Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".
статья по русскому языку по теме

Лохман Надежда Ивановна

Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости младших школьников.

Характеристика понятия орфограммы.

Важнейшее условие формирования орфографической зоркости является знание признаков орфограмм.

Орфограмма – это буква или другой письменный знак (слитное и раздельное написание, перенос, прописная буква), который по слуху однозначно не определяется, по звуку не устанавливается.

Орфограмма есть там, где есть при неизменном произношении выбор написания.

Потребность узнать, какую букву писать в том месте слова, где один и тот же звук может быть обозначен разными буквами  (может «представлять» разные фонемы), - это и есть то, что принято называть орфографической зоркостью.

Виды орфограмм.

Орфограмма есть там, где есть звук в слабой позиции.

Орфограммы,

связанные с передачей звуков буквами.

Слышу звук.                                                 Какой буквой его обозначить?

                                                                                         

Орфограммы слабых позиций.             Орфограммы сильных позиций.             

                                                                                                   

Безударная гласная в приставке,                 жи-ши, чаа, чуу, чк, чн    

корне, суффиксе, окончании.   

                               

Сомнительные согласные:                            ъ, ь – разделительные знаки                  

  1. парные согласные                                ь - показатель мягкости        
  2. непроизносимые                                   ь – после шипящих                        

                                       

              Проблема 

Их написание подчинено

фонематическому принципу.        

Орфограммы,

не связанные с передачей звуков буквами.

Заглавная буква.                                                    Правила переноса.    

                                       

                                       Слитное и раздельное

                                                написание.

                                                Дефисное.

                                                                                     

                                                                         

                                                                                     

         Предлоги                                                       Не с глаголами.

с существительными и

   прилагательными.

                                               Предлоги

                                         с местоимениями.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...