Конспект урока по русскому языку в игровой форме. Тема "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Еремина Елена Александровна

 

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Приглашается жюри. Команды ходят по очереди и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды отвечают, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается значком, соответствующим команде, в зависимости от того кто победил. Следующий ход делает команда противника.

После выполнения участниками всех заданий урока - игры жюри подсчитывает количество всех крестиков и ноликов и выявляет команду победителя. Победившая команда получает призы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestiki_-_noliki._imya_sushchestvitelnoe.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Род имен существительных

Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученных учащимися об имени существительном:

Задачи: - Обобщить и систематизировать знания детей об изменении имен существительных по числам, родах имен существительных;

  1. повысить уровень языкового развития учеников;
  2. вырабатывать чутье к языку;
  3. развивать творческую инициативу каждого участника игры;
  4. совершенствовать коллективный навык работы.

Ход урока.

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Приглашается жюри. Команды ходят по очереди и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды отвечают, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается значком, соответствующим команде, в зависимости от того кто победил. Следующий ход делает команда противника.

После выполнения участниками всех заданий урока - игры жюри подсчитывает количество всех крестиков и ноликов и выявляет команду победителя. Победившая команда получает призы.

1. Организация класса.

Ребята, освоение родного языка - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

Задания нашей игры будут касаться имени существительного. Работать будем не только с заданиями, но и с хитрыми вопросами. В конце игры жюри определит лучшую команду и знатока русского языка. Итак, начали.

«Жеребьевка»

Нам необходимо определить команду, которая начнет игру. Для этого за 1 минуту вам нужно составить как можно больше новых имен существительных из букв слова «транспорт». Побеждает команда, которая назовет последнее слово. Начинаем зачитывать с самого длинного слова, части речи, кроме существительного не засчитывать. (Спорт, тропа, торт, рост, тост, трос, спор, сорт, порт, пост, наст, нота, рот, нос, сор, тон, ар)

2. Конкурсы.

«Подбери слово» От данных слов надо образовать как можно больше имен существительных (слова зачитываются поочередно каждой команде). Но сначала давайте вспомним какие слова называют именами существительными.

Храбрый (храбрец, храбрость)        Болтливый (болтун, болтовня)

Ленивый (лень, лентяй, лентяйка)    Мудрый (мудрость, мудрец)

 Бегать (бег, бегун, беготня)        Ходить (ход, ходок)

Богатый (богач, богатство)        Грубый (грубость, грубиян, грубиянка)

Сильный (сила, силач)        Веселый (веселость, веселье, весельчак)

«Ответь на 5»

Прочтите правильно, что здесь написано (представители от команды подходят к столу и выбирают карточку со словами)

  1. Портфель, случай, статуя, магазин, столяр, красивее, звонит.
  2. Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим., шофер, километр.

Найдите среди этих слов имена существительные поставьте к ним вопрос. Какие существительные отвечают на вопрос кто?

«Вставь букву»

Вставьте пропущенную букву там, где это нужно. Назовите орфограммы, докажите написание. Найдите имена существительные измените их число.

Чудес... ный, лес... ища, гла...ки, но... ка, по ...писать, об... явление, тр... пинки, н.. .род

Прекрас... ный, сколь... кий, ло...ки, о... дать, под... езд. сн...жинка, ов...гц, в...юнок.

Хитрый вопрос: сосчитай сколько звуков и сколько букв в слове сердие. Почему?

«Колодец»

Колодец дает воды тому, кто очистит воду. Найдите среди слов лишнее. У имен существительных определите род.

Воды, водитель, подводный, подводник. Водить, наводнение, паводок, водянистый.

«Кто больше назовет»

Вспомните и назовите сказки, где действующее лицо лиса. Перечислите имена существительные, которые ее характеризуют. Найдите среди них имена собственные.

Хитрый вопрос: посмотрите на эти детские лица и скажите, какие имена им можно дать, чтобы в этих именах были предложенные двойные согласные.

«С миру по нитке»

По названным частям назовите слово. Определите род.

Его корень в слове лесной, приставка в слове перелет, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк.

Его корень в слове думать, приставка в слове выходить, суффикс и окончание в слове ягодка.

Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц.

Приставку и корень найдете в слове поговорить, суффикс в слове пересадка, окончание в слове покраска.

Хитрый вопрос: как из маленького хвостика сделать большой?(убрать суффикс -ик-)

Можно ли превратить рыбу в человека? Как?(Да, добавить суффикс -ак-)

Как из топора сделать рукоятку?(топорище)

«Народная мудрость»

В народные приметах найдите имена существительные и определите род.

Синица пищит - зиму вещает.

 Дым столбом к морозу.

Длинные сосульки к долгой весне.

Ласточка низко летает - дождь предвещает. Шумит хвойный лес ожидай оттепель.

Муравьи прячутся в гнезда к грозе.

Хитрый вопрос: сосчитайте количество фразеологизмов в тексте:

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему - ни ногой.

«Не разлить водой»

Выбери слитное написание слов.

(из)учать (в) ставить (в) тетради (к) другу (с) братом

(к) олечко (из) дома (на) мазать (с) бежать (на) обед

(от) ветра (у) лететь (от) обедать (у) дома (на) лить (по) дороге (на) крыше (по) читать (в) лесу (в) бежать

«Золотая середина»

Найдите и подчеркните имена существительные среднего рода, отвечающие на вопрос что?

Декабрь утро село        чудовище дитя

Доброта печенье терпенье метель расписание Хитрый вопрос: как правильно сказать у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов. у рыбей нет зубов? (у рыб есть зубы)

3. Подведение итогов урока и награждение команды победительницы.

        I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 1 урок" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 1 урок" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 3 урок" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 3 урок" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...