Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Мария Алексеевна

Урок обобщения знаний с использованием   приёма -кластер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Учитель: Иванова Мария Алексеевна

Тема « Имя существительное как часть речи.

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных»

Цели урока

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  2. Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
  3. Показать лексическую и синтаксическую роль существительного в предложении.
  4. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты

  1. Обучающиеся научатся распознавать морфологические признаки существительного.
  2. Научаться различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  3. Пополнение словарного запаса.

Формирование УУД,ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                    1 мин

      - Встали все красиво.

      - Тихо сели.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

- У нас  урок русского языка.

- Я желаю вам удачи, пусть даже маленькой, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

Психологический настрой.

-Девиз нашего урока: «Повторенье – мать ученья».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

II. Актуализация знаний.6 мин

-Сегодня наш урок мы проведём в форме игры-путешествия по древней стране под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Там живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам, признакам предметов, называют действия предметов. В глубоком подземелье живут страшные слова, но они, к счастью, редко выходят на свет. Различных слов великое множество. Они охотно дружат с детьми и даже позволяют себя «переодевать», сочинять новых друзей.

-Надеюсь, я заинтриговала вас и вам скорее хочется узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

 Языковая разминка

-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю отправиться в путь и выполнить следующее задание.

- На партах у вас лежит карточка № 1 со словами.

(На карточке слова:Сер…це, утю…, щ…ка, ел…, сум…а, трос…ник, вод…мерка, искус…тво, тро…, ег…рь, лес…ница, нав…днение, …рех, еж…ха)

-Прочитайте слова. Какие слова непонятны?(егерь)

-Где вы можете получить информацию о значении, смысле слов? (толковый словарь)

-Ребята, я принесла в класс толковый словарь. Узнаем значение этого слова.

Слайд 1 (презентация)

ГЕРЬ, 1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед — специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

- Вставьте в слова пропущенные буквы, над каждым словом укажите номер орфограммы.

1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

2. Парная согласная на конце слова.

3. Удвоенная согласная.

4. Непроизносимая согласная.

5. Сложное слово.

6. Безударная в корне слова, непроверяемая ударением.

7. Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

8. ь - показатель мягкости согласного.)

Взаимопроверка по слайдуСлайд 2 (презентация), выставление оценки в оценочном листе.  

- Что общего у этих слов? (обозначают предмет)

-Как называются слова, обозначающие предмет? (имена существительные)

-Где среди расположенных слов спряталось слово – существительное?(находят и составляют слово по первым буквам) Чего не хватает? (ь) – Какова роль Ь в этом слово? (ь- показатель мягкости согласного)

-О чём же пойдёт речь на уроке? (об имени существительном)

III. Формулирование проблемы.5 мин

-Мы начинаем изучать большой раздел.

– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).(СЛОВО.ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)    Слайд 4 (презентация)

– Какие вы знаете части речи? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, числительное, предлог, союзы)

- Члены предложения?(подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения)

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д.

– Прочитайте название тему сегодняшнего урока (с. 97).(Что мы знаем об имени существительном)Слайд 5 (презентация)

-Мы будем узнавать новое? (нет)   - Значит, какова цель урока? ( Повторение знаний об имени существительном)

-Сегодня мы составим на уроке карту нашего путешествия по городу Имя Существительное. Я буду составлять на доске её, а вы у себя на листочках-маршрутах вписывать название улиц, где мы будем проходить.

-Как называется город, где мы оказались? (Имя существительное).

Учитель прикрепляет в центр карты название города, а ученики вписывают название в карту-маршрут -им. сущ.

Составление плана урока

-Какие задачи ставим перед собой?(повторение знаний об имени существительном)

– Давайте составим план урока.

- Что нужно вспомнить сначала? Потом?

Дети высказывают свои предположения, после этого на слайде появляется план урока. Слайд 5  (презентация)

* Что обозначает?

* На какие вопросы отвечает?

* Какую роль выполняет в речи?

* Признаки имени существительного

* Каким членом предложения бывает?

* Морфологический разбор.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.Составляли план.)

IV. Развитие умений.Вспоминаем то, что знаем

1.Роль имён существительных в речи.                                               3 мин

Упр. 101 с.97 – развивается умение находить в тексте имена существительные.

-  Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».

- Что узнали о героях рассказа? (где живут) Что еще можно предположить о них? (живут бедно)  Зачитайте описание избушки. Рассмотрите как художник изобразил эту избушку. Слайд 6 (презентация).

Работа в парах.

Игра «Не ошибись».

- Мы сегодня путешествуем по городу Имя существительное. Сейчас мы попробуем найти жителей этого города. Работать вы будете в парах, в этом тексте всего 34 слова, нужно сосчитать сколько имён существительных встретилось в этом отрывке.

-Как нам отличить имена существительные от других частей речи? Что они обозначают? (предмет)Учитель вносит эти данные в схему, а дети вписывают на своих листочках-маршрутах.

-На какие вопросы отвечают имена существительные?(кто? что?)

Дети работают в парах, подчёркивают имена существительные в тексте.

-Сколько имён существительных встретилось в тексте?(19). Проверьте себя по слайду 7 (презентация).Если вы ошиблись, найдите и подчеркните пропущенное слово.

- Оцените работу пары в оценочном листе (нахождение имён существительных  в тексте).

-Какой вывод мы можем сделать? (В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.)

-Действительно, в тексте преобладают имена существительные. Почти каждое второе слово в нашей речи – существительное, т. е. САМАЯ  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ, САМАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ)

– О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?(Роль имён существительных в речи)

2. Признаки имен существительных.10 мин

Упр. 102- выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

-Прочитайте первую часть задания.(Выпиши в 2 столбика одуш. и неодуш. имена сущ. в начальной форме)

-Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?Слайд 8 (презентация)

- Прочитайте задание дальше. (Укажи род и число имён существительных)-Какого рода бывают имена существительные и как его определить?Слайд 9 (презентация)

-Как изменяются имена существительные? (По числам).Слайд 10 (презентация)

Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют по вариантам самостоятельно по заданию.

Выполняется в тетрадях и  на доске. (2 ученика на доске: один выписывает одушевленные существительные, другой – неодушевлённые, определяют их род и число).

 -Ребята, кто для тех, кто быстро выполнит задание на слайде, представлен отрывок с продолжением текста. Слайд 11 (презентация)

Проверка. Самооценка.

Одуш.                                            Неодуш

  Охотник-м.р., ед.ч.                                 избушка-ж.р., ед.ч.

Емеля-м.р., ед.ч.                                     лес-м.р., ед.ч.

  внучок-м.р., ед.ч.                                  земля-ж.р., ед.ч.

Гришутка-м.р., ед.ч.                                свет-м.р., ед.ч.

                окно-ср.р.,ед.ч.

                  крыша-ж.р., ед.ч.

              труба-ж.р.,ед.ч.

              забор-м.р.,ед.ч.

           ворота-мн.ч.

                 сарай-м.р., ед.ч.

-По каким улицам в городе Имя существительное мы сейчас путешествовали? (одушевленность и неодушевлённость,род и число)

-Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?  (признаки имён существительных)

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

-Мы сейчас говорили про слово. На уроках русского языка мы работаем со словом, предложением и текстом. Поэтому перейдем  к упр. 103.

- Давайте определим роль имени существительного в предложении.

Работа по вариантам: 1 вариант – 1, 2 предложение

                                      2 вариант – 3, 4 предложение

-Обсудите написание, найдите в своих предложениях имена существительные, подпишите. Определите, какими членами предложения они являются? (главными и второстепенными)

_-Проверим выполненную вами работу. (По одному предложению ребята объясняют орфограммы, называют грамматическую основу, объясняют расстановку знаков препинания, определяют слова-имена  существительные и их роль в предложении).Самооценка. Оценочный лист.

- Назовите имена существительные.Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных членов предложения.

– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?(член предложения)

–Ребята, мы сейчас зашли в городе Имя существительное – на улицу член предложения.

4.Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Знакомство с текстом.

-Прочитайте отрывок из текста В.Бианки  в  упражнении 104.

- О чём говорится в тексте? (об охоте)

-С кем ходим на охоту герой текста? (с сынишкой и собакой Джимом)

- В какое время охотиться было особенно трудно? (сухой осенью) Докажите. (Сухой лист гремит под ногами и дичь далеко тебя слышит.)

Расстановка знаков препинания.

-Расставьте запятые карандашом в учебнике. Работа в парах. Проверка. (Ребята выступают по одному представителю от каждой пары, объясняют расстановку знаков препинания.)

Запись однокоренных слов.

_-Найдите в тексте однокоренные слова (охота, охотиться).

-Выпишите эти слова, выделите корень и продолжите ряд однокоренных слов. Укажите, какие это части речи.

Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

 Разбор имён существительных как части речи.

- Расскажите о имени существительном по схеме.(Выслушивается 1 ученик).

-  Скажите, пожалуйста, все свои знания о существительном письменно, где вы можете изложить?(В морфологическом разборе.)

- Что значит морфологический разбор? Что вы можете указать? Рассмотрите образец записи с. 99. Какое слово разобрано как часть речи? (под ногами)

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

-Разберём имена существительные, обозначенные цифрой 3, как часть речи: (на) охоте, (с) деревьев, лист, дичь.

Первое слово совместно с учителем. На доске появляется запись:

(на) охоте – (где?), н.ф. охота, сущ., неодуш., ж.р., в ед.ч., второст.чл.

Остальные слова – по вариантам (по рядам: 1 ряд – (с) деревьев, 2 ряд – лист, 3 ряд - дичь).

Самопроверка по слайду 8-10 (презентация). Выставление оценки в оценочном листе.

-Что вспомнили при выполнении этого задания? (морфологический разбор имён существительных.

–Ребята, какие признаки имён существительных мы сейчас указывали? (одуш. и неодуш., род, число, член предложения)

- Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

- Назовите, что относится к постоянным признакам имён существительных? (одушевлённость и неодушевлённость, род)

-Какой признак называют  «непостоянным признаком»?(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).

- Что относится к непостоянным признакам? (число)

-Давайте распределим признаки имени существительного на схеме на 2 группы.

-По какому принципу вы распределили признаки существительных на 2 группы? (постоянные и непостоянные)

На боковой доске учитель прикрепляет карточки с названиями свойств признаков:

- Распределите признаки имени существительного по этим двум группам.На боковой доске ученики прикрепляют карточки с названиями признаков в нужный столбик (составление схемы).

Вывод: Закончите предложение:постоянные признаки имён существительных – это ….(одушевлённость и неодушевлённость, род), непостоянные признаки – это …(число, член предложения).

V.Итог

1) Рассказ по схеме

- Используя схему, составьте рассказ об имени существительном. (Работа в группах по 4 человека)

- Проверяем. У кого получился рассказ?

2) Рефлексия

-  Продолжите мои предложения: Слайд 11 (презентация)

Сегодня я выполнял задания…..

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Мое настроение…

Мне захотелось…

- На других уроках мы еще много нового узнаем  об  имени  существительном.

VI. Домашнее задание Слайд 12 (презентация)

1. Рассказ по схеме об имени существительном     или  упр. 105 (устно).

2. Упр. 103 (последнее предложение).

Приложение 1

Карточка № 1

Вставьте в слова пропущенные буквы, над каждым словом укажите номер орфограммы.

Сер…це, утю…, щ…ка, ел…, су…а, трос…ник, вод…мерка, искус…тво, тро…, ег…рь, лес…ница, нав…днение, …рех, еж…ха.

1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

2. Парная согласная на конце слова.

3. Удвоенная согласная.

4. Непроизносимая согласная.

5. Сложное слово.

6. Безударная в корне слова, непроверяемая ударением.

7. Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

8. ь - показатель мягкости согласного.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                        Приложение 2

Оценочный лист

Задание

Оценка

1

Заполнение пропущенных букв в словах и соотнесение их с видами орфограмм

2

Нахождение имён существительных в тексте

3

Признаки имён существительных (одуш. и неудуш., род, число)

4

Член предложения

5

Морфологический разбор имени  существительного

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Рамзаевой - 2 класс, часть 2. Конспект составлен по программе- Школа России.  Конспект содержит так же раздаточный материал. Раб...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...