слова (одновременно идет работа над орфографическим написанием слов)

Буквы, цифры, грамматика, арифметика, география.

Открылась, ребята не идут, отцы не верят.

Рассердился, воевода, государю напишу, велел.

Привыкли, неделя, смирились, пишут, слушают, доволен, складывают.

Тула, решил зайти, похвалил, худо без знающих людей.

7. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова

8. Орфографическая подготовка

9. Повторное чтение

10. Запись текста и самопроверка.

11. Чтение нескольких работ. Анализ.

12. Итог.

– Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать, все ли у вас получилось.



Предварительный просмотр:

Карточка – помощница.

Когда на Руси открылись первые школы?

В каком городе открылась школа?

Почему дети не пришли в школу?

К кому пошёл учитель?

Что сделал воевода?

Кто проезжал через Серпухов?

Что сказал Пётр ?

Когда на Руси открылись первые школы?

В каком городе открылась школа?

Почему дети не пришли в школу?

К кому пошёл учитель?

Что сделал воевода?

Кто проезжал через Серпухов?

Что сказал Пётр ?

Когда на Руси открылись первые школы?

В каком городе открылась школа?

Почему дети не пришли в школу?

К кому пошёл учитель?

Что сделал воевода?

Кто проезжал через Серпухов?

Что сказал Пётр ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

Урок развития речи в школе II вида изложение "Лиса"

Изложение в 4 классе специальной коррекционной школы II вида о повадках лисы...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...