Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн-
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Долина Мария Михайловна

Цели:

  • помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.89 КБ
Office presentation icon chk_chn.ppt246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн-

Цели:

  1. помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  2. формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  3. развивать внимание, наблюдательность, речь:
  4. воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.
Ход урока
1.
Организационный момент.
- Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2.
Установочная.
Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях......
Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)
- А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник).
- Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.
Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.
3.
Минутка чистописания. Повторение пройденного.
- Кр. Шапочка просит угадать букву
 (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)
- Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий - это нам понадобится в дальнейшей работе.
- Напишите букву Чч по образцу.
- А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
Запишите эти сочетания.
- Запишите только слова с шипящими согласными. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки. Читаем слова:

Работа, щётка, шутка, время, чисто, угол, жук.

4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
- Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
- Итак, кто догадался? (ЧК)
- Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.
А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.
На доске:

ЧК

ЧН

печка

печник

ёлочка

ёлочные

удочка

сочный

- Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.
- Печка - что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)
- Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
- Ёлочка - то же что и ель.
- Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
- Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
- Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?
(Арбуз, помидор и т.д.)
- Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`]
- Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
- Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
- Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
- Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!
На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
- Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.
Выделите сочетания ЧК, ЧН.
- Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)
5.
Закрепление.

-Открываем учебник и читаем правило мудрой совы.

-Читаем упр 1 Почему каждая строка начинается со знака «тире»? (Это диалог )

-Прочитайте диалог по ролям в парах.

- смотрим упр 2.  Произнесите в слове девочки все мягкие согласные.

- как обозначена мягкость согласных звуков [Д] [К]? (гласными звуками).

- Как ёще может быть обозначена мягкость согласных на письме? (ь)

-А как обозначена мягкость согласного [Ч]?  (не обозначена)

- Почему? (согласный звук [Ч] всегда мягкий   )

 -Какой мы можем сделать вывод? (Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!)

2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.

(текст у каждого ученика на карточках)

Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.

- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.
- На какое правило эти слова? (ЧК)
- А на какое правило нет слов в...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...

Урок русского языка во 2-м классе на тему "Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цели:1.     Создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических зад...

Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Правописание приставок и предлогов»

Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Правописание приставок и предлогов»...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова

Коспект урока и презентация по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...