Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Емангулова Рауза Константиновна

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный этап.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

(Слайд №1)

Вступают в диалог с учителем.

 -Проверьте, все ли готово к уроку?

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок каждому пошел впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Самоопределение (Л.)

Мотивация к учебной деятельности (Л.)

2. Минутка чистописания.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3)

Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и»

9                             10                        11

з                            ?                          й

- Внимание на экран.

- Что вы знаете о звуке «и»?

- Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз)

- Какие соединения?  (Верхнее, среднее, нижнее)

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

4. Словарная работа.

Организует диалог, обращает детей к исторической справке.

(Слайд № 5, 6)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их.

- Внимание на экран.

- Составь  слова:

р е т а к а

к р а б о л ь

к с м о с о

- Какие слова зашифрованы?

- Почему я включила эти слова в наш урок?

( День  космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.)

- К чему призывал Ю. А. Гагарин?

- Запишите словарные слова по теме «Космос»

Словарная работа.

Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический.

- Родственные слова разберите по составу.

(Морфемный разбор)

- Составить предложение и разобрать по членам и частям речи.

- Выписать словосочетания, указать связь.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Как можно назвать одним словом?

(Имена существительные)

Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.)

Воспитание моральных норм  поведения (Л.)

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.)

3. Формирование проблемы, планирование деятельности.

В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

(Слайд № 4)

Ставят цель урока, составляют план.

До Земл… .         От площад… .

По памят… .        На медал… .

- Что общего в этих словах?

- В чем различие?

( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения)

- Над какой темой мы будем работать?

- Какая цель нашего урока?

- А почему Земля написано с большой буквы?

Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.)

5. Актуализация знаний.

Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11)      

Слайд №12

Воспроизведение имеющихся знаний.

Выбор верного утверждения.

 Имя существительное.

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном.

Работа в группах.

Выбираем верное утверждение:

1. Как изменяются имена существительные?

1. По родам.

2. По числам и падежам.

  1. Докажи.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже?

1. Кому? Чему?         3. Кого? Чего?

2. Кого? Что?             4. О ком? О чем?

  1. Докажи.

3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже?

1.  1, 2 склонения.                               2.  1, 2 склонения.

- е                                                          - и

     3 склонение                                           3 склонение

- и                                                            - е

  1. Докажи.

4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж?

1. К, по.  

2. О, об, в, во, при, на.

  1. Докажи.

Это интересно.

- Сколько падежей в русском языке?

- Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж.

- Интересно, как он называется?

(Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом.

 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.

- Что вы нашли в Интернете о падежах?

Анализ объекта (П.)

Умение строить речевое высказывание (П.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

Умение структурировать знания (П.)

Сличение результата с заданным эталоном (Р.)

Умение сотрудничать со сверстниками (К.)

Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.)

6. Этап выявления места и причины затруднения.

 В позиции консультанта.

(Слайд № 13)

Работа с тестами. Дифференцированная работа.

Самостоятельная работа.

1 группа – слабые дети.

В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже?

1) О цапле, без лести, до дороги.

2) К дочери, по газете, к роще.

3) На месте, из-за потери, без печали.

4) Около кровати, при ветре, для встречи.

2 группа – средние дети.

В каком ряду все существительные имеют окончание –е ?

1) К яблон…, от отмел…, на сирен… .

2) По ел…, для кукушк…, к солом… .

3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… .

4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… .

 

3 группа – сильные дети.

В каком ряду все существительные стоят в винительном  падеже?

1) Началась весна. Ребята ищут грибы.

2) Облако плывет. Дедушка сеет горох.

3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог.

4) Мы красим стол. Я пилю бревно.

Способ решения новой задачи (П.)

Умение выражать собственные мысли (К.)

Самопроверка, самооценка (Р)

Нарисуйте лесенку успеха.

На какую ступень вы себя поставите.

7. Этап построения проекта выхода из затруднения.

 

(Слайд № 14)                                                                                                                                                

Памятка.

Вывод.

-Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных.

Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж.

- Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного?

Памятка.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1.Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Целеполагание (Р.)

Прогнозирование (Р.)

Самопроверка, самооценка (Р)

8.Физкультминутка.

Чтение стихотворения.

(Слайд №15)

Выполнение движений.

Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.)

-

9. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Выборочный диктант.

Подводит к выводу.

( Слайд №16)

Дети применяют полученные знания.

- Какой падеж мы не закрепили?

- Выписать существительные в творительном падеже.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо все теперь понять

В падеже Творительном.

Я творю карандашом,

На листе своем большом,

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Самоопределение (Л.)

Контроль знаний и коррекция (Р.)

10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

(Слайд №17)

Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу.

Работа с учебником.

Указать падеж в глагольных словосочетаниях.

1. №220.

Морфологический разбор:

(построить) ракету.

2. №221.

- Сколько предложений в этом тексте?

Морфологический разбор:

взревела.

- Найдите предложение о небе.

Голубое небо оказалось под нами.

Смыслообразование (Л.)

Планирование своего действия (Р.)

Самооценка (Л.)

Применение полученных знаний в новых условиях (П.)

Применение полученных знаний на практике.

12. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

(Слайд №18)

Объяснение значения устойчивого выражения.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Что такое фразеологизм?

«На седьмом небе»

- Что обозначает это выражение?

(Побывать в космосе)

Итог урока.

- Какую часть речи мы закрепили на уроке?

- Где вы будете применять полученные знания?

- Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

Рефлексия.

Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки.

Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Имя существительное"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все

 

 

 

 

 

 

Я умею

 

 

 

Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.

XV. Домашнее задание:

Стр.81, №222.

 

Регулятивные УУД.

Выявление основного в своей деятельности.

Личностные УУД.

Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Имя существительное» (закрепление)

Слайд 2

9 10 11 з ? й

Слайд 4

До Земл… . По памят… . От площад… . На медал… .

Слайд 5

Составь слова: Р Е Т А К А К Р А Б О Л Ь К С О М С О

Слайд 6

Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!

Слайд 7

Имя существительное

Слайд 9

Кого? Чего? Кого? Что? Кому? Чему? О ком? О чем? Выбираем верное утверждение:

Слайд 10

1,2 склонение -е 3 склонение -и 1,2 склонение -и 3 склонение -е

Слайд 11

Выбираем верное утверждение: Предлоги: к, по. Предлоги: в, во, на, при,о,об.

Слайд 12

Это интересно падежи т в д р и з п

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Самостоятельная работа

Слайд 15

Памятка. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: 1.Определить склонение. 2.Определить падеж. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Слайд 16

Выборочный диктант

Слайд 17

Работа с учебником.

Слайд 18

« На седьмом небе»

Слайд 19

Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме «Имя существительное» Фамилия_________________ Имя__________ Я знаю Да Нет Не совсем Все падежи Вопросы, предлоги, окончания Я умею Отличать Р. п., Д. п., П. п. Писать окончания без ошибок Оцени себя

Слайд 20

Выбери смайлик

Слайд 21

Домашнее задание

Слайд 22

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку Имя прилагательное 4 класс

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку 4 класс по теме: Имя прилагательное. Повторение, первый урок Программа Перспектива...